Скачать 42.23 Kb.
|
Тема урока «-Тся и –ться в глаголах» Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах. Задачи: • Отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы. • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость. • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству. I. Организация урока (Запись на доске) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороват…ся: - Доброе утро! –улыбчивым лицам. И каждый становит…ся Добрым, доверчивым. Доброе утро продлит…ся до вечера! -Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь с нашими гостями, садитесь. Запишите число, классная работа. II. -Какие звуки произносятся на месте выделенных букв в глаголах? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Чем мы сегодня будем заниматься? (ответы детей)
Запишите тему урока «-Тся и –ться в глаголах». III. Вернемся к приветствию. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании -тся и –ться в конце глаголов? Примерный ответ:
- Установим, к какому слову относится глагол здороваться (придумано) -Ставим вопрос к глаголу придумано (что делать?) здороваться (Нач.ф.) Глагол становится. К какому слову относится? Каждый. Задаем вопрос к глаголу: каждый(что делает?) становится. Определяем форму глагола(3-е л.) Пишем без мягкого знака. Глагол продлится. К какому слову относится? Задаем вопрос. Определяем форму глагола. IV. Тренировочные упражнения.
2. Замените фразеологические обороты (словосочетания) одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч. (один человек у доски)
Физкультминутка. “Минутка час бережет” Что мы можем сделать за минуту? Поморгать, Потянуться, и при этом улыбнуться; Налево повернуться; Направо повернуться; Не забудьте улыбнуться! Покачаться, повертеться! 3 сек. помолчать; Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать! - Слова с какой орфограммой помогли нам размяться? 3. На карточках предложения. Внимательно прочитайте предложения, найдите в них глаголы на изучаемое правило. Выпишите глаголы вместе со словом, к которому они относится , поселив их в домик. На доске и в тетрадях рисуем домик, где живут –тся и –ться. 1.Ещё в раннем детстве впервые раскрывает…ся перед нами обширный светлый мир.(С .– М.) 2.Нужно родит …ся и долго жить в горах, чтобы полюбить и навсегда привыкнуть к дикой горной природе. (С.-М.) 3.Луга так душисты, что с непривычки туманит…..ся и тяжелеет голова.(Паустовский). 4. На километры тянут….ся густые, высокие заросли разных трав.(Паустовский). 5. Голубое небо отражает…..ся в чёрных скалах.(Сладков). 6.Северная весна! Глаз не хватает налюбоват…ся! (Н. Колпакова). Модельный ответ: (Запись на доске)
Взаимопроверка. Пользуясь модельным ответом, записанным на доске, проверьте правильность выполнения задания у товарища, опираясь на шкалу оценок. Шкала оценки. (Запись на доске) 0 ошибок – 5 1-2 ошибки –4 3 ошибки – 3
Ветер усиливается, движутся облака, небо покрывается облаками, тучи начинают разрастаться, деревья раскачиваются. Учащиеся зачитывают свои сочинения (по желанию). V. Итог урока. -Прослушайте стихотворение Э. Успенского «Окончания глаголов». Читает подготовленный ученик. -Как вы понимаете его слова о том, что сами глаголы должны давать ответ, когда в них следует писать –тся, а когда – ться? Как же быть с этим знаком, Ставить его или нет? Надо, чтоб сами глаголы Людям давали ответ. - Подведем итоги урока. Продолжите предложения Cегодня я на уроке узнал... Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Я научился определять правописание – ться, - тся по… Эти знания мне пригодятся… - Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас настроение хорошее, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный. Как приятно видеть ваши радостные лица! VI. Домашнее задание: выписать из учебника литературы 5 предложений, в которых есть глаголы с - тся и – ться. Обозначить орфограмму. |