Задания дистанционной олимпиады по литературе
для учащихся 8 классов 1 тур
Задание 1
Найдите лишнее в каждой группе литературных понятий.
Сказ, повесть, роман, поэма.
Ответ: Поэма
Завязка, экспозиция, развязка, конфликт.
Ответ: Конфликт
Романтизм, классицизм, сентиментализм, документализм.
Ответ: Документализм.
Трагедия, комедия, драма, сатира.
Ответ: Драма
Ассонанс, литота, аллитерация, звукоподражание.
Ответ: Литота
Амфибрахий, дактиль, анапест, хорей.
Ответ: Хорей
Задание 2
Установите соответствие между автором и фрагментом художественного текста. Заполните вторую колонку таблицы, выбирая предложенные имена писателей: Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин, Д.И. Фонвизин.
Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.
|
Н.М. Карамзин
«Бедная Лиза»
| Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
|
А.С. Пушкин
«Капитанская дочка»
| Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы "окончить мое воспитание", как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время - и хлебца напросишься. Но толковать об этом не для чего.
Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица - именно лица.
|
И.С. Тургенев «Ася»
| Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много, и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек.
| Д.И. Фонвизин
«Недоросль»
|
Задание 3
Определите размер стихотворного фрагмента, найдите в нём средства художественной выразительности, приведите примеры.
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
……………….Ф. И. Тютчев.
Ответ:
1) Четырехстопный ямб
2) Анафора: «Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река…»
Эпитеты: «полдень мглистый», «дремота жаркая» Задание 4
Назовите социальные пороки, которые осуждает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». Почему в пьесе автора нет положительного героя?
Ответ: Гоголь ― писатель, который высмеивает все недостатки государства и чиновников, общества, в некоторых произведениях, с присутствием мистики. То есть социальные недостатки. «Ревизор» не исключение. Автор в этом произведении осуждает ложь, казнокрадство, пошлость, эгоизм, взяточничество, беззаконие, угодничество, чванливость. Я считаю, что автор хотел показать все социальные пороки определенного государства, во всех ее красках. Все чиновники в этом произведении получили ценный урок, и, мне кажется, был бы тут не совсем уместен положительный персонаж. Так как Н.В. Гоголь основывает свои произведения на высмеивании человеческих пороков и недостатков общества, и оно и понятно, что основу берут неположительные герои. |