Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большелипяговская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области» Утверждаю:
Директор МОУ
«Большелипяговская средняя школа»
____________Выскребенцева А.В.
План работы
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
на ступени начального общего образования
на 2013-2014 уч. год
Большие Липяги
2013
Направление : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи :
1. Формировать представления о патриотизме и гражданственности, государственном устройстве.
2. Воспитывать любовь к родному краю и малой родине, народным традициям
3. Формировать личностные качества и начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина
Виды и формы деятельности (урочной и внеурочной)
| Планируемые результаты
| 1 класса
| Экскурсии по родному селу, району, в Вейделевский краеведческий музей.
Классные часы:
«Что такое флаг, что такое герб»,
«Наши права и обязанности»,
«Праздник мира и труда». "Красная книга Белгородской области",
«Заповедные уголки России».
Тематические беседы на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Игры: "Дом, в котором я живу", «Путешествия в свое прошлое ".
«Уроки мужества»
Календарные праздники «Мой край, родная Белгородчина».
Конкурсы рисунков о своей семье, о родном поселке, о школе.
Конкурс «Вперед, мальчишки».
Акция «Ветеран живет рядом»
«Моя родословная», создание древа жизни совместно с родителями.
| знание и ценностное отношение к государственной символике (герб, флаг, гимн);
уважение к родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления о государственном устройстве, о культурном достоянии своего края (малая Родина);
начальные знания о родном селе, о школе;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
| 2 класс
| Уроки русского языка, литературного чтения, ИЗО, музыки технологии, окружающего мира.
Экскурсии в музеи
Участие в акциях милосердия, приуроченные:
- дню пожилого человека;
-дню защитника Отечества;
Выборы президента школы.
Акции «Мой двор, моя улица», «Я – гражданин России»
Участие в общешкольных мероприятиях, концертах;
Беседы: "Мои земляки", "Этот великий и могучий русский язык"; "Россия - родина моя!";
Конкурс чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине», посвященный Дню флага Белгородской области
Викторины по истории села, области, страны;
Тематические классные часы: "Азбука нравственности, "Я - дома, я - в школе, я - среди друзей", "Государственные символы России", "Обычаи и традиции моей страны", «День флага Белгородской области»
Праздничная программа ко Дню Матери.
Конкурс рисунков «Моя малая родина», «Моя семья»
Просмотр художественных фильмов о защитниках русской земли.
| ценностное отношение к России, своему народу, своему языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления о государственном устройстве, об этнических традициях и культурном достоянии;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
начальные представления о правах и обязанностях человека, товарища
| 3 класс
| Уроки русского языка, литературного чтения, ИЗО, музыки, технологии, окружающего мира.
Экскурсии в музеи, по родному краю.
Проведение читательских конференций по книгам о ВОВ.
Участие в акциях милосердия, приуроченные:
- дню пожилого человека;
-дню защитника Отечества.
Выборы президента школьной детской организации.
Акции «Ветеран живет рядом», «Мой двор, моя улица», «Я – гражданин России».
Участие в общешкольных мероприятиях, концертах.
Краеведческие викторины «Знай и люби свой край родной», «Защитники земли белгородской».
Беседы: "Твои гражданские права",
Встречи с участниками войны в Афганистане, Чечне;
Шефство над ветеранами педагогического труда.
Игры, викторины «Знаешь ли ты свое Отечество?»
Игра-путешествие "Имена путешественников на карте нашей страны".
Конкурс чтецов «Поэты земляки о моей малой Родине», посвященный Дню флага Белгородской области.
| элементарные представления об институтах гражданского общества, о знаменательных событиях истории, в том числе своего села и края, о примерах исполнения патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей национальной культуры, истории
|
Направление : воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи :
1. Расширять представления о правилах поведения, этических нормах общения и взаимоотношениях
2. Воспитывать - уважительное отношение к традициям народов России, края, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации, уважительное отношение к старшим, неравнодушие, сочувствие, милосердие
3. Формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми, способность правильно реагировать на негативные поступки
Виды и формы деятельности (урочной и внеурочной)
| Планируемые результаты
| 1 класса
| Беседы на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО; Просмотр учебных фильмов;
Походы в Иоанно-Богословский храм в с. Долгое, беседы с настоятелем храма отцом Сергием.
Заочные путешествия;
Беседы, тематические классные часы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Зачем быть вежливым?»,«Дружба - это...», «Наши дедушки и бабушки», «Как хорошо уметь читать».
Сюжетно-ролевые игры: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости»;
Игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться».
Библиотечные уроки («Уважение к старшим в художественных произведениях»), Рождественские праздники
Участие в акциях милосердия: «День пожилого человека» и др.
Выполнение правил поведения «Мы стали школьниками»
Участие в общешкольных мероприятиях(«Здравствуй, школа!», «Последний звонок») и классных мероприятиях («День именинника», «Прощание с Азбукой»)
организация совместных с родителями и общественностью школьных КТД («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенины», «Новый год)
Участие в марафоне «Давай докажем что не зря, на нас надеется земля»
| Начальные представления о правилах поведения в общественных местах.
Знакомство с религией нашего края, религиозными представителями, праздниками, отмечающимися православными в нашем крае.
Понятие о школьной форме и её значении («лицо» школы, герб и атрибуты школы).
Начальный опыт взаимоотношений со сверстниками, старшими и младшими детьми в соответствии с нормами морали.
| 2 класс
| Походы в Иоанно-Богословский храм в с. Долгое, беседы с настоятелем храма отцом Сергием.
Беседы на уроках литературного чтения, окружающего мира, православной культуры, ИЗО;
Просмотр учебных фильмов;
Беседы, тематические классные часы: Кто создал правила человеческого поведения?» «Как выбирать друзей?» «Отзывчивость и доброта», «Красивые и некрасивые поступки», «Мы учим ребенка жить среди людей».
Кодекс семейного воспитания
Участие в марафоне «Давай докажем что не зря, на нас надеется земля»
Сюжетно-ролевые игры: «Я и другие люди», «Путешествие в Страну волшебных слов» Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки».
Деловые игры: «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими и учителем», «Вежливые слова».
Классные часы: «Красота спасет мир», «Что такое живопись»
«Соблюдаем этикет» (викторина с инсценировками)
Проект «Что в дружбе главное?» Совместные соревнования, конкурсы, игры;
Библиотечные уроки («Мой любимый герой»);
Классные и общешкольные мероприятия праздники («Осенины», «День учителя», «Новый год», др.).
Организация совместных с родителями и общественностью школьных КТД («День Матери», «День защитника Отечества» и др.)
Выполнение правил поведения.
Участие в конкурсе «Традиции моей семьи» совместно с родителями.
| Начальные представления о моральных нормах и правилах поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье.
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.
Уважительное отношение к традициям народов России, родного края, малой родины.
Сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Уважительное отношение к учителям и родителям.
Знание традиций своей семьи и школы.
| 3 класс
| Беседы на уроках литературного чтения, окружающего мира, православной культуры, ИЗО.
Походы в Иоанно-Богословский храм в с.Долгое, беседы с настоятелем храма отцом Сергием.
Просмотр учебных фильмов.
Беседы, тематические классные часы: «Как мы выглядим», «О лени и лентяях», « «Кто такие эгоисты?», «Правда и ложь - какие они?»
Сюжетно-ролевые игры: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию);
Деловые игры: «Верность слову», «Умение общаться», «Культура поведения человека».
Решение этических задач.
Коллективно-групповая работа по обсуждению ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино».
Участие в проекте «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности», «Кто я, откуда мои корни?» (исследования, чтение). Совместные игры, соревнования, конкурсы.
выполнение правил поведения: школьная форма, «Мои учебники» (рейд)
участие в общешкольных и классных мероприятиях;
участие в конкурсе «История моей семьи» совместно с родителями;
организация совместных с родителями и общественностью школьных КТД («День Матери», «День защитника Отечества» и др.)
| Представление о правилах и нормах поведения между поколениями, носителями разных убеждений.
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с нормами морали.
Уважительное отношение к традиционным религиям.
Неравнодушие, сочувствие, милосердие, способность правильно реагировать на негативные поступки.
Знание и бережное отношение к традициям семьи и школы
|
Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Задачи :
1. Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества.
2. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности и бережном отношении к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
3. Формировать представления об основных профессиях
4. Формировать первоначальные навыки коллективной работы
5. Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе.
6. Формировать личностные качества, такие, как дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно- трудовых заданий
Виды и формы деятельности (урочной и внеурочной)
| Планируемые результаты
| 1 класса
| Уроки технологии, ИЗО, окружающего мира, литературного чтения (Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир - знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка
роль творческого труда писателей, художников, музыкантов.
Беседы «Что делают из бумаги», «Что значит быть бережливым», «Как рубашка в поле выросла», «Труд людей вокруг нас», «Что умеют делать золотые руки», «Чудесный материал» (глина и использование ее человеком).
Игры и упражнения, развивающие фантазию «Кто спрятался в куске глины», «На что или на кого похожи шишка, лист, веточка и др.» «Значение воды для жизни растений», «Как сделана тетрадь», «Машины вокруг нас», «Машины, облегчающие труд человека в быту», «Что делают из тканей».
Библиотечные уроки: «Тысяча профессий», «Книжный праздник».
Лекторий: «В стране ремесел»
Проигрывание сюжетов: «Как поднять настроение маме», «Мамины помощники», «Сами хозяйничаем дома»: как убрать в комнате, помыть посуду и т.д.
конкурс рисунков о семье;
Экологический десант по уборке пришкольной территории
Сбор семян для птиц.
Встречи и классные часы с людьми различных профессий и родителями;
Экскурсии на почту.
Практикум по уходу за комнатными растениями;
Участие в акциях: «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц, «Сделай добрые дела», «Книга - твой друг, береги ее!» «Охраняйте первоцветы», «Живи елка!»,
Организация совместных с родителями и общественностью школьных КТД («Мастерская Деда Мороза», «День Матери», «День защитника Отечества» и
др.);
Проектно-исследовательские, творческие работы учащихся.
Выставка рисунков и поделок «Труд и отдых в семье»
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, учению, жизни.
Добросовестное отношение к труду к выполнению поручений учителя.
Элементарные представления о различных профессиях.
Первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, родителями;
Первоначальный опыт участия в делах класса;
формирование положительной мотивации учения, любознательности, интереса к чтению
|
2 класс
| Уроки технологии, ИЗО, окружающего мира, литературного чтения. (Роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.) Знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества, преобразования природы. Роль творческого труда писателей, художников, музыкантов).
Библиотечные уроки («Тысяча профессий», «Правила учебного труда».
Лекторий: «В стране ремесел»
Экологический десант по уборке пришкольной территории. Сбор семян для птиц.
Встречи и классные часы с людьми различных профессий и родителями;
организация совместных с родителями и общественностью школьных КТД («Мастерская Деда Мороза», «День Матери», «День защитника Отечества» и др.)
Участие в акциях: «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц, «Сделай добрые дела», «Книга - твой друг, береги ее!» «Охраняйте первоцветы», «Живи елка!»,
Работа по уходу за комнатными растениями;
Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.
| Трудолюбие, добросовестное отношение к учебному труду.
Первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, со взрослыми.
Первоначальный опыт участия в трудовых делах класса и школы.
Представление о профессии своих родителей.
| 3 класс
| Уроки технологии, ИЗО, окружающего мира, информатики, литературного чтения, православной культуры.
Беседы «Различные виды бумаги», «Какие текстильные изделия мы знаем», «Народные художественные промыслы», «С/х машины, используемые на полях», «Комнатные растения и уход за ними».
Библиотечный урок: «Умственный и физический труд».
Лекторий: «В стране ремесел».
Дежурство по классу и столовой.
Встречи и классные часы с людьми различных профессий и родителями.
Участие в акциях: «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц, «Сделай добрые дела», «Книга - твой друг, береги ее!» «Охраняйте первоцветы», «Живи елка!»,
Работа по уходу за комнатными растениями;
Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.
Экологический десант по уборке пришкольной территории. Сбор семян для птиц.
| Уважительное отношение к человеку труда и ценностное отношение к творчеству;
творческое отношение к учебному труду;
Осознание важности труда в жизни людей;
Потребность и начальные умения выразить себя в творческой деятельности.
| Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде Задачи :
1. Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни, бережное отношение к растениям и животным.
2. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
3. Прививать опыт природоохранной деятельности.
4. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.
Виды и формы деятельности (урочной и внеурочной)
| Планируемые результаты
| 1 класса
| Участие в марафоне «Давай докажем что не зря, на нас надеется земля»
Участие во Всероссийских детских экологических форумах: «Зеленая планета» и др.
Акция «Марш парков», «Дни защиты от экологической опасности»
Походы в природу родного села.
Экскурсии в краеведческий музей;
работа с природным материалом на уроках технологии;
Беседы, классные часы «Береги природу родного края»;
Творческие работы на уроках ИЗО;
работа на территории школы (клумбы)
Выставки детского творчества
«Природа и творчество»
«Зимняя фантазия»
Просмотр фильма на экологическую тематику
Прослушивание русских народных песен о природе, природных явлениях
Экскурсия в школьную библиотеку «Мой М. Пришвин»
Беседа «Люди! Берегите природу!» , «Наша зеленая планета»
Классный час «О пользе комнатных растений»
Выставка рисунков: «Земля – наш общий дом».
| элементарные знания о традициях нравственно- этического отношения к природе;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, в селе.
| 2 класс
| Участие в марафоне «Давай докажем что не зря, на нас надеется земля»
Беседы, классные часы «Береги природу родного края».
Участие в Всероссийских детских экологических форумах: «Зеленая планета» и др.
акция «День защиты от экологической опасности»
Выставки детского творчества
«Зеркало природы»
«Зимняя фантазия»
Экскурсии в краеведческий музей;
Акция «Что положить в кормушку для птиц»
Работа с природным материалом на уроках труда,
Беседы, классные часы «Моя Белгородчина», «История моего села»
Творческие работы на уроках ИЗО, окружающего мира;
Работа на территории школы (клумбы)
Месячник экологической безопасности;
Выставка рисунков: «Земля – наш общий дом».
| понятие бережливости и сохранения природы родного края;
первоначальный опыт участия в работе на пришкольном участке, во дворе;
опыт ухода за комнатными и декоративными растениями.
| 3 класс
| Участие в марафоне «Давай докажем что не зря, на нас надеется земля».
Участие в Всероссийских детских экологических форумах: «Зеленая планета» и др.
акция «День защиты от экологической опасности».
Выставки детского творчества «Экология глазами души»
«Зимняя фантазия»
Беседы, классные часы «Береги природу родного края»;
Праздник «Осенняя фантазия»;
Выставка «Дары осени»;
Акция «Скворцы прилетели»;
Месячник экологической безопасности;
| первоначальный опыт эстетического, морального, нравственного отношения в природе;
начальные знания о вредных факторах, влияющих на экологию;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
|
Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Задачи :
1. Формировать умения видеть красоту природы, труда и творчества.
2. Расширять представления о душевной и физической красоте.
3. Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством, интерес к чтению, произведениям искусств, детским спектаклям, выставкам, концертам.
4. Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды и формы деятельности (урочной и внеурочной)
| Планируемые результаты
| 1 класса
| Уроки литературного чтения, музыки, ИЗО.
поездки в театр, цирк, зоопарк, на выставки.
Экскурсия в Иоанно-Богословский храм с.Долгое.
•Участие в выставке букетов совместно с родителями «Осенняя фантазия»
Экскурсии в поселковые библиотеки на тему «Знакомство с библиотекой»
Знакомство с поэтами родного села.
Рождественские посиделки. История колядок.
Изготовление открыток и подарков для пап, мам, бабушек и дедушек.
Календарь православных праздников. Изучение народных традиций. Изготовление сувениров.
Выставка рисунков «пасхальная радость»
Классные и школьные праздники, выставки, конкурсы, концерты.
| первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальный опыт постижения народного творчества;
элементарные представления о душевной красоте человека.
| 2 класс
| Уроки литературного чтения, музыки, ИЗО.
Фотоконкурс «Славим осень золотую», «Мой край – родная Белгородчина» Выставка «Нарисуй осень в красках», «Пасхальная радость»
Экскурсия в храмы с. Долгое, п. Вейделевка
Участие в выставке букетов совместно с родителями «Осенняя фантазия»
Встречи с поэтами родного села.
Рождественские посиделки.
Изготовление открыток и подарков для пап, мам, бабушек и дедушек.
Календарь православных праздников. Изучение народных традиций. Изготовление сувениров.
Классные и школьные праздники, выставки, конкурсы, концерты.
Участие в конкурсах творческих работ;
уроки внеклассного чтения.
| понимание красоты в поступках людей;
эмоциональный опыт эстетических переживаний;
наблюдений в природе и социуме
| 3 класс
| Уроки литературного чтения, музыки, ИЗО.
Фотоконкурс «Славим осень золотую», «Мой край – родная Белгородчина» и др.
Выставка «Нарисуй осень в красках», «Пасхальная радость»
Участие в выставке букетов совместно с родителями «Осенняя фантазия»
Экскурсии в поселковые библиотеки. Встречи с поэтами своего села.
Рождественские посиделки.
Изготовление открыток и подарков для пап, мам, бабушек и дедушек.
Календарь православных праздников. Изучение народных традиций. Изготовление сувениров.
Классные и школьные праздники, выставки, конкурсы, концерты.
Участие в конкурсах творческих работ;
Уроки внеклассного чтения.
| начальный опыт эмоционального постижения художественных произведений;
представление о ценностях отечественной культуры и культуры своего края
| |