Скачать 108.1 Kb.
|
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого» г.Сыктывкара РК Представление опыта работы по использованию системы «КонсультантПлюс: средняя школа» в учебно-воспитательном процессе. Слайд 1,2. Введение. Слайд 3. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведев) Слайд 4. В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Слайд 5. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет прогресс образования: разработка личных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. Слайд 6. Опыт использования СПС в учебном процессе. Ум от учения каждому приходится добывать самому, в нелегкой работе, много лет подряд, преодолевая трудности, побеждая неприятности...И путь постижения чего-то нового «совсем не простой и не легкий». Но в пути встречаются помощники, советчики, которые помогают в преодолении трудностей. В своей педагогической деятельности я тоже открываю вместе с детьми новые горизонты. И помогает мне Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Что это такое? Обратимся к словарю В.И. Даля: «Консультантъ от лат.- правовед, законовед, вообще - СОВЕТНИК. Советник, советчик, совет…Какие советы, рекомендации дает правовая система? Это, прежде всего, обеспечение образовательного процесса правовой информацией посредством доступа к информационным ресурсам СПС «КонсультантПлюс» Я работаю учителем русского языка и литературы, поэтому ежедневно не использую в своей практике СПС. Но на уроке я должна быть готова к любому вопросу, к любой постановке проблемы. Я не боюсь признаться своим ученикам, что чего-то не знаю. Но, используя СПС, я смогу добыть любую информацию и донести ее до ученика, чтобы быть на голову выше самой себя вчерашней. На курсах «КосультантПлюс технология ПРОФ» по изучению системы «КонсультантПлюс» я обучалась совсем недавно (июнь 2010 года). Поэтому пока еще не имею богатого материала в педагогической копилке. Но хотелось бы поделиться теми находками, которые представлю Вашему вниманию. Приоритетными задачами в своей работе считаю укрепление здоровья ребенка. Здоровья не только физического, но и нравственного. «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха» («Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА») На сегодняшний день проблемой в преподавании русского языка является недостаточно высокий уровень грамотности современного школьника, связанный с падением нравственности. «Воспитание тесно переплетается с обучением» (Ф.Буслаев). Данную проблему в преподавании я решаю, используя возможности интеграции в образовательном процессе на уроках русского языка. Интеграции русского языка с основами безопасности жизнедеятельности учащихся и использованием СПС. Почему именно с предметом ОБЖ (точнее – с ПДД)? Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации. А также недостаточное знание прав и недопонимание обязанностей, которыми должны владеть учащиеся. Овладение СПС повышает уровень правовой культуры ученика-будущего гражданина. Поэтому при изучении тем урока необходимо использование СПС. Задачи, которые перед собой поставила:
Некоторые приемы при проведении подобных интегрированных уроков: - подбор текста, связанный по теме ПДД (например, «Виды транспорта», «О дорожных знаках», «Из истории ПДД» и др.); -орфографическая, пунктуационная, лексическая работа по тексту; -беседа по содержанию текста; -нахождение в СПС необходимой информации правового характера; -выполнение различных разборов; -нахождение ошибок в тематическом тексте; -комментированное письмо тематического текста; -составление самостоятельного текста; -решение тестов, ребусов, загадок, связанных с ПДД, отгадывание блиц-опросов; -в качестве домашнего задания предлагаю раскрасить дорожный знак или новый придумать; найти и записать стихотворение, связанное с изучением ПДД и др. Методы и средства обучения Словесные - рассказ, объяснение, беседа. Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов. Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, нахождение нужной информации в СПС «КонсультантПлюс» Одна из форм работы учащегося – индивидуальная работа с опорной картой. Слайд 7. Темы апробированных уроков с использованием СПС: 1. «Дорожные знаки и все об имени существительном» (обобщающий урок в 6 классе по теме «Существительное» с использованием СПС). 2. «На велосипеде к разным типам сказуемых» (в 8 классе урок-закрепления «Виды сказуемых» с использованием СПС). 3. «Что такое репортаж?» (урок развития речи в 8 классе). Интегрированные уроки с использованием СПС способствуют формированию: -целостной картины мира учащихся; -пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; -повышению уровня правовой культуры. Использование СПС возможно и на уроках литературы, на которых укрепляется нравственное здоровье учащихся. Слайд 8. Тема моего самообразования - «Использование ресурсов культурно-просветительских учреждений в образовательном и воспитательном процессах». В течение долгого времени тесно сотрудничаем с городскими библиотеками и музеями. В городской юношеской библиотеке вместе с ребятами участвуем в проекте «Чтение как способ самовыражения». Вот темы уроков по литературе с применением СПС: - «Нравственный закон, которым держится жизнь» (урок для учащихся 11 класса по повести В.Распутина «Живи и помни») - «Гимн человеку труда» (урок, содержащий национально-региональный компонент, в 8 классе по рассказу В.Чисталева «Трипан Вась» ) - «Душа становилась легче…» (урок для учащихся 11 класса по рассказу современного писателя Ю.Буйды «Все больше ангелов») - «Кто мы на этой земле?» (урок для учащихся в 11 классе по повести «Прощание с Матерой» В.Распутина) Слайд 9. Опыт использования СПС в воспитательном процессе. Цель воспитания основывается на трех составляющих: -создание условий для развития Личности; -обучение правильной оценки окружающей действительности; -подготовка к жизни в обществе. Чем руководствуюсь? Много есть определений «воспитания», но я основываюсь на двух: - это позиция Новиковой, Караковского, Селиванова. «Воспитание - это процесс управления развитием Личности»; - позиция Григорьева и Лихачева. «Воспитание предполагает создание условий для развития Личности». Управлять - значит создать условия для развития Личности ребенка, включать его в разнообразную деятельность. Как происходит этот процесс управления? Какие условия создаются для развития Личности? Кто работает в тесном сотрудничестве с классным руководителем? Какую пищу использует классный руководитель для развития Личности ребенка? Это и ребенок. И родители. И классный коллектив. И учителя-предметники. И социум. И школа. В воспитательном процессе участвуют два равноправных субъекта: это ученики и я как классный руководитель. Моя цель - создание условий для становления и проявления индивидуальности детей. Цель детей - эффективное использование возможностей стать и быть самими собой. Когда две цели совпадают, то вместе в результате должны получить Личность. Таково мое педагогическое кредо. Слайд 10. «Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Зная права, обязанности, ребенок чувствует себя уверенным. А знания мы обретаем, постигая СПС «КонсультантПлюс». В своей работе много уделяю внимания вопросам безопасности. Поэтому мною разработаны две компьютерные игры «Кое - что о ПДД. И не только…» для учащихся среднего и старшего звена. Главная цель – профилактика и пропаганда безопасного движения. Учащиеся через игру должны постигать не только правила дорожного движения, но и изучать права и обязанности как пешеходов, так и водителей. А в этом помогает СПС «КонсультантПлюс». Хочется предложить Вашему вниманию фрагмент игры для учащихся 4-6 классов. Давайте поиграем вместе с СПС! Слайд 11. Вот некоторые темы проведенных классных часов:
На классном часе «О матерях можно рассказывать бесконечно…» говорилось не только об уважительном отношении к старшему поколению, но и о том, как защищаются интересы матерей в нашем государстве, об ответственности совершеннолетних детей за содержание своих родителей. Слайд 12. Родители учеников моего класса на протяжении 9 лет наблюдают за ростом своих детей. Сами взрослые заинтересованы в успешности своих детей. Поэтому принимают активное участие в жизни школьников. Психолог ЦВСНП МВД по РК М.В.Павлова (родительница) проводила и классные часы, и выступала на родительских собраниях о правах и обязанностях подростков. «Что такое закон №148?», «Твои права и обязанности, подросток» - эти и многие другие мероприятия невозможно провести без знания правовой базы СПС. В заключение хотелось бы сказать, что интеграция предметов в современной школе с использованием СПС «КонсультантПлюс»- реальная потребность времени, это необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании компетентностной личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования. Это отвечает цели современного образования, о которой заявлено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». А быть компетентным в правовом пространстве помогает система «КонсультантПлюс» Слайд 13. Публикации моих работ. Слайд 14. Распространение опыта - провожу мастер-классы не только среди учителей своей школы, но и среди коллег РК. Участвую в конференциях. Зная о моем участии в этом конкурсе, коллеги заинтересовались новыми идеями, связанными с СПС. Слайд 15. Свой профессиональный уровень я повышаю, участвуя в различных конкурсах, фестивалях. Мое участие в профессиональных конкурсах (некоторые):
Слайд 16. Так на второй научно-практической конференции, проходившей в КГПИ в апреле 2010 года (при подведении итогов конкурса «Урок для Новой школы-2010») , я познакомилась с сотрудниками компании «КонсультантПлюс». И сразу же заинтересовалась предложением бесплатно обучаться, повышать свою правовую культуру, а в дальнейшем и у учащихся. Выстраивая стратегию работы на 2010-2011 год, я запланировала глубже изучать систему и включать полученные знания в образовательный процесс. В мои планы входило и принять участие в профессиональном конкурсе «Учитель года - 2011», проводимом компанией «Консультант Плюс». Слайд 17. Чему я могу и хочу научить ребят, используя СПС? Свободной ориентации в потоке информации, определению своего места в нем, самопознанию и поиску пути совершенствования. Что для меня СПС? С – свобода П – потенциал С – совершенствование. Спасибо за внимание! |