Скачать 52.08 Kb.
|
Урок по обществознанию 9 кл Тема «Государство» Урок 2 «Государство и власть» Урок проведен учителем обществознания Бикметовой В.П. 28.09.13г. Элемент антикоррупционной политики на уроке: "Антикоррупционные передовые национальные стратегии: уроки для России" Ход урока Учитель: Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе Египта, Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая - во всех центрах древневосточных цивилизаций. (пример из текста: "Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара" (Египет, XXII в. до н.э.), Библии - Ветхий Завет, древнеиндийского трактата по искусству управления государством "Артхашастра" (IV в. до н.э.). Таким образом, сколько существует человечество, столько и приносит неизгладимый вред для взаимоотношений людей, развития общества – коррупция. И сегодня на нашем уроке мы не только раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции познакомимся с передовым национальным опытом противодействия коррупции. Я очень надеюсь, что в ходе урока вы высказали своё личное мнение к этой проблеме 1. Работа над понятием «коррупция». Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу. Первая группа – объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий. Вторая группа - объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода. Третья группа - объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения закона. Задание С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»? Либо предложить задание, в ходе которого учащиеся определяют синонимы слова «коррупция». Учитель: Понятие «коррупции» мы определили. Рефлексия. Учитель: Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции. Учитель: Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой: КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус. Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе. Рефлексия: Учащимся предлагается предложить свои оптимальные методы борьбы с коррупцией? Учитель: Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней. Работа в группах. Задание 1. Анализ основных этапов развития коррупции в России. Ученикам даётся задание составить краткий экскурс в историю развития коррупции в России. Эталон ответа. XIII – первое упоминание о мздоимстве (коррупции). XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III. XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV. XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления. С 1918г. – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. С 1922г. – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел. С 1957г. – официально борьба приостановлена, т.к коррупция считалась редким явлением. . Учитель: В России коррупция – словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится. А вот в Китае действуют просто: За взятки - к стенке, без колебаний! А потом по почте получат родственники Счёт за две пули – на восемь юаней*. Автор: Сергей Васильев-Эклипс * 8 юаней = 36 рублей Вопрос: Только решительные меры со стороны государства могут повлиять на искоренение коррупции в странах? Подтвердите или опровергните это мнение. Ответ аргументируйте. Примеры из международной практики Вопросы: - Перечислите страны, в которых коррупция выражена в наименьшей степени? - Почему среди многочисленных и разнообразных групп развивающих стран трудно выделить чётко сформулированные границы коррупции? - Каковы основные методы национального противодействия коррупции в стране (регионе)? - Как вы считаете, в чем кроется секрет успеха национальных государств в борьбе с коррупцией, в создании противодействия коррумпированности? Свой ответ аргументируйте. Подведение всех итогов. Учитель: Подводя итог сегодняшней работы мы предлагаем вам представить такую ситуацию. Заключение урока: Инсценировка стихотворения. В четверг совещание было, Рассмотрен был важный вопрос: Правительство наше решило С коррупцией биться всерьез. Обзор негативных явлений Докладчик с трибуны читал, Потом перешли к обсужденью. Один подполковник сказал, Что, мол, дожидаться негоже, Когда нас возьмут в оборот, Мы сами взять за руку можем Любого, кто взятки берет! И, чтобы в глазах руководства В грязь не ударить лицом, Нам план разработать придется, Как будем ловить подлецов: «С кого же начнем? Предлагайте! Смелее! Здесь только свои!» Весь зал зашумел: «А давайте Поймаем на взятках ГАИ!» Начальник ГАИ, беспокоясь За честь подчиненных своих, Ответил: «Имейте же совесть – На днях осудили двоих! Давайте-ка в рамках закона Проверим бойцов ППС, Вон, их командир батальона Недавно купил «Мерседес»!» Однако начальник по кадрам Резонно заметил в ответ: «Сержантов тревожить не надо, У них без того - некомплект!» Потом предложение было: «Задать участковым дрозда», Но тут же его отклонили: Кто ж будет работать тогда? И даже начальника тыла Затронул товарищ один, За то, что в клозете нет мыла, «Налево» уходит бензин, На даче он выстроил терем, Забор обложил кирпичом. Но это совсем не по теме, Коррупция здесь ни при чем! … Вот так перебрали все службы, В Москву был направлен ответ, О том, что нас трогать не нужно, Поскольку коррупции нет! Автор: Н.Е. Багров. 2009г. Домашнее творческое задание: Если мы победим коррупцию, то что будет…. |