Федеральное агентство по образованию ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мурманский государственный педагогический университет
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.4, ОПД.Ф.17, ОПД.Ф.18 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
(специальностям) 050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Очная /Заочная форма
Утверждено
на заседании кафедры БЖДиОМЗ
факультета ФКиБЖД
(протокол №9 от 05.03.2008г.)
Зав. кафедрой БЖДиОМЗ
____________Мещерова И.А РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор-составитель: В.В. Васюкевич, ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ) 1.2 Рецензенты: В.И. Чеканов, Главный специалист ГОУ «Управление по ГО ЧС и ПБ Мурманской области»;
Е.П.Сивков, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ) 1.3 Пояснительная записка Цель курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» - подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих теорией и методикой обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учебных заведениях.
Учитель безопасности жизнедеятельности должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать формированию общей культуры личности; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
Курс «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в рамках подготовки студентов педагогических ВУЗов по специальности 03.33.00 «Безопасность жизнедеятельности» является профилирующим. Основные задачи курса:
Осветить научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности.
Интегрировать теоретические знания по дисциплинам предметной подготовки и перевести их в практическую сферу применения.
Научить студентов методически верно планировать и проводить занятия по обеспечению безопасности и поведению учащихся в повседневной жизни, в школе, при организации массовых мероприятий; по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, проведению учебных сборов.
Познакомить студентов с передовым педагогическим опытом.
Развить у студентов профессионально важные качества педагога: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию, педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическую находчивость, педагогическое предвидение, педагогическую рефлексию.
Повысить мотивацию студентов к пропаганде безопасности жизнедеятельности.
Требования к знаниям и умениям: По окончании изучения курса студенты должны: знать:
концепцию образовательной области ОБЖ для общего и среднего образования;
научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности;
цели и задачи образовательной области ОБЖ;
обобщенную модель теории безопасности жизнедеятельности;
государственные образовательные стандарты, программы, учебники, методические пособия в области ОБЖ;
нормативно–правовые документы, регламентирующие работу образовательных учреждений;
требования, предъявляемые к учителю ОБЖ;
передовые, активные формы и методы организации занятий по всем разделам программы курса ОБЖ в учебных заведениях;
требования к оснащению и оборудованию учебных и подсобных кабинетов ОБЖ, тира и военных полигонов;
особенности организации и проведения «Дня защиты детей»;
технологию внедрения передового педагогического опыта на уроках ОБЖ;
методы пропаганды знаний по безопасности жизнедеятельности;
методы работы с родителями учащихся.
уметь:
определять цели и задачи обучения учащихся на уроках ОБЖ;
планировать учебно-воспитательную работу в рамках учебного учреждения, согласовывая ее с администрацией школы;
использовать активные методы обучения и педагогические технологии;
осуществлять межпредметные связи;
методически верно планировать и проводить занятия по обеспечению безопасности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий;
организовывать и проводить занятия по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера, природного и техногенного происхождения;
методически грамотно проводить занятия по гражданской обороне;
вести пропаганду безопасности жизнедеятельности;
организовывать и проводить учебные сборы на базе воинских частей;
организовывать и проводить праздник «День защиты детей»;
анализировать проведенные уроки и внеурочные мероприятия по ОБЖ.
Предлагаемая программа курса предусматривает изучение учебного материала студентами 3-4 курсов. В течение двух лет студенты сначала аудиторно – на лекциях и практических занятиях - знакомятся с основными положениями теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности. Затем получают практические навыки, выходя на педагогические практики: учебно-воспитательную и стажерскую, где опытным путем получают подтверждение в своем правильном профессиональном становлении. Наконец, интегрируя теоретические и практические знания по «Теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности», студенты осуществляют собственную научно-исследовательскую деятельность, результатом которой становятся защиты курсовых и дипломных работ. Отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельного изучения.
Освоение программы курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» заканчивается итоговым экзаменом. 1.4. Извлечения из ГОС ВПО
ОПД.Ф.04
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности. Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Базовый и профильный уровень. Межпредметные связи. Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий. Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях локального характера и по организации защиты от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения. Методика проведения занятий по гражданской обороне. Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности. Урок безопасности жизнедеятельности. Технические средства обучения. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности. Методика организации и проведения «Дня защиты детей», учебных сборов на базе воинских частей. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудоемкость
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/
СМ
| Сам. работа
| 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая безопасность и охрана труда»
| 3, 4
| 5,6,7
| 324
| 168
| 80
| 88
| 156
| Зачет, экзамен
|
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудоемкость
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/
ЛБ
| Сам. работа
| 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность и охрана труда»
| 2,3, 4
| 4,5,6,7
| 336
| 218
| 90
| 98/
30
| 118
| Зачет, экзамен
|
Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Ку
рс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудоемкость
| Всего
аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| Сам. работа
| 1
| 050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность »
| 2,3
| 4,5,6
| 284
| 54
| 26
| 28
| 230
| Зачет, экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды учебных занятий (в часах). Примерное распределение времени:
№
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| лекции
| Практические
| Сам. работа
| 1.
| Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ.
| 16
| 8
| 6
| 8
| 2.
| Структура и содержание школьного курса ОБЖ.
| 16
| 10
| 8
| 10
| 3.
| Урок безопасности жизнедеятельности.
| 32
| 16
| 16
| 22
| 4.
| Связь ОБЖ с другими дисциплинами.
| 8
| 4
| 4
| 8
| 5.
| Учебно-материальная база кабинета и ТСО.
| 8
| 4
| 4
| 8
| 6.
| Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности в повседневной жизни.
| 12
| 6
| 6
| 20
| 7.
| Методика организации и проведения занятий по защите от ЧС.
| 10
| 4
| 6
| 14
| 8.
| Методика проведения занятий по ГО.
| 10
| 4
| 6
| 16
| 9.
| Методика проведения учебных сборов.
| 12
| 4
| 8
| 10
| 10.
| Передовой педагогический опыт.
| 28
| 12
| 16
| 20
| 11.
| Работа с родителями. Методы пропаганды.
| 8
| 4
| 4
| 10
| 12.
| Методика проведения «Дня защиты детей».
| 8
| 4
| 4
| 10
|
| ИТОГО
| 168
| 80
| 88
| 156
|
Разделы дисциплины и виды учебных занятий (в часах).
Примерное распределение учебного времени на заочном отделении:
№
| НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
| Всего часов
| В том числе
| Форма контроля
| лекции
| Практические
| Сам. работа
| 1.
| Научно и организационно-педагогические основы обучения учащихся БЖД.
| 4
| 2
| 2
| 10
| к/р
| 2.
| Структура школьного курса ОБЖ.
| 4
| 4
| 4
| 30
| к/р
| 3.
| Урок безопасности жизнедеятельности.
| 4
| 4
| 4
| 30
| Конспекты уроков
| 4.
| Межпредметные связи.
| 2
| 2
|
| 10
| к/р
| 5.
| Учебно-материальная база кабинета и ТСО.
| 2
|
| 2
| 10
| к/р
| 6.
| Методика планирования занятий по обеспечению безопасности в повседневной жизни.
| 4
| 4
| 4
| 30
| Конспекты уроков
| 7.
| Методика проведения занятий по защите от ЧС.
| 4
| 2
| 2
| 20
| Конспекты уроков
| 8.
| Методика проведения занятий по ГО
| 2
| 2
| 2
| 20
| Конспекты уроков
| 9.
| Методика проведения учебных сборов.
| 2
| 2
| 2
| 20
| Конспекты уроков
| 10.
| Передовой педагогический опыт.
| 4
| 2
| 2
| 20
| Конспекты уроков
| 11.
| Работа с родителями. Методы пропаганды.
| 2
| 2
| 2
| 20
| Конспекты уроков
| 12.
| Методика проведения «Дня защиты детей»
| 2
|
| 2
| 10
| к/р
|
| ИТОГО
| 54
| 26
| 28
| 230
| Зачет/
экзамен
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины
|