Тема урока. Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола
Цели: учащиеся получают представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивают умение соотносить начальную форму и личную форму глагола.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
Тт тт Тт тт
ти__, ту__, тр_ва, _амбов, т_релка, т_традь, т_шина
В голубом небе светит яркое солнце.
- Запишите, соблюдая закономерность.
- Вставьте пропущеные орфограммы, объясните их написание.
- Подчеркните в предложении грамматическую основу, укажите падеж и род прилагательных.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новым словом из словаря: желать. Запись в тетрадь, выделение орфограммы, постановка ударения.
– Объясните значение этого слова. (Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то.)
2. Подбор и запись однокоренных слов.
– Как вы понимаете выражение оставляет желать лучшего? (Не совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям.)
– Составьте и запишите с данным выражением предложение.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжаем изучение неопределённой формы глагола. Наша задача – научиться ставить любой глагол в неопределённую форму, правильно задавать вопрос к неопределённой форме глагола.
V. Наблюдение над соотнесением личной и неопределённой формы глагола.
1. Запись с комментированием предложения.
Одинокая яркая звезда сверкала над лесами.
– Найдите в этом предложении глагол, укажите его время, число, род (если есть).
Проверка: сверкала (пр. вр, ед. ч, ж. р.).
2. Сопоставление личной и неопределённой форм глагола.
– Ученики получили задание: поставить данный глагол в неопределённую форму. Один ученик записал так: сверкала – сверкнуть; а другой так: сверкала – сверкать. Кто из них прав?
– Можете ли вы сразу дать ответ на вопрос? Почему?
– Что ещё необходимо сделать? (Задать вопросы к глаголам.)
– Задайте вопросы к каждому глаголу.
(Что делала?) сверкала – (что сделать?) сверкнуть (Что делала?) сверкала – (что делать?) сверкать.
– Можете теперь ответить, кто из учеников прав? Объясните свой выбор.
3. Упражнение в образовании неопределённой формы глаголов от личных форм (упр. 419, с. 72).
4. Чтение правила в учебнике (с. 72).
– Что нового узнали о неопределённой форме глагола?
– Как вы думаете, почему в словарях глаголы даны именно в неопределённой форме?
Физкультминутка
VI. Работа с учебником.
1. Самостоятельная работа по вариантам.
Вариант I: упражнение 417, с. 71. Вариант II: упражнение 421, с. 73. Взаимопроверка.
– Чем отличались задания 1-го и 2-го вариантов? – Что такое синонимы и омонимы?
2. Упражнение в употреблении в тексте глаголов неопределённой формы (упр. 420, с. 72–73).
3. Зрительный диктант с предварительной подготовкой (упр. 418, с. 71). Самопроверка по учебнику.
VII. Домашнее задание:
упражнение 422, с. 73; записать словосочетания из памятки «Различайте слова» на с. 73.
VIII. Итог урока.
– Что узнали о неопределённой форме глагола?
– Как правильно образовать неопределённую форму от какого-либо глагола?
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)
Цели: учащиеся знакомятся с изменением глаголов по лицам и числам; овладевают умением распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания
б Б в В
бе_, _оря, б_рёза, бо__а, ве_, в_лна
Большой косяк журавлей летел в небе.
- Характеристика звуков.
- Вспомним изученные орфограммы.
- Подчеркнуть гл. члены, указать падеж, время, где возможно.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с новым словом из словаря.
– Отгадайте загадку:
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
– Расскажите, что мы называем газетой, для чего газеты нужны людям.
– Какие газеты выписывают (покупают) в вашей семье?
2. Знакомство с этимологией слова газета.
– Слово газета было заимствовано в начале XVIII века из итальянского языка; gazzetta – старинная венецианская монета, которой расплачивались за листок с новостями. На монете была вычеканена сорока – gazza, это и дало название монетке. Затем газетой стали называть и сам листок.
В России первая газета появилась около 300 лет назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты и писал, и редактировал Пётр I.
3. Подбор и запись родственных слов к слову газета. Выделение орфограмм, постановка ударения.
4. Составление и запись словосочетаний со словом «газета» вида глагол неопределенной формы + существительное.
Читать газету, продавать газеты, купить газету, написать в газету, напечатать в газетах, подписаться на газету, издавать газету и т. д.
III. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним.
– Сейчас мы разгадаем кроссворд. Для этого вам требуется умение правильно ставить глагол в неопределённую форму и верно задавать к нему вопрос. Заодно мы проверим и домашнее задание, так как в кроссворде встретятся слова и словосочетания из упражнения 422.
1. Обращаться с просьбой. (Просить.) 2. Прийти с опозданием. (Опоздать.)
3. Относиться бережно к чему-либо. (Беречь.) 4. Нести охрану. (Охранять.)
5. Нести службу. (Служить.) 6. Одержать победу. (Победить.)
7. Сделать маленьким. (Уменьшить.) 8. Сделать белым. (Побелить.) 9. Принять решение. (Решить.)
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.)
– Что это такое? (Мы пока не знаем.)
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке вы познакомитесь со спряжением глаголов, узнаете, что значит проспрягать глагол. Перед вами стоит задача – научиться определять лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
V. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам.
На доске запись:
кричать, нести поговорить, взять
Я (что делаю?) … … (что сделаю?) … …
Ты (что делаешь?) … … (что сделаешь?) … …
Он (что делает?) … … (что сделает?) … …
Мы (что делаем?) … … (что сделаем?) … …
Вы (что делаете?) … … (что сделаете?) … …
Они (что делают?) … … (что сделают?) … …
– В какой форме даны глаголы, которые вы будете изменять? Как доказать это?
– При помощи чего вы будете изменять глаголы? (При помощи личных местоимений и вопросов.)
Далее выполняется спряжение глаголов (4 ученика работают у доски). Окончания глаголов нужно выделить.
– В каком времени вы изменяли глаголы? Докажите это.
– Какая часть слова при этом изменялась?
– Как же вы изменяли глаголы? (По числам и лицам.)
– Теперь прочитайте правило в учебнике о том, что называется спряжением (с. 75).
– Вы проспрягали глаголы в настоящем и будущем времени. А можно ли это сделать в прошедшем времени? Устно поставьте любой из этих глаголов в форму прошедшего времени и попробуйте проспрягать. Что заметили? (Глаголы в прошедшем времени не спрягаются; они изменяются по числам, в единственном числе по родам.)
Физкультминутка
VI. Работа с таблицей «Глагол». Дополнение таблицы новыми сведениями.
– Ребята, что вы узнали о глаголах настоящего и будущего времени?
– Что называется спряжением?
– Спрягаются ли глаголы в прошедшем времени?
– Как отразить в таблице то, что вы узнали сегодня?
В результате дальнейшей работы таблица приобретает следующий вид:
– Попробуйте, опираясь на материал таблицы, рассказать всё, что вам известно о глаголе.
VII. Распознавание лица и числа глаголов.
1. Работа с вопросом Почемучки и правилом на с. 74–75.
2. Выборочное списывание (упр. 425, с. 75).
VIII. Домашнее задание:
упражнения 426, 427, с. 76.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали о глаголе? – Что называется спряжением?
– В каком времени спрягаются глаголы? Тема урока. 2-е лицо глаголов единственного числа
Цели: учащиеся развивают умение спрягать глаголы, распознавать их лицо и число по местоимению, вопросу и окончанию; знакомятся с особенностями окончания глаголов 2-го лица в единственном числе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
Г г Д д
гра_, г_ра, гру_, ди_, ду_, до__а
С_л_вья в летн__ с_ду ре_ко увидишь.
- Характеристика звуков.
- Вспомним орфограммы.
- Вставить пропущенные буквы, указать падеж сущ. И прил., лицо и число глагола.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Мы продолжаем изучение спряжения глаголов. Сегодня на уроке вы будете тренироваться в спряжении глаголов настоящего и будущего времени, определении лица и числа глаголов. А ещё узнаете одну интересную особенность глаголов 2-го лица.
IV. Проверка домашнего задания
- Что называется спряжением? - С помощью чего определяется лицо и число глаголов?
- На какие вопросы отвечают глаголы, изменяясь по лицам и числам?
V. Упражнение в распознавании лица и числа глаголов.
Выборочный диктант. (Загадки на слайде)
Задание: записать глаголы, указать их лицо и число. VI. Наблюдение над написанием окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
1. Работа с текстом упражнения 428, с. 76 (устно).
– Найдите глаголы, определите их лицо и число.
– Какие окончания имеют эти глаголы? (Окончание -ёшь.)
– Что вы можете сказать о звуке [ш]? (Он всегда звучит твёрдо.)
– Зачем же пишется буква ь на конце этих глаголов? (Дети высказывают свои предположения.)
– Мягкий знак выполняет в этих случаях грамматическую роль – он является показателем 2-го лица глагола.
2. Знакомство с правилом на с. 76–77.
3. Составление и запись схемы-опоры по правилу.
4. Письмо по памяти (упр. 428, с. 66).
Физкультминутка
VII. Работа с учебником.
1. Выборочное списывание (упр. 429, с. 77).
2. Работа с текстом-описанием. Употребление глаголов 2-го лица единственного числа (упр. 430, с. 77).
3. Упражнение в спряжении глаголов.
Задание: проспрягать 2 любых глагола из текста упражнения 430.
VIII. Домашнее задание:
Упражнение 431, с. 78.
IX. Итог урока.
– Расскажите, о чём вы узнали на уроке.
– На какой вопрос отвечают глаголы во 2-м лице единственного числа?
– Какие особенности имеют данные глаголы? Тема урока. 2-е лицо глаголов единственного числа. Закрепление
Цель: учащиеся совершенствуют умение спрягать глаголы, определять их лицо и число; упражняются в правописании личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжаем работу по изучению глаголов 2-го лица единственного числа. Наша задача – научиться находить в тексте такие глаголы и правильно писать их окончания.
II. Проверка домашнего задания (упр. 431, с. 78).
- Что называется спряжением глаголов?
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам?
- Как определить лицо и число глаголов?
- На какой вопрос отвечает глагол 2-го лица ед. числа?
- Какую особенность имеют окончания глаголов во 2-м лице ед. ч.?
III. Минутка чистописания
Е е Ё ё Ж ж З з
Живёт, живёшь, зимуют, зеленеет, ехали, ёжится, приеду, напишем
Вишу, стою, а всё иду,
При этом точный счёт веду. (часы)
- Дать характеристику звукам.
- Найдите лишнее слово. Докажите.
- Определите лицо и число глаголов н. в. и б. в.. Выделите окончания.
- Отгадайте загадку. Найдите в тексте глаголы, укажите число и лицо.
IV. Словарно-орфографическая работа.
1. Словарный диктант.
Учитель молча показывает карточки со словарными словами (буквы в словах пропущены), учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяя орфограммы, ударение.
Б_седа, б_рёза, авт_м_биль, бер_г, б_гаж, г_зета, вп_р_ди, в_кзал, д_ревня, к_ртина, к_рабль.
2. Самопроверка по словарю. Самооценка.
3. Составление и запись словосочетаний данных слов с глаголами 2-го лица единственного числа.
Возможные варианты: ведёшь беседу, сажаешь берёзу, ведёшь автомобиль, плывёшь к берегу, несёшь багаж, читаешь газету, идёшь впереди, едешь к вокзалу, живёшь в деревне, рисуешь картину, плывёшь на корабле.
Физкультминутка
V. Зрительно-слуховой выборочный диктант.
1. На доске записан отрывок из стихотворения И. З. Сурикова «Детство».
Весь ты перезябнешь, – Ветхую шубёнку
Руки не согнёшь, – Скинешь с плеч долой;
И домой тихонько Заберёшься на печь
Нехотя бредёшь. К бабушке седой.
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь – воет
Вьюга за окном…
- Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание безударных личных окончаний глаголов, так как мы эту тему ещё не изучалась; а также на правописание глагола заберёшься.
После этого текст закрывается; учитель диктует его, дети записывают только глаголы, выделяя окончания.
2. Взаимопроверка, взаимооценка.
VI. Обобщение знаний учащихся о правописании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа
– На какие вопросы отвечают глаголы 2-го лица единственного числа?
– Какие могут иметь окончания? – Какую роль выполняет ь в окончаниях таких глаголов?
VII. Работа с учебником.
1. Самостоятельная работа (упр. 432, с. 78).
2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 434, с. 78).
VIII. Домашнее задание: упражнение 433, с. 78.
IX. Итог урока.
– Что изучали на уроке?
– Что можете сказать о правописании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
|