Скачать 175.37 Kb.
|
Приложение 1 Рекомендация по проведению Дней правовых знаний в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Конституция РФ. Статья 2 Проведение Дней правовых знаний является одной из форм этико-правового и гражданского образования и воспитания школьников. Целями проведения Дней правовых знаний являются:
Проведение дня правовых знаний может проходить как в рамках учебной, так и внеурочной работы. Проведение Дня правовых знаний может быть приурочено к школьным событиям, связанным с Днем народного единства (4 ноября), Международным днем толерантности (16 ноября), Днем Конституции Российской Федерации (12 декабря). Формы проведения Дней правовых знаний могут быть различными: в учебной работе - проведение уроков-бесед и уроков-игр (в начальной и средней школе), уроков-диспутов (в средней и старшей школе), уроков-практикумов изучения правовых документов (в 9-11 классах). Во внеучебной работе - встречи с представителями МВД, депутатами различных ветвей власти, беседы, дискуссии, дебаты, анализ политической речи и др. При подготовке Дней правовых знаний рекомендовано опираться на следующие педагогические подходы по отбору содержания:
Разъяснение положений действующего законодательства о проведении публичных мероприятий, в том числе об административной и уголовной ответственности лиц, совершивших правонарушения в указанной сфере, целесообразно проводить для школьников, уже знакомых в рамках курса обществознания с понятиями административного и уголовного права, юридической, административной и уголовной ответственности. Как правило, первое знакомство с такими понятиями происходит в 8-9 классах. Такое разъяснение может проводиться в виде лекции, беседы или урока-практикума работы с правовыми документами. В результате его проведения учащиеся:
Источники, используемые на данном занятии:
При проведении занятия может быть использована памятка аналогичного характера с сайта МВД http://www.mvd.ru/userfiles/pamyatka_massovye_meropriyatiya(4).pdf , в которой также приводится и изобразительный материал, который возможно использовать для создания презентаций. В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Встречу целесообразно начать с обращения ко 2, 29 и 31 статье Конституции Российской Федерации (см. Приложение 1), которые могут быть зачитаны вслух или в случае распечатки и раздачи учащимся комплектов документов для класса. Обсудив вопросы к данным статьям (Какие права граждан России указаны в приведенных статьях Конституции РФ? Кто защищает их права?) учитель выясняет, таким образом, круг неотъемлемых прав граждан, обсуждает разнообразные причины проведения публичных мероприятий (от общественных, социальных, религиозных и политических выступлений до фанатских и экстремистских группировок). Педагог обращает внимание учащихся, что существует множество различных форм донесения своего мнения по общественным вопросам до общества и власти. Это могут быть выступления в средствах массовой информации, обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, обращение в судебные инстанции и другие. Положения Конституции разъясняются Федеральными законами. В частности, осуществление прав граждан, указанных в 31 статье Конституции РФ регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот закон разъясняет основные понятия, связанные с проведением публичных мероприятий, порядок их организации и проведения, гарантии реализации гражданами права на их проведение. Санкции за нарушения данного закона устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом. В случае, если мероприятие проводится в форме юридического практикума, педагог делит аудиторию на две группы: «Организаторы публичного мероприятия» и «Участники публичного мероприятия». Каждая группа знакомится со своей частью выдержек из Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Кодекса об административных правонарушениях (оба документа в редакции от 8 июня 2012 г.) и выполняет задания к ним (представлены в Приложении 1). Группы получают время (10-12 минут) на прочтение и представление ответов для всей аудитории. В случае, если педагог проводит лекцию или беседу, то он может выбрать сам необходимый материал из Приложения 1 или помочь это сделать одному-двум учащимся для сообщения аудитории. Ответы учащихся педагог дополняет информацией, что организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. Далее, педагог сообщает, что по данным МВД чаще всего правонарушения при проведении публичных мероприятий совершаются путем: 1. Несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия. 2. Нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия. 3. Ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам. 4. Неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; нарушения регламента проведения публичного мероприятия. В случае нарушений осуществляется добровольное или принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях составления протокола об административном правонарушении. Если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, то сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, а для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций – специальные средства (статья 20, пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»). Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. №627. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, по его просьбе о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции»). В этих случаях полиция вправе осуществлять задержание нарушителей общественного порядка, проводить оцепление (блокирование) участков местности, применять физическую силу (статья 20), а также специальные средства (палки специальные, специальные газовые средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, световые и акустические специальные средства, водометы, бронемашины), порядок применения которых предусмотрен статьей 21 Федерального закона «О полиции». Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников (часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях): наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. В завершении целесообразно еще раз обратить внимание учащихся, что существует множество различных форм донесения своего мнения по общественным вопросам до общества и власти. Если гражданин решает участвовать именно в публичных мероприятиях, он должен четко понимать цели своего участия в них, следовать в своем поведении и агитации закону, не поддаваться на призывы нарушить закон и совершить противоправные или экстремистские действия, знать о последствиях таких нарушений. 2. Рекомендации по профилактике распространения экстремизма в молодежной среде (для 8-11-х классов)1. Экстремизм является сложным и многоликим социально-психологическим явлением. Юридическое определение экстремизма (экстремистской деятельности, экстремистской организации и экстремистских материалов) приводится в Приложении 2. В современной России, по данным социологических исследований, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %) и религиозные (4–5 %). Профилактика молодежного экстремизма может быть обращена как ко всей молодежи в целом, так и группам молодежи, находящимся в «зоне риска», а именно:
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» − «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?» и «С чего начать?». Целями и задачами профилактики экстремизма в молодежной среде:
Психологическая профилактика экстремистских проявлений у подростков должна идти в образовательных учреждениях в нескольких направлениях:
В системе предупреждения экстремизма приоритет отдается групповой форме. Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
Одной из сфер, которая может подтолкнуть подростков к экстремистской деятельности, является интернет. По мнению родителей, 88% из них знают о том, чем дети занимаются в интернете и какие сайты посещают, 92% устанавливают для детей правила нахождения в Сети. В действительности: 40% детей не обсуждают проблему безопасности в интернете с родителями; 33% детей не рассказывают родителям о том, какие сайты посещают; 34% родителей не устанавливают для детей никаких правил поведения в Сети; 23% родителей жалуются, что дети слишком много времени проводят в интернете; 14% родителей не представляют, сколько времени дети тратят на интернет. В Интернете, как и в реальной жизни, подростков подстерегают опасности. Наиболее опасные явления:
Нередко Интернет используется для дезинформации и экстремистской информации, распространители которой стараются вызвать симпатию у пользователей и привлечь на свою сторону. Для этой цели могут быть использованы данные, позволяющие идентифицировать отношение подростка к той или иной проблеме. Данные могут быть получены из личной информации, введенной в он-лайн анкету или бланк заявки, или похищенные путем взлома почтового ящика, анализа сайтов посещения и др. В целом, общение и поведение в Интернете схоже с реальной жизнью. Сохранение конфиденциальной информации, критическое отношение к заманчивым предложениям от посторонних лиц, избегание случайных контактов, соблюдение правил поведения учащимися, контроль со стороны взрослых за поведением детей и подростков и создание для них безопасной среды позволят уберечь не только учащихся от столкновения с опасными явлениями, но общество от экстремистских проявлений, как в Интернете, так и в жизни. Для повышения эффективности работы в сфере профилактики экстремистских проявлений обучающихся рекомендуется:
3. Рекомендации по формированию у учащихся навыков законопослушного поведения (для всех ступеней школы). При подготовке классных и внеклассных мероприятий, связанных с формированием у учащихся навыков законопослушного поведения, целесообразно использовать опыт реализации в ряде школ системы этико-правового образования (Петербургская модель). Данная система охватывает все ступени школьного образования. Для отбора содержания бесед, соответствующих возрастным особенностям учащихся, с ярко выраженной профилактической направленностью, педагог, в том числе, может обратиться к текстам книг, входящих в комплект УМК системы этико-правового образования (автор Н.И. Элиасберг). Для бесед в начальной школе:
Для бесед в 5-7-ых классах:
Для бесед в 8-9-ых классах:
Для бесед в 10-11-ых классах:
Рекомендации подготовлены доцентом кафедры социального образования СПбАППО к.ист. н. К.О. Битюковым 1 Данный раздел, с согласия авторов приводится из Методических рекомендаций «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних», подготовленные специалистами СПб АППО Эрлихом О.В., Цыганковой Н.И., Барышниковым Е.Н., Мельниковой Т.В., Черняевой С.А., Новоселовым В.Н., Гайсиной С.А., Евсеевой М.А. |