Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
г. Протвино Московской области
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель научно-методической кафедры гуманитарного цикла
____________/Ульюк В.И./
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________200_г.
| «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УМР МБОУ «Лицей»
_____________/Лебедева Е.В./
ФИО
«__»___________200___г.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Лицей»
_____________/Кащеева Т.М./
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________200_г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию
(базовый уровень)
7 класс
Ступень основного общего образования
34 часа (1 час в неделю) УЧИТЕЛЯ Казарян Каринэ Александровны,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лабзенниковой и А.И. Матвеева. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы/ М.: «Просвещение», 2011г. Цели курса:
развитие и формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции;
помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления, еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в образовательной, программе лицея
(краткая характеристика предмета) Содержание основного общего образования по обществознанию представляет основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Первая тема – «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе – создание материальных благ дя удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Место предмета в учебном плане лицея
Учебный план МБОУ «Лицей» отводит на изучение курса обществознания в 7-ом классе - 34 часа (1 час в неделю).
Внесенные изменения
Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лабзенниковой и А.И. Матвеева на изучение курса «Обществознание» отводит 35 часов, из расчета на 35 учебных недель. Согласно учебному плану МБОУ «Лицей» в федеральном компоненте на изучение обществознания отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, из расчета на 34 учебных календарных недель. Поэтому в рабочей программе уменьшено количество часов по обществознанию на 1 час за счет резервного времени. Используемый учебно-методический комплект
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2012 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под.ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2010 год.
Формы организации учебного процесса: Организация учебного процесса предполагает следующие формы и их сочетание: лекция, семинар, практикум, игры-обсуждения. комбинированный урок и другие:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками
- беседа
- самостоятельная работа
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра
-реферативная работа. Формы контроля знаний: тестирование, проекты, устный опрос, рецензирование ответа (сообщения), сообщение по теме, самостоятельная работа. Проверочная работа занимает 10-15 минут урока.
Учебно-тематический план по курсу «Обществознание» для 7 кл.
№ п/п
| Наименование раздела
| Всего часов
| Из них
| Практикум
| Контрольные работы, с/р
|
| Введение. Как работать с учебником.
| 1
|
|
|
| Глава 1. Человек и другие люди. / Человек среди людей/
|
5
|
| 1
|
| Глава 2. Человек и закон.
| 9
| 1
| 1
|
| Глава 3. Человек и экономика.
| 14
| 1
| 3
|
| Глава 4. Человек и природа.
| 5
| 1
| 1
|
| Итоговый урок по курсу «Обществознание»
| 1
|
| 1
|
| Итого
| 34
| 3
| 7
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа) Введение. Как работать с учебником. (1 ч.)
Тема 1. Человек и другие люди (8ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт
Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия
Повторение по теме «Человек среди людей»
Тема 2. Человек и закон (14 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Повторение по теме «Человек и закон»
Тема 3. Человек и экономика (8 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Основные понятия: экономика, техника,
технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы
производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства,
государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Повторение по теме «Человек и экономика» Тема 4. Человек и природа (3 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Повторение по теме «Человек и природа».
Итоговый урок по курсу «Обществознание» Критерии оценивания достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все
ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются,
описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий,
проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,
неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации; Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Информационно-методическое обеспечение: компьютер, 2 монитора;
средства обучения: презентации, СД-диск прилагается к учебнику
Список литературы:
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Человек, право, экономика. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2009.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.
Обществоведение. Человек, право, экономика.7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. М: Просвещение, 2009.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс на 2013-2014 учебный год)
№
п./п
| Название раздела.
Тема урока
| Количество часов
| Виды контроля за уровнем усвоения материала
| Дата проведения
| Практикум
| К.р., с/р
| По плану
| По факту
|
| Введение. Как работать с учебником.
| 1
|
|
| 6.09
|
| Глава I. Человек среди людей (5 ч.)
|
| § 1. Отношения между людьми.
| 1
|
|
| 13.09
|
|
| § 2. Ты и твои товарищи.
| 1
|
|
| 20.09
|
|
| § 3. Зачем люди общаются
| 1
|
|
| 27.09
|
|
| § 4. Почему нужно быть терпимыми
| 1
|
|
| 4.10
|
|
| Повторение по теме «Человек среди людей»
| 1
|
| 1
| 18.10
|
| Глава II. Человек и закон (8ч.)
|
| § 5. Что значит жить по правилам
| 1
|
|
| 25.10
|
|
| § 6. Права и обязанности граждан
| 1
|
|
| 1.11
|
|
| Почему важно соблюдать законы
| 1
|
|
| 8.11
|
|
| § 8-9. Защита Отечества. Что такое дисциплина
| 1
|
|
| 15.11
|
|
| § 10. Виновен – отвечай.
| 1
|
| 1
| 29.11
|
|
| § 11. Кто стоит на страже закона
| 1
|
|
| 6.12
|
|
| § 11 Кто стоит на страже закона. Принципы судопроизводства
| 1
|
|
| 13.12
|
|
| Повторение по теме «Человек и закон»
| 1
| 1
|
| 20.12
|
| Глава III. Человек и экономика (14ч.)
|
| § 12. Экономика и ее основные участники
| 1
|
|
| 27.12
|
|
| § 13. Золотые руки работника
| 1
|
|
| 10.01
|
|
| § 14. Производство: затраты, прибыль, выручка
| 1
|
|
| 17.01
|
|
| Составление делового плана «Производство»
| 1
|
| 1
| 24.01
|
|
| § 15. Виды и формы бизнеса
| 1
|
|
| 31.02
|
| 20
| § 16. Обмен, торговля, реклама.
| 1
|
|
| 7.02
|
| 21
| § 16. Обмен, торговля, реклама.
| 1
|
|
| 21.02
|
| 22
| § 17. Деньги, их функции
| 1
|
|
| 28.02
|
| 23
| Деньги, их функции
| 1
|
| 1
| 7.03
|
| 24
| § 18. Экономика семьи
| 1
|
|
| 14.03
|
| 25
| Экономика семьи
| 1
|
|
| 26.
| Разработка и составление рекламы
| 1
|
| 1
| 21.03
|
| 27.
| Урок-игра «Город предпринимателей»
| 1
|
|
| 4.04
|
| 28.
| Повторение по теме «Человек и экономика»
| 1
| 1
|
| 11.04
|
| Глава IV.Человек и природа (6ч.)
| 29.
| § 19. Воздействие человека на природу
| 1
|
|
| 18.04
|
| 30
| § 20. Охранять природу – значит охранять жизнь
| 1
|
|
| 25.04
|
| 31
| Охранять природу – значит охранять жизнь
| 1
|
| 1
| 32
| § 21. Закон на страже природы
| 1
|
|
| 16.05
|
| 33
| Повторение по теме «Человек и природа»
| 1
| 1
|
| 23.05
|
| 34
| Итоговый урок по курсу «Обществознание»
| 1
|
| 1
| 30.05
|
|
| Итого:
| 34
| 4
| 4
|
|
| |