Скачать 78.62 Kb.
|
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации Методическая разработка. Урок по теме: «Конституция Российской Федерации» 10 класс Потылицына Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Миньковская средняя общеобразовательная школа» Бабушкинский район Вологодская область Россия 2013 г. Тема урока: «Конституция Российской Федерации» Цель: продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания обучающихся. Задачи: Образовательная: - способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны. Развивающая: - расширять правовой кругозор обучающихся, развивать навыки работы в группе. Воспитательная: - воспитывать у обучающихся уважительное отношение к Конституции – как Основному закону государства. Оборудование: текст Конституции РФ, мультимедийное оборудование, тематическая презентация, раздаточный материал. Эпиграф урока: «Благо народа – высший закон». (Латинское изречение) Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация темы. 3. Этап осмысления: изучение материала, работа с документом, работа в группах. 4. Закрепление материала. 5. Рефлексия. Ход урока: 1. Организационный момент. - Поздравление обучающихся с началом учебного года. - Объяснение эпиграфа урока. Слайд 1 2. Актуализация знаний. (Выступление начальника департамента социальной защиты населения Вологодской области Каманиной Л.В.) Слайд 2 -1- Вступление: 14 февраля 2013 года президент РФ подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции РФ. В связи с этим новый учебный год мы с вами начинаем с урока, посвященного главному закону нашей страны. Итак, коротко о том, что, как и зачем мы будем делать на занятии. Что мы будем делать? - Обобщим наши знания в политической сфере жизни общества. Для этого: 1. Повторим функции трех ветвей власти в РФ. 2. Вспомним, что мы знаем об институте президентства в РФ. Как мы это будем делать? - Перечитывая Конституцию РФ. Для этого: 1. Творчески поработаем в группах. 2. Проверим свои знания. Зачем нам все это? -Чтобы осознать, что без уважения к требованиям Основного Закона нашей жизни, их неукоснительного соблюдения невозможно достичь общественного согласия и порядка, мира и спокойствия, а значит, благополучного будущего для нашего Отечества. 3. Этап осмысления. Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан Конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Конституциями гордятся, на них клянутся, их критикуют, ими укрепляют государственную власть. Вопрос: А с чем у вас ассоциируется это слово? (обсуждение с обучающимися) Слайд 3. Конституция – общеобязательный нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства. Вопрос: Как же происходило зарождение конституционного строя? Какова история становления Конституции в нашей стране? (обсуждение вопроса с обучающимися) Слайд 4. 17 октября 1905 года Николай 2 издал манифест, который объявил о создании Государственной думы. Фактически этот документ являлся прообразом первой русской Конституции. Слайд 5. Из предыдущих уроков вы знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 году большевики принимают первую Конституцию Советской России. Последующие Конституции были приняты в нашей стране в 1924 г., 1936 г., 1977 г. -2- Вопрос: Почему в конце 20 века возникает необходимость в новой Конституции? (обсуждение вопроса с обучающимися) Слад 6. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г, после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Слайд 7. 12 декабря 1993 г. была принята первая демократическая Конституция в истории России. Практическая работа с текстом Конституции РФ. 1. Определите структуру Конституции РФ. Слайд 8. Конституцию открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Конституция РФ состоит из двух разделов. В первом разделе девять глав (137 статей). 1. Используя преамбулу, назовите ценности, отраженные в Конституции РФ. Слайд 9. Ценности, отраженные в Конституции РФ: нравственные ценности, ценности демократии, патриотизма, международного сотрудничества, ценности социального мира. Работа в группах. Все обучающиеся разделены на 5 групп. Обучающиеся выполняют задания. Группа №1. Слайд 10 1. Что составляет основу российской государственности? (Ответ: принципы, определяющие государственный и общественный строй России) 2. Используя главу 1 Конституции РФ, составьте схему «Основы конституционного строя». (Ответ: правовое государство, демократическое государство, федеративное государство, республиканская форма правления) Группа №2. 1. Какие вы знаете формы национально- государственного устройства? 2. Используя главу 3 Конституции РФ, составьте схему «Типы субъектов Российской Федерации». (Ответ: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа). Слайд 11 Группа №3. 1. Используя главу 4 Конституции РФ, продолжите предложение. Президент РФ – это … (глава государства) Президент РФ – это … (гарант Конституции) Президент РФ – определяет … (основные направления внутренней и внешней политики) Президент РФ – представляет … (государство внутри страны и в международных отношениях) Слайд 12 2. Кто может быть избран Президентом РФ? На какой срок избирается президент РФ? (Ответ: ст.81 Конституции РФ) -3- Группа № 4. 1. Пользуясь главой 5 Конституции РФ, заполните таблицу «Принципы Формирования парламента» Слайд13
Группа №5. 1. Пользуясь главой 6 Конституции РФ, назовите состав правительства РФ. (Ответ: ст.110 Конституции РФ) 2. Перечислите «Полномочия правительства РФ» (Ответ: ст.114, ст. 115 Конституции РФ) Слайд 14 Заслушиваются и обсуждаются итоги работы групп. Задание всем обучающимся: Используя главу 7 Конституции РФ, ответьте на следующие вопросы: 1. Кто может стать судьей? 2. Какими делами занимается Конституционный суд? 3. Чем занимается Арбитражный суд? (Ответ: ст.119,125,127 Конституции РФ) Слайд 15 Вологодская область является государственно - территориальным образованием в составе России, полноправный субъект РФ. Слайд 16. Высшим должностным лицом Вологодской области является Губернатор, который возглавляет высший исполнительный орган власти - Правительство Вологодской области. В состав Правительства области входят департаменты, комитеты, управления, отделы. Должность Губернатора с декабря 2012 года занимает Кувшинников Олег Александрович. Слайд 17 Орган представительной власти Вологодской области – Законодательное Собрание Вологодской области. Слайд 18 4.Закрепление материала. Тест «Знаем ли мы Конституцию РФ?» 1. Конституция – это: а) юридический акт, содержащий все законы страны; б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека; в) текст законов. -4- 2. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны? а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны. б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции. в) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство. 3. Сколько Конституций РСФСР, СССР и России было принято после Октябрьской революции 1917 года? а) 3; б) 5; в) 8. 4. Конституция РФ состоит из ___ глав. (Ответ: 2 гл.) Конституция РФ состоит из ___ статей. (Ответ: 137 ст.) 5. Допишите, заполните пропуски. Российская Федерация - есть демократическое, федеративное, __________ государство с ______________ формой правления. (Ответ: правовое, с республиканской формой) 6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является; а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы. 7. Что не относиться к конституционным обязанностям граждан РФ: а) защищать Отечество; б) трудиться; в) платить установленные законом налоги и сборы; г) беречь природу 8. К законодательной ветви власти относится ________(Ответ: парламент) К исполнительной ветви власти относится ________ (Ответ: правительство) К судебной ветви власти относится _________ (Ответ: суд) Президент является _________ (Ответ: главой государства) 9. К субъектам Федерации не относится: а) республика; б) Москва; в) Вологодская область; г) район. -6- 10. Ныне действующая Конституция РФ принята: а) Учредительным собранием; б) Конституционным собранием; в) на всенародном референдуме; г) Государственной думой. 4.Рефлексия. - Было ли полезным сегодняшнее занятие? Чем? - Выполни ли мы поставленные задачи? Конституция является Основным законом, знать ее должен каждый гражданин, поскольку она определяет порядок в стране, ее настоящее и будущее. Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна! -7- |