Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 321.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации31.03.2014
Размер321.15 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи
Осипенко Людмила Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ

О МЕТОДАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Москва 2008
Р


абота выполнена на кафедре педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии

Московского педагогического государственного университета


Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

доктор психологических наук, профессор

Савенков Александр Ильич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Мажар Николай Евгеньевич




кандидат педагогических наук, профессор

Дубрович Серафим Владимирович

Ведущая организация:

Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара


Защита состоится «____» мая 2008 г. в______часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский пер., д.6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ (119992, Москва, ул.Малая Пироговская, д.1.)
Автореферат разослан «____» апреля 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета В.А. Плешаков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития отечественного образования характеризуется влиянием сложных социальных преобразований, происходящих в обществе. В первую очередь, это проникновение результатов научно-технического прогресса во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательную. Поскольку экономическое развитие общества во многом определяют заложенные в образовании приоритеты, то перед современной школой ставится задача, чтобы каждый ученик не только овладел основами научных знаний, но и способами их применения. В связи с этим важную роль в обучении школьников играет формирование у учащихся знаний о методах научного познания, позволяющих сместить акценты с усвоения на добывание знаний.

В педагогической литературе методы научного познания как объект усвоения школьниками рассматривались в различных контекстах: методологических знаний (Г.М. Голин, Ю.А. Самоненко), научных понятий (А.В. Усова), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин и др.), творческих способностей учащихся (В.Г. Разумовский), учебно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, В.А. Котляров, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.В. Хуторской, С.А. Шапоринский, И.Д. Чечель и др.), знаний о конкретных методах научного познания (С.Е. Каменецкий, М.М. Левина, В.В. Майер, В.Н. Наумчик, В.Я.Синенко, И.И. Цыркун и др.). Однако в практике обучения школьников естественнонаучным дисциплинам овладению методами научного познания не уделено должного внимания: предпочтение отдается, в основном, эмпирическим методам. На методическом уровне формирование знаний школьников о методах естественнонаучного познания осуществляется спонтанно, непоследовательно. В тоже время, как отмечает Л.Я. Зорина, школа должна обеспечить выпускника системой знаний, которые необходимы для дальнейшего образования и самообразования, развить его познавательные интересы и способности, исследовательские умения и навыки.

Особое значение проблема формирования системы знаний о методах естественнонаучного познания имеет в процессе обучения сельских школьников. Это связано с необходимостью совершенствовать процесс обучения в сельских школах, создавая определенные условия для формирования данной системы знаний. Теоретическому осмыслению проблемы организации учебно-воспитательного процесса в сельских школах посвящены исследования П.И. Быкова, Н.В. Кухарева, Т.Г. Мороз, В.И. Погореловой, Т.А. Старовойтовой, Р.М. Шерайзиной и др. В исследовании данных авторов отмечается, что для многих сельских педагогов характерно эпизодическое и бессистемное использование методов естественнонаучного познания, что, в свою очередь, приводит к перегрузке или обеднению учебных занятий научной составляющей, снижению познавательного интереса учащихся и влияет на качество обучения сельских школьников. Учитывая, что в России и Республике Беларусь более половины всех школ составляют именно сельские, то существует объективная потребность в будущих специалистах из числа выпускников сельских школ, обладающих исследовательскими компетенциями, способными ориентироваться и применять знания в нестандартных условиях.

Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания», проблема которого сформулирована следующим образом: какова модель формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система знаний школьников о методах естественнонаучного познания.

Предметом исследования выступает процесс формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические подходы к проблеме формирования у школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

2. Определить содержание и структуру системы знаний школьников о методах естественнонаучного познания.

3. Выявить педагогические условия, детерминирующие эффективное формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

4. Разработать дидактическое обеспечение, ориентированное на формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания

5. Экспериментально проверить эффективность модели формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания будет эффективным, если:

                                         создать условия, обеспечивающие реализацию дидактических возможностей формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания;

                                         внедрить в учебный процесс модель формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания;

                                         разработать дидактическое обеспечение, ориентированное на формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

на философском уровне: труды ученых о диалектическом методе познания и методологии науки (В.Ф. Берков, А.И. Зеленков, В.С. Степин и др.), а также работы, базирующиеся на идее единства научного знания (В.С.Готт, Л.Я.Зорина, В.Н.Максимова, Э.М. Мирский, О.А. Яворук); на общенаучном уровне были использованы идеи системного подхода, разработанные в научных трудах А.Н.Аверьянова, И.В. Блауберга, Ф. И. Перегудова, Э.Г. Юдина. Конкретнонаучный уровень представлен концепциями содержания образования, разработанными ведущими отечественными дидактами (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным), обучения как открытия (Дж. Брунер), психологии исследовательского поведения (И.П. Павлов, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков и др.), принципов изоморфизма научно– и учебно-исследовательской деятельности (В.И. Андреев, Г.М. Голин, С.А. Шапоринский), организации обучения на основе систематизации научных знаний (Л.Я. Зорина), задачного подхода в обучении (Г.А. Балл, Г.С. Костюк).

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, включающая комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта учителей естественнонаучных дисциплин; ретроспективный анализ соискателем личного опыта преподавания физики в сельской школе; наблюдение; педагогический эксперимент; моделирование; анкетирование, интервьюирование; анализ продуктов учебно-исследовательской деятельности школьников; метод сетевых графиков; регрессионный анализ; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе четырех сельских школ Республики Беларусь: Щемыслицкой, Раковской, Петковичской, СШ №1 п. Дружный. Эмпирическую базу составил контингент из 422 учащихся, а также 16 педагогов естественнонаучных дисциплин.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На этапе констатирующего эксперимента (1997-2001 гг.) осуществлялся подбор и анализ литературы по теме исследования; был обоснован научный аппарат и методология исследования; получены эмпирические данные по проблеме исследования.

В ходе пилотажного эксперимент (2001-2003 гг.) осуществлялась разработка теоретической модели, уточнялись ее содержание и структура, происходил поиск адекватного дидактического обеспечения, ориентированного на формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

В ходе массового формирующего эксперимента (2003-2006 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка эффективности модели формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- осуществлен отбор доминирующих методов естественнонаучного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности (наблюдение, метод модельных гипотез, анализ, эксперимент), что позволило выделить содержание и структуру системы знаний школьников о методах естественнонаучного познания;

- определены педагогические условия, детерминирующие эффективное формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания;

- разработана и апробирована модель формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания, направленная на актуализацию ролевой позиции учащихся как субъектов исследовательской деятельности путем решения ими учебных задач, адекватных основным компонентам познавательного цикла.

- предложен оригинальный способ оценки эффективности модели формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания методом регрессионного анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определены содержание и структура системы знаний школьников о методах естественнонаучного познания;

- выделены педагогические условия, детерминирующие эффективное формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания;

- обоснована возможность и эффективность использования модели формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания;

- сформулирован ряд научно обоснованных рекомендаций, обогащающих современную теорию школьного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- выявленные педагогические условия, детерминирующие эффективное формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания (использование стимулирующего влияния природы при организации познавательной деятельности сельских школьников; создание разновозрастных исследовательских коллективов учащихся и взаимообучение сельских школьников при проведении учебных исследований; целенаправленное формирование готовности сельских педагогов к реализации учебно-исследовательской деятельности школьников и др.) внедрены в практику обучения в четырех сельских школах Республики Беларусь. Их также целесообразно учитывать при предпрофильном обучении школьников.

- элективный курс «Юный исследователь» включен в перечень рекомендуемых курсов, утвержденных Национальным институтом образования Республики Беларусь.

- представленные в диссертационном исследовании познавательные задачи и упражнения могут быть использованы при составлении и совершенствовании учебников и методических пособий по физике, химии, биологии для общеобразовательных школ.

- разработанные материалы диссертационного исследования стали содержательной основой для проводимых соискателем лекций и практических занятий для специалистов образования «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников по физике», «Эксперимент как основа ученических исследований», «Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования сельских школьников», «Формирование готовности педагогов к организации учебно-исследовательской деятельности школьников», которые включены в план базовых и проблемных курсов повышения квалификации для заместителей директоров по научной работе, учителей физики, химии, биологии, географии.

- материалы исследования могут быть использованы в школьной практике, при подготовке педагогов в педагогических вузах, а также в период их последипломного образования.

Практическая значимость результатов исследования подтверждается наличием семи актов о внедрении.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается методологической базой исследования, адекватностью методов цели и задачам исследования, достаточно широкой панорамой педагогического эксперимента, комплексным характером педагогического исследования, валидностью и репрезентативностью выборки, всесторонней проверкой сформулированных выводов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система знаний о методах естественнонаучного познания, формируемая у школьников на основе доминирующих методов естественнонаучного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности. В ее состав входят две подсистемы, включающие знание школьниками сущности научно- и учебно-исследовательской деятельности, а также метазнания об эмпирических (наблюдении и эксперименте) и теоретических методах естественнонаучного познания (методе модельных гипотез, анализе).

2. Педагогические условия, детерминирующие эффективное формирование у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания. На основе диалектического представления о связи эмпирического и теоретического в естественнонаучном идеале познания, принципов научности обучения и междисциплинарной интеграции, а также с учетом специфики современных сельских школ выделены следующие педагогические условия:

      использование стимулирующего влияния природы при организации познавательной деятельности сельских школьников;

      конструирование педагогом учебного процесса на основе междисциплинарного подхода с целью демонстрации универсальности методов естественнонаучного познания;

      оптимальное сочетание педагогом репродуктивных, частично- поисковых и исследовательских методов обучения школьников;

      создание разновозрастных исследовательских коллективов учащихся и взаимообучение сельских школьников при проведении учебных исследований;

      целенаправленное формирование готовности сельских педагогов к реализации учебно-исследовательской деятельности школьников.

3. Модель формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания, разработанная на основе выявленных педагогических условий и дидактических возможностей естественнонаучных дисциплин, включающая три компонента: тренинг знаний учащихся о доминирующих методах естественнонаучного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности; исследовательскую практику, предусматривающую проведение школьниками самостоятельных учебных исследований; мониторинг, обеспечивающий возможность управления учебно-исследовательской деятельностью школьников. Модель формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания предполагает оптимальное сочетание репродуктивных, частично-поисковых и исследовательских методов обучения школьников, реализуется в различных формах сотрудничества учащихся с использованием комплекса специальных средств обучения.

4. Дидактическое обеспечение формирования у сельских школьников системы знаний о методах естественнонаучного познания, состоящее из научно-методического комплекса, включающего целевой, содержательный, процессуальный, результативный компоненты и направленного на повышение эффективности разработанной модели; методических рекомендаций «Организация исследовательской работы школьников», программы элективного курса «Юный исследователь» для учащихся 7(8) и 9(10) классов, предполагающих расширение, углубление и систематизацию знаний школьников о методах естественнонаучного познания, приобретение ими умений проведения учебно-исследовательской деятельности, повышение познавательного интереса школьников к учению.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск