Скачать 82.36 Kb.
|
Урок налоговой грамотности, посвященный Дню работников налоговых органов. для учащихся 9-11 классов средней школы «Клуб грамотных налогоплательщиков» Цели: Образовательные: формирование у учащихся представления о налогах и системе налогообложения, сознания необходимости уплаты налогов, отношения к уплате налогов как к долгу каждого гражданина; Развивающие: расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права, совершенствование представлений школьников о государстве и его функциях, раскрытие сущности налогов, основных их видов и т. п. развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. Воспитательные: формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина. Структура:
Требования к оборудованию: проектор, компьютер, 3 стола для команд, карточки-задания, листы с терминами, ручки, карандаши, костюмы или их элементы, стол жюри. Ход урока. Организационный момент. Учащиеся делятся на 3 группы. Ведущий. Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства. Я приглашаю всех вас вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков. Девиз клуба - выражение О.У. Холмса: «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». Кто станет членом клуба, решат многоуважаемые мэтры, собравшиеся из разных эпох и цивилизаций. Поприветствуем их и предоставим слово (выходят мэтры в античных, восточных и русских костюмах, англичанин, американец). Расскажите нам что-нибудь интересное из истории налогов. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНО: Римлянин. В древнем Риме взимались налоги за обмен и размен денег, за воздвижение статуй, за пропуск в ворота – всего сто шестьдесят восемь различных видов налогов. Существовал и так называемый вольный налог (manumission), который должен был быть уплачен в случае освобождения хозяином своего раба. В некоторых случаях хозяин сам платил этот налог, так как подразумевалось, что он достаточно богат, чтобы отпускать раба на волю. В большинстве же случае этот налог платил сам освобожденный! Представьте — раб заплатил большую сумму за свое освобождение, стал вольным работником, и тут оказывается, что он должен заплатить Риму сумму за то, что он свободен. Араб. Из всех суверенных государств самые низкие ставки подоходного налога в Бахрейне, Брунее, Кувейте и Катаре, где независимо от дохода эта ставка равна нулю. Налог не взимается также с населения о-ва Сарк в составе Нормандских островов и с жителей Тристан-да-Кунья. Купец. В современной стоимости размер дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде, на душу населения в год составляла 1-2 рубля. В 1689 году Петром Первым был введен Бородатый налог. При этом было четкое разделение типов бород — купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку. Царь даже учредил особую должность - прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть изобретать новые источники доходов казны. Появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и на площадки, где производился торг лошадьми. Обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. Англичанин. В 1100-1135 году в Англии был введен налог на трусость. Согласно этому налогу, деньги взимались с каждого рыцаря и военнообязанного гражданина государства, который не хотел по каким-либо причинам сражаться за короля в многочисленных войнах. Вначале этот налог был относительно невысок, но затем король Джон поднял его на 300%, и стал взимать такой налог со всех рыцарей в годы, когда просто не было войн. Этот налог является одной из причин появления Великой хартии вольностей. Американец. В 1913 году налоговое законодательство США размещалось на 200 страницах. В настоящее время только Налоговый кодекс США содержит более 1.000 страниц убористого текста, а все налоговое законодательство занимает 17 000 страниц или 260 томов. Ведущий. Чтобы вступить в Клуб грамотных налогоплательщиков ребятам надо будет выполнить конкурсные задания. Каждый человек хотя бы раз в жизни когда-нибудь задаст себе вопрос: «Зачем нужно платить налоги?». Наверное, потому, что уплата налогов - основа достойной жизни каждого гражданина. Люди во все времена хотели жить хорошо. А чтобы воплотить свою мечту, нужно платить налоги, которые всегда были важной составляющей жизни человечества. Сотни и даже тысячи лет назад люди уже понимали, как это важно платить налоги. Государство не могло существовать без денежных средств, и ни одна казна не обеспечила бы его всем необходимым без постоянного финансового пополнения. В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотношений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1990 г. Конкурс 1. Вы уже много раз сегодня слышали слово «налог», у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение налога. Можно воспользоваться понятиями из набора слов: платежи, имущество, доходы, государство, общество. Время на работу 3-5 минут. Выслушиваются определения, составленные каждой группой. Ведущий. А теперь сравним с определением из Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. (Словарь Брокгауза и Эфрона). Ведущий. Это всего лишь одно из определений. В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у налога тоже 5. Давайте их выделим. Конкурс 2. Каждая команда получает карточку-задание, в текст на которой надо вписать пропущенные слова из следующих слов. периодическая, законом, часть, государства, принудительный. Признаки налога: 1) Налог - это…(часть)……доходов граждан и предприятий. 2) Носит …(принудительный)………..характер. 3) Выплата …………………..(периодическая). 4) Выплата в пользу …………….(государства). 5) Определяется ……….. (законом). В жюри сдаются листы с ответами. Ведущий В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:
У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Конкурс 3. Определите базу и ставку налога. Задание для команды №1 1. «И повелел фараон поставить над землею надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38) 2. В России налог на имущество организаций с 2004 года составляет 2,2% от стоимости имущества. Задание для команды №2 1. Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки. 2. В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей. Задание для команды №3 1. При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год. 2. В России при подаче искового заявления в суд уплачивается налог в размере 5% от цены иска. Выслушиваются ответы учащихся. Жюри оценивает работу команд и называет общий счет за все предыдущие конкурсы. Конкурс 4 Команда вытаскивает один из вопросов и спикер от команды должен выступить с речью на 1 минуту по данной теме.
Выступление представителей команд. Оценки жюри. Ведущий Привлечению общественного внимания к проблематике уплаты налогов и сборов в Российской Федерации, повышению социальной ответственности населения способствует социальная реклама. Предлагаю вашему вниманию несколько роликов. Выбрать ролики по адресу: http://portal.tax.nalog.ru/spec/open_lesson/ Конкурс 6. Давайте и мы попробуем придумать рекламный слоган, призывающий платить налоги. Каждая команда придумает рекламный слоган, призывающий платить налоги. Участники все вместе озвучивают рекламный слоган. Жюри оценивает работу и подводит общий итог. Ведущий. Современный налогоплательщик – это активный пользователь электронных услуг, ведь на сайте Федеральной налоговой службы можно получить массу услуг, не посещая инспекции, не выходя из дома. Подведение итогов. Награждение победителей. Ведущий. Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами расширили свои знания в области налоговой грамотности, повысили уровень правовой культуры и с полным правом каждого из вас можно считать членом Клуба грамотных налогоплательщиков. Согласно последним социологическим опросам, россияне готовы платить налоги государству, которое способно их эффективно использовать. Мы также не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан РФ. Вам, молодому поколению 21 века жить дальше, за вами будущее нашего государства. И от того насколько будет ответственно вы будете относиться к уплате налогов, настолько счастливой, сильной будет наше государство. |