«Утверждаю»
Директор
ГБОУ гимназии №1554
Северо-Восточного округа
г.Москвы
______________ /О. Н. Тертухина/
«29» августа 2012г.
|
«Согласовано»
Председатель
Управляющего совета _______________ Вылегжанин И. В
«29» августа 2012г.
|
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ 1.Общие Положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом гимназии.
1.2.Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга (ВШМ).
1.3.Внутришкольный мониторинг – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП для принятия на этой основе управленческого решения.
1.4.Положение о ВШМ принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.
1.5.Задачи внутришкольного контроля:
осуществление мониторинга за исполнением законодательства РФ в области образования, решений педагогических советов гимназии;
выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пересечению;
анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки проектов решений;
анализ результатов реализации приказов и распоряжений по гимназии;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6.Содержание мониторинга:
выполнение Закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего образования;
использование методического обеспечения в образовательном процессе;
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;
ведение школьной документации (рабочие программы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов гимназии;
соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости;
работа творческих групп, М/К, библиотеки;
реализация воспитательных программ и их результативности;
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
состояние УМК;
выполнение требований СанПиН;
другие вопросы в рамках компетенции директора гимназии.
1.7.Методы мониторинга:
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
мониторинг;
письменный и устный опрос;
посещение уроков;
наблюдение;
изучение документации;
беседа;
хронометраж и другие.
1.8.Виды ВШМ (по содержанию):
тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МК, одного учителя или классного руководителя);
фронтальный /комплексный/ (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя).
предупредительный (предварительное изучение проблемного вопроса)
1.9. Формы ВШМ:
персональный (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля);
классно-обобщающий (фронтальный вид);
1.10. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШМ состоит из следующих этапов:
определение цели контроля;
объекты контроля;
составление плана проверки;
инструктаж участников;
выбор форм и методов контроля;
констатация фактического состояния дел;
объективная оценка этого состояния;
выводы, вытекающие из оценки;
рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
1.11.ВШМ осуществляет директор гимназии или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
1.12.Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
1.13.Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
1.14.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.
1.15.При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей гимназии без предварительного предупреждения.
1.16.Основания для проведения контроля:
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
1.17.Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
цель контроля;
сроки;
состав комиссии;
какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, посмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);
констатация фактов (что выявлено);
выводы;
рекомендации или предложения;
где проведены итоги проверки (М/К, совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, индивидуально, …);
дата и подпись ответственного за написание справки.
1.18.Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома гимназии или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
1.19.По итогам ВШМ в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
1.20.Директор гимназии по результатам ВШМ принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного мониторинга с привлечением определенных экспертов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
2.Персональный мониторинг
2.1.Персональный мониторинг предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.
2.2.В ходе персонального мониторинга комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;
умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной коммуникативной культуры обучающихся;
уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
уровень подготовки учащихся;
сохранение контингента учащихся.
2.3.При оценке деятельности учителя учитывается:
выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
уровень знаний, умений, навыков учащихся;
степень самостоятельности учащихся;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
совместная деятельность учителя и ученика;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержимое учебного материала;
способность к анализу педагогических ситуаций;
умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;
формы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.4.При осуществлении персонального мониторинга комиссия имеет право:
знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
изучать практическую деятельность педагогических работников гимназии через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.);
анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.;
организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
3.Классно-обобщающий мониторинг
3.1.Классно-обобщающий мониторинг осуществляется в конкретном классе.
3.2.Классно-обобщающий мониторинг направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
3.3.В ходе классно-обобщающего мониторинга изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
деятельность всех учителей;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
выполнение единых требований к учащимся;
стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество учителя и учащихся;
выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
владение учителем педагогическими технологиями при организации обучения;
соблюдение единого орфографического режима;
работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;
дифференциация и индивидуализация обучения;
работа с родителями учащихся;
воспитательная работа;
социально-психологический климат в классном коллективе.
3.4.Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
3.5.По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. |