Скачать 148.2 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006. Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования. Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий. Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией. Цели и задачи: 1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях. 2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией. 3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням. 4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства. 5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты. 6. Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством. Обучение в 5 классе сосредоточено на двух важнейших разделах изучении истории Православия на примере жизни святых и изучении главных православных праздников. Поэтому в построении программы отчасти вводится абстрактно-тематический принцип изучения истории Православия, отчасти сохраняется календарный принцип построения программы (в изучении православного церковного календаря). В 5 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа и изучается « Ветхий Завет и религия Древнего Мира. Требования к уровню подготовки обучающихся знать/уметь: термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия; (Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни) сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия; (Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.) объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры; (Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык.) Тематическое планирование
Содержание Творение Богом мира и человека. Грехопадение.(3ч) Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни. Допотопное и послепотопное человечество(3ч) Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа. Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха. Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящие. Религии Древнего Мира(7ч) Религии Древнего Мира. Индуизм. «Веды»- древнейшие индо- европейские сказания о происхождении мира. Брахманизм - древнейшая ведическая религия. Буддизм. Представление о мире. Конфуцианство. Нравственные нормы конфуцианства. Религия Ближнего Востока. Древнеегипетская религия. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима. Патриархальный период истории еврейского народа(2ч) Патриархальный период истории еврейского народа. Дети Иакова.История Иосифа. Иосиф- прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство. Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной(8ч) Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной. Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное ( Чермное ) море и другие чудесные события на пути к Синаю. Дарование десяти Заповедей. Десять заповедей Ветхого Завета. Смысл и понимание каждой из заповедей в эпоху Моисея. Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Непокорство древних евреев и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл.. Вступление древних евреев в землю Обетованную. Иисус Навин- предводитель. Переход через Иордан. История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе. Период судей (1ч) Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей. Период царей( 5ч) Период царей. История правления царей. Саул – первый царь еврейский. Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним Высшая мудрость- благочестие. Разделение царства на Израильское и Иудейское. Пророки израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Жизнеописание пророка Илии. Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского. Вавилонский плен(3ч) Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекелия: предсказание об освобождении из плена, пророчество о восресении мертвых. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трех отроков от огня- прообраз трехдневного воскресения Иисуса Христа. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры. Период греческого владычества(2ч) Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык. Итоговый урок. Календарно- тематическое планирование
Учебно- методическое обеспечение
|