Скачать 297.09 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Палкинская средняя общеобразовательная школа Антроповского муниципального района Костромской области МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Пишем личное письмо» для учащихся 10-11 классов Автор-составитель: Кудрявцева Ирина Леонидовна, учитель английского языка 2012 год Пояснительная записка Одним из нововведений последних лет в российской образовательной системе является ЕГЭ по иностранному языку. Сегодня многие выпускники общеобразовательных учреждений ориентируются на выбор иностранного языка как на предмет, востребованный при поступлении в вузы на многие специальности. Так ЕГЭ по английскому языку необходим при поступлении на такие специальности, как преподаватель английского языка, переводчик, специалист по межкультурным коммуникациям, культуролог, лингвист, прикладной лингвист. ЕГЭ по английскому языку также необходимо сдавать для поступления на экономические, финансовые и социальные факультеты. Часто ЕГЭ по английскому языку требуется для поступления на многие специальности, даже если английский язык не является профильным предметом. Формат ЕГЭ по иностранному языку труден для учащихся, т.к. он сравнительно новый по форме. Особенно сложным для них является такой раздел ЕГЭ, как «Письмо», поскольку письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. В связи с этим стало актуальным создание элективных курсов, которые помогут учащимся подготовиться к данному разделу экзамена и направлен на формирование коммуникативной компетенции в области иноязычной письменной речи, развитие у них умений и навыков создавать различные типы и жанры письменных работ, включенных на сегодняшний день в Единый Государственный экзамен по иностранному языку. Но только разработать хороший элективный курс недостаточно, необходимо обеспечить учителя и учащихся достаточным количеством дидактических материалов, так как нет и, наверное, быть не может универсальных пособий по подготовке. Каждый учитель, безусловно, отбирает нужный именно его ученикам материал, учитывая языковой уровень учащихся, их особенности, сильные и слабые стороны. В настоящее время уже есть достаточно много пособий, помогающих выпускникам подготовиться к данному разделу экзамена. Однако все они, в основном, носят тренировочный характер, то есть предлагают задания именно в формате ЕГЭ. Упражнения часто разрозненны, никак не связаны между собой, отсутствует система, нет продвижения от простого к сложному, нет советов по стратегии выполнения заданий, отсутствует анализ и разбор выполненных образцов, не дается никакого представления о критериях оценки работ. Данное пособие предлагает систему упражнений по подготовке к первому заданию (С1) экзаменационной работы – написанию личного письма. Это задание является заданием базового уровня, максимально возможное количество баллов за него равняется шести, которые распределяются следующим образом: содержание – 2 балла, организация текста – 2 балла, языковое оформление – 2 балла. Цель данного пособия – предоставить учащимся и учителю материал для отработки навыков и умений написания личного письма, прежде всего в соответствии с требованиями ЕГЭ по первым двум критериям: к содержанию и организации текста письма. Кроме того, пособие содержит памятки, опоры для выработки у обучающихся умений оценить свою работу в соответствии с требованиями Единого Государственного экзамена. Рабочая тетрадь может быть использована как на уроке, так и при организации спецкурсов, элективных курсов, а также и в самостоятельной работе с отдельными учащимися, группой учащихся или целым классом. Методические рекомендации Знакомиться с личным письмом в курсе изучения английского языка в средней школе учащиеся начинают задолго до выпускных экзаменов. Уже в начальной школе дети читают тексты в формате личного письма и пишут ответ по аналогии, учатся правильно писать адрес по-английски. В последующих классах работа над личным письмом продолжается, постепенно усложняясь. Таким образом, задание ЕГЭ С1 по английскому, казалось бы, не должно представлять трудностей. Однако, это не так. И причина, прежде всего в том, что выпускники не знают требований и критериев оценивания их работы, а также не умеют правильно и рационально организовать свою работу над заданием. Поэтому в данном пособии упор делается именно на отработку схем оценивания, критериев и стратегий написания письма. Первый раздел, Введение, знакомит учащихся с форматом экзамена, критериями оценивания работы, основными требованиями к ней. Дополнить данный раздел необходимо работой с демоверсией ЕГЭ, наглядно представив материал, например, с помощью презентации. Следующие три раздела, Написание адреса и даты, Формальный и неформальный стиль, Организация текста письма, посвящены формальной стороне выполняемой работы, а именно обучению правильной структуре письма, соблюдению формальных требований к оформлению и стилю письма. Здесь же отрабатываются речевые клише, фразы, характерные для неофициального письма. Кроме того, внимание уделяется правильному делению письма на абзацы. Очень важно правильно организовать и тщательно продумать организацию работы над содержательным, смысловым компонентом выполняемого задания, так как при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «содержание», вся работа будет так же оценена в 0 баллов. Организовать работу над содержанием, определить основные её направления помогает раздел Содержание письма. При работе над этим аспектом необходимо большое количество выполненных работ для анализа ( в рабочей тетради приводятся примеры таких работ), большое количество заданий экзаменационного формата, которые можно легко найти в любом пособии по ЕГЭ, а также необходимы схемы и критерии для оценивания. Такие схемы предлагаются в разделе Приложения. Это критерии оценивания работ, взятые из демоверсии ЕГЭ, а также схемы, которыми пользуются эксперты при проверке экзаменационных работ. После того, как учащиеся выполнят упражнения данного раздела, нужно дать возможность им самостоятельно выполнить ряд заданий экзаменационного формата с соблюдением временных рамок, а затем обязательно проанализировать работы в соответствии с критериями. Материалы рабочей тетради лучше использовать последовательно, однако, они могут быть полезны и при отработке отдельных аспектов работы как с классом на уроке, так и в организации индивидуальной, парной, групповой работы в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов. Содержание
Уважаемые выпускники! Вам предстоит сдавать Единый Государственный экзамен по английскому языку. Это пособие поможет вам лучше подготовиться к выполнению первого задания раздела «Письмо». Выполняя задания рабочей тетради, вы обобщите и систематизируете свои знания о правилах оформления личного письма, правилах деления письма на абзацы, средствах логической связи, научитесь правильно работать с письмом-стимулом, а также изучите критерии оценки вашей работы. Итак, первое задание – личное письмо (С1). Время выполнения – 20 минут. Объём – 100-140 слов. В задании приводится фрагмент письма друга, на которое надо ответить с учетом заданной ситуации общения. Как правило, в предлагаемом фрагменте задаются три вопроса, на которые надо ответить и сообщается некоторая информация, для уточнения которой предлагается задать три вопроса. Цель задания: проверить владение продуктивными умениями письменной речи, включая : - способность точно выполнить коммуникативную задачу, заданную текстом-стимулом - знания и соблюдение норм написания личного письма, принятых в английском языке (структурно-содержательные компоненты личного письма и место их расположения в тексте, стилистические особенности текста, нормы вежливости) - способность соблюдать требования к объему текста - правильно использовать языковые средства. За все задание можно получить 6 баллов. Оценивание производится по трем критериям. Первый критерий – содержание. 0 баллов – содержание не отражает аспекты задания или не соответствует объему 1 балл – содержание отражает не все аспекты, есть нарушения стилевого оформления речи или нарушены нормы вежливости 2 балла – содержание отражает все аспекты, стилевое оформление правильное, соблюдены нормы вежливости Второй критерий – организация текста. 0 баллов – отсутствует логика, не соблюдается формат 1 балл – высказывание не всегда логично, ошибки в употреблении средств логической связи, деление на абзацы нелогично или отсутствует, ошибки в формате 2 балла – высказывание логично, правильно использованы средства логической связи, структурное оформление соответствует нормам Третий критерий – речевое оформление. 0 баллов – многочисленные грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, препятствующие пониманию, ограниченный словарный запас, нарушения сочетаемости слов 1 балл – немногочисленные грамматические и лексические ошибки, не затрудняющие понимание ( не более 4 негрубых), орфографические и пунктуационные ошибки ( не более 4) не затрудняют коммуникацию 2 балла – словарный запас и грамматика соответствуют задаче (допускается не более 2 негрубых ошибок), орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (не более 2 негрубых)
Адрес отправителя указывается в правом верхнем углу. Записывается адрес в следующем порядке: Правильный полный вариант: flat number house street city (town, village) country index Правильный краткий вариант: city (town, village) country Так как свой реальный адрес в экзаменационной работе указывать нельзя, лучше писать краткий адрес Под адресом, пропустив строчку, необходимо записать дату. Допустимы различные варианты написания: date/month/year (BE) month/date/year (AE) 09/10/2011 September 10th, 2011 September 10, 2011 10 September 2011 Упражнения 1. Напишите свой адрес по-английски ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ 2. Прочитайте отрывок из письма Олега Смирнова и напишите его адрес по-английски Hello! I am from Russia. I live in a wonderful city. Its name is Saratov. It stands on the river Volga. My city is very old and beautiful. The street where I live is green, narrow and picturesque. It is called Pushkin Street after the famous Russian poet.We live in a two-storeyed house number 10, in a flat 2. ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ 3. Найдите правильно записанный адрес
Личное письмо – высказывание в неформальном (неофициальном) стиле. К признакам неформального стиля относятся: обращение, заключительная фраза и подпись в неформальной форме, краткие формы, средства логической связи и лексика, разговорные выражения, характерные для неформального стиля. Упражнения 1. Как обратиться правильно к этим людям? 1. a university professor (David Clark): a) Dear David Clark, b) Dear David, c) Dear Mr. Clark, 2. a friend of your age (Peter Brown): a) Dear Brown, b) Dear Peter, c) Dear Mr. Brown, 3. Peter Brown`s mother: a) Dear Miss Brown! b) Dear Madam! c) Dear Mrs. Brown! 4. your English teacher, unmarried (Helen Parker): a)Dear Miss Parker, b) Dear Miss Helen, c)Dear Helen, 5. a letter to the newspaper in England (unknown person): a) Dear unknown friend, b) Dear Editor, c) Dear Colleague, 2. Как лучше закончить свое письмо for your friend: a) Best wishes b) I remain your obedient servant c) Regards from 3. Выберите обращения, которые могут быть использованы в личном письме.
4. Выберите завершающие фразы, которые могут быть использованы в личном письме.
5. Выберите наименее официальные выражения в списках, сгруппированных по их функциям и подчеркните a) Opening a letter (Dear Jane / Dear Sir / Dear Ms. Jones) b) Initial greetings (It was great to hear from you /I am writing with reference to your letter / Thanks for writing to me) c) Congratulations (Well done! /I would like to offer congratulations on /Let me congratulate you on…) d) Opinion (In my opinion / To my mind /I hold the view that / Personally, I have no doubt that / My own thoughts are…) e) Advice/Suggestion (Why not try / What about trying /It is recommended that you …/You could… /I urge you to /I suggest that / If I were you) f) Linkers (Moreover /Also / Then again /Furthermore / Better still / As well as that / What's more / Additionally) 6. Перепишите каждое из предложений, используя более неформальный стиль. a) Dear Jenny Willams, ___________________________________________________________________________________ b) I would like to thank you for your recent letter. ____________________________________________________________________________________ c) I had a similar experience and I found in unpleasant. ____________________________________________________________________________________ d) Would you mind telling me whether you know the girl well? ____________________________________________________________________________________ e) I would advise you to inform the girl oа your feelings. ____________________________________________________________________________________ f) I look forward to hearing from you in the near future. ____________________________________________________________________________________ g) Your sincerely, _____________________________________________________________________________________ |