Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 386.47 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации03.03.2014
Размер386.47 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Габдуллина Венера Рамилевна

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ПУТИ ЕЁ ФОРМАЛИЗАЦИИ

Специальность 10.02.19 – теория языка

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Ижевск – 2013
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Рогожникова Татьяна Михайловна

Официальные оппоненты: Васильев Лев Геннадьевич

доктор филологических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Калужский государствен-

ный университет им. К.Э. Циолковского»

заведующий кафедрой лингвистики

и иностранных языков;
Акатьева Ирина Сергеевна

кандидат филологических наук

ФГБОУ ВПО «Ижевская государствен-

ная сельскохозяйственная академия»

доцент кафедры иностранных языков

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный

университет» (г. Уфа)

Защита состоится «9» октября 2013 года в 9 часов 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.275.06 на базе ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 1, к. 003.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» и на сайте УдГУ: http://udsu.ru/

Автореферат разослан «_____» августа 2013 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук Н.В. Кондратьева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению возрастных динамических процессов развития значения знакомого слова в татарском, башкирском и русском языках, а также анализу динамики изменения стратегий идентификации значения слова, на которые опираются испытуемые при опознавании слова. Как показали исследования, развитие значения слова не прекращается на протяжении всей жизни человека. Анализ процессов развития позволяет создавать различные модели функционирова-ния значения в индивидуальном сознании. Созданные модели становятся основой для дальнейших исследований особенностей функционирования семантики слова в различных условиях: в норме и патологии, в условиях разных типов одаренности, в условиях интро- и экстравертизма.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена социальной востребованностью в онтолингвистической информации, отражающей динамику перестройки структуры ассоциативного поля слова в разносистемных языках сквозь призму национально-культурной специфики. В большинстве смежных исследований, выполненных на материале русского, татарского и башкирского языков в онтогенезе речи, либо ограничивается возрастной диапазон, либо анализируются материалы на двух языках. В данном исследовании прослеживается динамика изменения значения слова в широком возрастном диапазоне (от 4 лет до 17 лет) в разносистемных языках (русский – татарский; русский – башкирский) и родственных языках (татарский – башкирский).

Объектом исследования выступает динамика семантических изменений и реализация стратегий идентификации значения слова в разных возрастных и языковых группах. Предметом исследования являются вербальные реакции, полученные в ходе психолингвистических экспериментов на материале татарского, башкирского и русского языков.

Цель диссертации заключается в установлении специфики глубинной динамики индивидуального и коллективного знания и выявления его национально-культурной вариативности с последующим построением динамических моделей изменения значения слова в широком возрастном диапазоне в разносистемных языках. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1) обобщить имеющийся теоретико-экспериментальный материал по данной проблематике и сформулировать рабочую гипотезу исследования;

2) составить список исходных слов-стимулов для проведения свободных ассоциативных экспериментов (далее САЭ) с испытуемыми четырех возрастных групп в трех разных языках;

3) провести внутриязыковой и межъязыковой количественный и качест-венный анализ материалов экспериментов и выявить динамику значения слова на разных возрастных этапах;

4) установить стратегии и опоры идентификации значения слова, используемые испытуемыми в разных языках в динамике;

5) осуществить экспериментальную проверку рабочей гипотезы и построить динамические модели семантических изменений в разносистем-ных языках, обозначив перспективы для дальнейшей работы.

Методологической и теоретической базой диссертационного исследования послужили труды ученых, рассматривающих проблему функционирования слова в индивидуальном сознании: работы Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, Ю.Н. Караулова, А.М. Шахнаровича, А.А. Залевской, Н.В. Уфимцевой, И.А. Стернина, Р.М. Фрумкиной, Т.М. Рогожниковой, Н.О. Золотовой, А. Вежбицкой, Е.Ю. Мягковой, Л.В. Газизовой, С.В. Закорко. В основу исследования положены следующие концепции и теории:

- концепция слова в лексиконе человека и теория индивидуального знания, разработанные А.А. Залевской;

- концепция функционирования многозначного слова в идиолексиконе и интегративная модель семантического развития, разработанные Т.М. Рогожниковой;

- концепция эмоционально-чувственного компонента значения слова как неотъемлемой части психологической структуры значения слова, разработанная Е.Ю. Мягковой;

- концепция ядра ментального лексикона человека как естественного метаязыка, созданная Н.О. Золотовой;

- стратегии идентификации значения полисемантического слова, выяв-ленные Л.В. Газизовой;

- особенности функционирования значения слова у интро- и экстравер-тов, выявленные С.В. Закорко.

В ходе анализа теоретического материала была сформулирована рабочая гипотеза, в соответствии с которой, выявленные ранее другими авторами пути развития значения слова имеют свои специфические модификации не только в разносистемных языках (в русском и татарском языках, в русском и башкирском языках), но и внутри родственных языков (в татарском и башкирском языках). Различия в интенсивности и глубине процессов функционирования значения слова в исследуемых языках позволяют предположить, что испытуемые – русские, татары и башкиры –опираются на разные стратегии идентификации значения слова. Изучение особенностей функционирования значения как живого знания обнаруживает национально-культурную специфичность смыслообразовательной деятель-ности испытуемых, проявляющуюся, в частности, в том, что испытуемые-татары реализуют модель семантического развития, характерную для ассоциативного поведения испытуемых интровертивного типа, испытуемые-башкиры – модель экстравертивного типа поведения, а испытуемые-русские сочетают обе модели.

Материалом для исследования послужили данные САЭ, проведенных с носителями татарского и башкирского языков в школах и детских садах городов Ишимбай, Стерлибашево и Стерлитамак, сел Яркеево и Семилетка, а также Кугарчинского, Мелеузовского, Куюргазинского, Иглинского, Баймакского, Бурзянского, Зилаирского, Зианчуринского, Кармаскалинского районов Республики Башкортостан. В экспериментах участвовало 400 испытуемых-татар (200 девочек и 200 мальчиков), 400 испытуемых-башкир (200 девочек и 200 мальчиков) в возрасте от 4 до 17 лет: дети дошкольного возраста (4–6 лет), младшего школьного возраста (7–10 лет), среднего школьного возраста (11–14 лет) и старшего школьного возраста (15–17 лет). В ходе экспериментов с носителями татарского и башкирского языков было получено 12000 реакций на 15 слов-стимулов в каждом языке. В целях сопоставления экспериментальных данных в разносистемных языках были использованы материалы САЭ с испытуемыми-русскими в четырех возрастных группах детей, проведенные Т.М. Рогожниковой.

В работе использовались следующие методы исследования: психолингвистический эксперимент, метод наблюдения над языковым материалом, постэкспериментальный опрос, описательно-сопоставительный метод, количественный анализ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Особенности развития значения слова у испытуемых – татар, башкир и русских – в онтогенезе имеют ряд универсальных и специфических характеристик. Межъязыковой количественный анализ экспериментальных данных показал преобладание универсальных особенностей над специфическими как в показателях стереотипности и конкретности / абстрактности реакций, так и в количестве разных и единичных реакций.

2. Качественная интерпретация результатов САЭ эксплицировала разницу в интенсивности и глубине процессов развития значения слова в исследуемых языках. В татарском языке процесс дифференциации значения слова протекает более интенсивно, чем процесс генерализации, и усиливается с возрастом. У испытуемых-башкир процессы дифференциации и генерализации, являются более выраженными и обнаруживаются в реакциях испытуемых с самого детства. В русском языке (как было установлено ранее другими авторами) процесс генерализации и дифференциации значения слова характеризуется их постепенностью, с возрастом наблюдается усиление выраженности (интенсивности) двух паралельно протекающих процессов. Для графического изображения функционирования семантики слова у испытуемых – татар, башкир и русских – была модифицирована спиралевидная модель развития значения слова, разработанная Т.М. Рогожниковой. Модель функционирования семантики слова у испытуемых-башкир связана с тенденцией к обобщению и реакциям абстрактного содержания, что позволило «вытянуть» спираль вверх и увеличить количество витков, уменьшив их в диаметре. Модель функционирования семантики слова у испытуемых-татар связана с их склонностью к дифференциации и конкретизации, что дало возможность увеличить диаметры витков, уменьшив их количество в спирали. У испы-туемых-русских процессы генерализации и дифференциации протекают постепенно и параллельно, поэтому модель функционирования семантики слова занимает промежуточное положение между моделями функциони-рования семантики слова испытуемых – башкир и татар (см. рис. на с. 17).

3. В ходе анализа способов идентификации значения слова была выявлена возрастная динамика их развития. Испытуемые в исследуемых языках по-разному опознают слова, опираются на разные стратегии идентификации, которые изменяются с возрастом. В процессе развития значения слова одни способы идентификации заменяются другими или изменяются их количественные показатели. С возрастом количество способов идентификации слова растет во всех исследуемых языках. Процесс идентификации значения слова можно рассматривать как процесс трехгранный, протекающий по формальным и семантическим признакам слова, а также при их интеграции.

4. Пути развития значения слова взаимосвязаны со стратегиями, которые испытуемые в том или ином возрасте используют при идентификации слова. Испытуемые-татары опознают слова, конкретизируя и поясняя их значение. Среди реакций преобладают конкретные существительные, предпочтение отдается дифференцированным понятиям. Носители башкирского языка с раннего детства реагируют на стимулы абстрактными существительными, в реакциях преобладают обобщения.

5. Корпус исследовательского материала на основе тюркских языков позволяет сделать вывод об устойчивости реакций с высоким показателем стереотипности, присутствующей в каждой возрастной группе, что дает основание для выделения ядра внутреннего лексикона в татарском и башкирском языках.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществляется комплексное изучение динамики изменения значения слова в онтогенезе в широком возрастном диапазоне от 4 до 17 лет в татарском, башкирском и русском языках. Выявляется возрастная динамика реализации стратегий идентификации значения слова в разносистемных языках. Предлагается модифицированная модель семантического развития слова, прослеживающаяся в трех разных языках в динамике как вариант спирале-видной модели развития значения слова, созданной Т.М. Рогожниковой.

Теоретическая значимость диссертации основывается на рассмот-рении и выявлении специфики динамического аспекта семантики слова в односистемных и разносистемных языках в рамках интегративного подхода; на признании того, что предшествующий опыт индивида влияет на установление связи между словом и хранящейся в памяти информации при идентификации знакомого слова в процессе описания универсальных и специфических стратегий идентификации значения слова; на понимании значения как континуального процесса, на фоне которого реализуется смыслопорождающая деятельность индивидуального сознания.

Практическая значимость результатов заключается в возможности их применения при решении ряда лингвистических и психолингвистических задач. Результаты работы применимы в дальнейших межкультурных исследованиях для выявления национально-культурной специфики ассоциативных реакций, при разработке курсов по общему языкознанию, спецкурсов по лингвокультурологии, теории коммуникации и основам межкультурной коммуникации, психо- и социолингвистике, а также в качестве материала для практических занятий по проблемам межкультурной коммуникации. Полученные результаты могут быть применимы в лексикографической практике при создании детского ассоциативного тезауруса в татарском и башкирском языках, а также при выделении ядра ментального лексикона в татарском и башкирском языках.

Апробация результатов исследования: научные и практические результаты были представлены в виде докладов и сообщений на всероссий-ских и международных научных и научно-методических конференциях: Уфа: УГАТУ 2010, 2011, 2012, 2013; Уфа: БАГСУ 2013; Иркутск: ВСГАО, 2011, 2012, Екатеринбург 2013. Результаты исследования отражены в 13 публикациях, пять из которых опубликованы в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ: Вестник Орловского государственного университета 2011, 2012 (г. Орёл); Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета 2011 (г. Пятигорск); Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии 2012 (г. Уфа); Экономические и гуманитарные исследования регионов 2012 (г. Ростов-на-Дону). Работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры языковой коммуникации и психолингвистики УГАТУ в 2013 году.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении определяются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, раскрываются актуальность работы и ее новизна, практическая и теоретическая значимость полученных результатов, а также формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I «Значение слова как психолингвистический феномен» раскрывает теоретические предпосылки данного диссертационного исследования. В разделе рассматриваются такие ключевые понятия, как «значение слова», «смысл слова», «сознание», «живое знание», проводится параллель между языком и речью, речью и мышлением, характеризуются основные гипотезы развития значения слова. В главе определяется терминологическая база работы, анализируется влияние чувственно-предметных, эмоционально-оценочных, системно-языковых параметров на динамику развития значения, проводится обзор межъязыковых исследований с целью создания динамических моделей семантических изменений в разносистемных и родственных языках.

В рамках психолингвистической концепции значения слова как достояния индивида, автором которой является А.А. Залевская, слово трактуется как средство доступа к единой информационной базе человека – его памяти, где хранятся совокупные продукты переработки перцептивного, когнитивного и аффективного опыта взаимодействия человека с окружающим его миром. Данная концепция позволяет трактовать значение слова как совокупность продуктов широкого набора актов глубинной предикации, включающей констатацию фактов сходства и различий по разным аспектам языковых и энциклопедических знаний, с учетом эмоциональных переживаний индивида и выработанных социумом норм и оценок.

Особое внимание в теоретической части диссертации занимает рассмотрение таких проблем как гипотезы развития значения слова у ребенка, процессы идентификации слова, взаимодействие эмоций и языка. Большую ценность представляют исследования, проводимые на материале различных языков и разных возрастных групп, а также исследования онтогенеза речевой способности.

В Главе II «Вопросы организации и проведения экспериментального исследования» рассматриваются основные вопросы, касающиеся организа-ции и проведения экспериментального исследования. Подробно описывается процедура отбора исходного списка слов-стимулов и проблема подбора коррелятов исходных слов в татарском и башкирском языках. Анализу подвергаются лексико-семантические варианты (далее  ЛСВ) полисемантич-ных слов, подтверждаются выводы, сделанные ранее другими исследователя-ми, выявляются новые количественные и качественные изменения ЛСВ слов.

Всего в эксперименте приняли участие 800 детей (400 носителей татарского языка и 400  башкирского языка) по 100 испытуемых в каждой возрастной группе. Родной язык является для них языком повседневного общения. К эксперименту были привлечены дети, как сельских районов, так и крупных городов.

Исходный список слов-стимулов составил 15 слов, среди которых 8 существительных (2 абстрактных  МЕЧТА и СЧАСТЬЕ; 6 конкретных – ШКОЛА, РАБОТА, ЧЕЛОВЕК, ДОРОГА, ЗЕМЛЯ, ДЕНЬГИ); 2 прилагательных – ГОРЬКИЙ И ХОРОШИЙ; 1 наречие – ПЛОХО, 4 глагола – ИГРАТЬ, ЛЮБИТЬ, ГОВОРИТЬ и ДУМАТЬ.

Предварительный анализ материалов САЭ позволил сделать следующие выводы: во всех трех исследуемых языках множество ЛСВ полисемантичных слов не реализовалось, особенно выразительным примером является татарский язык, где слова имеют множество ЛСВ, но даже их треть не реализуется в детском и подростковом возрастах. Анализ процентного соотношения реализовавшихся ЛСВ слова к общему количеству ЛСВ слова в татарском и башкирском языках для каждого возраста отражен в таблице 1, свидетельствующей о расхождениях в степени реализации ЛСВ полисемантичных слов-стимулов в тюркских языках по возрастам.

Таблица 1

Расхождения в степенях актуализации ЛСВ полисемантичных слов-стимулов в татарском и башкирском языках в разных возрастных группах испытуемых (в %)

возраст

46 лет

710 лет

1114 лет

1517 лет

слово-стимул

татар. язык

башк. язык

татар.

язык

башк. язык

татар. язык

башк. язык

татар. язык

башк. язык

Ачы / Әсе /

Горький

11

29

11

43

22

57

22

86

Мәктәп / Мәктәп / Школа

33

75

33

75

33

75

33

75

Кеше / Кеше / Человек

40

50

20

50

60

100

60

75

Җир / Ер / Земля

19

46

15

46

22

46

19

46

Уйнарга / Уйнарға /Играть

11

36

11

18

11

36

33

36

Юл / Юл / Дорога

18

33

27

33

45

33

45

33

Әйбәт / Һәйбәт/ Хороший

57

100

43

100

43

100

71

100

Эш / Эш / Работа

13

45

13

64

13

64

13

64

Начар / Насар / Плохо

50

80

50

100

50

100

83

100


Толковые словари татарского и башкирского языков фиксируют множество национально-специфичных ЛСВ. Наличие «уникальных» ЛСВ было отмечено практически в каждом слове-стимуле. Многие ассоциаты в тюркских языках можно отнести одновременно к нескольким ЛСВ полисемантичного слова. Значительно реже данная тенденция наблюдается с ассоциатами в русском языке.

В ходе анализа в тюркских языках были выявлены факты реализации значения слова, не зафиксированного толковыми словарями. Примером может служить полисемантичное слово-стимул РАБОТА / ЭШ / ЭШ в тюркских языках. В отдельную группу были выделены реакции, имеющие значение «поступок, дело»: әйбәт поступок (хороший поступок), эш (поступок, дело), кешегә берәр әйбәт эш яхшылык эшләу (человеку какое-нибудь доброе дело сделать), якшы эшләр (хорошие поступки (дела)), матур эшләр (красивые дела (поступки)), ярзам итеу (помогать), hәйбәт (хорошо, хороший), зур эш (хорошее, большое дело, поступок), насар (плохо, плохой), алама (плохой), яқшы эш эшләргә тырышам (стараюсь делать хорошие дела), яман эштәр (плохие поступки), эшләргә һәйбәт (делать хорошее). Отметим, что такое незафиксированное словарями значение слова РАБОТА достаточно часто встречается в реакциях испытуемых-татар и башкир во всех возрастных группах без исключения и фиксируется также в реакциях на слова-стимулы ПЛОХО / НАЧАР / НАСАР и ХОРОШИЙ / ӘЙБӘТ / ҺӘЙБӘТ).

На втором и третьем этапах исследования материала, представляющих собой внутриязыковой и межъязыковой анализ экспериментальных данных, устанавливалась структура ассоциативного поля, выявлялись ассоциативные потенции исходного слова, прослеживалось возрастное изменение «наполняемости» ассоциативных полей лексическими единицами. Было составлено свыше 100 сводных таблиц, демонстрирующих работу, проделанную в процессе исследования.

В таблице 2 приведены реакции, соответствующие ЛСВ2 в русском языке и ЛСВ6 – в татарском и башкирском языках исходного слова ГОРЬКИЙ у испытуемых разных возрастов. Реакции на русское слово-стимул ГОРЬКИЙ приводятся из исследований Т.М. Рогожниковой.

Таблица 2

Перечни реакций, соответствующих ЛСВ2 в русском языке и ЛСВ6 в татарском и башкирском языках исходного слова ГОРЬКИЙ

Язык

русский

татарский

башкирский

Возраст

4–6 лет

реакции не идентифицированы

кайгы (горе, печаль), кайчы кисе торган (ножницы режут)

реакции не идентифицированы



7–10 лет

слезы, горе, мука, плачет, грустный, плач, беда, груз, поцелуй

реакции не идентифицированы

ғүмер(жизнь), кызыкай (девушка), малай (мальчик), язмыш (доля), палка (палка)


11–14 лет

слезы, плач, грусть, миг, смех, день, зной, разлука, опыт, доля, моральная боль

бишле алу (пятёрку получать), гомер (жизнь)

куз йәш (слеза), ауыртыу (боль)



15–17 лет

плач, доля, упрек, страдающий, урок, жизнь, волнение


туй (свадьба), гомер (жизнь), кайгы (горе)

куз йәш (слеза), тормош (жизнь), Баш-корт теленең китабы (книга по башкирскому языку), әсәй (мама), кеше (человек), хак (цена, стоимость), язмыш (доля, участь), яштәр (молодежь), кайгы (горе), донъя (мир), ғүмер (жизнь)


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск