Скачать 37.14 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе. Обобщающий урок-практикум по теме «Глагол». Цели: 1. Систематизировать знания учащихся о глаголе. 2. Закрепить навыки правописания глаголов. 3. Совершенствовать умение рецензировать сочинения. Урок проводится в форме игры «Мы отправляемся в поход». Ход урока. Учитель: Пришла желанная весна, И стали дни длинней. Спешит, спешит скорей она – Становится теплей. Пора, ребята, собираться…Куда? Ответ найдем мы вместе. Куда труба нас всех зовет, Узнаем это в песне. (Звучит веселая песня «Туристы – все народ лихой») - Итак, мы отправляемся в туристический поход. Все ли мы умеем делать как настоящие туристы? Определить это помогут практические знания темы «Глагол». Задание 1. Словарный диктант. Под диктовку учителя записать словосочетания – умения туриста. Графически обозначить в словах все изученные орфограммы. Подчеркнуть все переходные глаголы. Соб…рать р…стения; ра…пол…жит(т,ть)ся на ночлег; уклад…ва…ш? рюкзак; участв…вать в поход…; береч? пр…роду; обрабат…ва…ш? рану; печ? к…ртофель; уст…навлива…ш? п…латку; пр…обрести комп…с; (не)отстаньте от т…варищей; купа(т,ть)ся в реч?ке. Самопроверка. Слайд 4. Результат проверки отметить в оценочном листе. Учитель. Чтобы в пути не заблудиться, нужно иметь с собой компас. Таким компасом для нас будет правило. Умеете ли вы им пользоваться? Проверим. Перед вами пословицы и поговорки, ваша задача – выписать глаголы, расположив их в 2 столбика, в зависимости от спряжения. Задание 2. Выборочный диктант.
Проверка. Слайд 5. Учитель. Путь с тяжелым рюкзаком за плечами труден, давайте устроим небольшой привал. Задание 3 (творческое). На столе у каждого из вас карточка с предложениями. Изменить порядок слов в них так, чтобы получились загадки в стихотворной форме. 1 ряд. Желтый одуванчик идет по двору, Желтый одуванчик клюет зернышки. 2 ряд. Пришла из лесу рыжая хозяюшка, Пересчитала всех кур, унесла с собою. 3 ряд. Что за смелая птица промчалась по небу? Лишь белая дорожка осталась от нее. РS: Грамматич. задание. Подчеркнуть глаголы, определить у них вид, время. Проверка. Слайд 6 . -Если мы определяем время у глаголов, значит они в каком наклонении? (изъявительном) Учитель. В пути может случиться всякое, но турист должен уметь быстро принимать решение. Задание 4. Буквенный диктант. (Проверяется умение правильно писать гласные в суффиксах глаголов – ова- (-ева-) / -ыва- (-ива_). ЗаслужИвать, чувствОвать, ночЕвать, приветствОвать, оправдЫвать, радОваться, командОвать, организОвать, советОвать, поддержИвать, использОвать, выслушИвать. Самопроверка. Слайд 7. Обобщение правил. Учитель. Вот мы и на месте. Посмотрите, какой чудесный вид. Первым делом установим палатку. Задание 5. Вы видите предложения, в которых содержится (что?) просьба. Она передана глаголами (?) в повелительном наклонении. Перестройте предложения так, чтобы в них звучал обоснованный отказ с помощью глаголов в условном наклонении. Образец (при затруднении): Научи меня играть в шахматы. – Я бы научил тебя играть в шахматы, если бы умел сам.
Проверка. - Что помогает определить, что этот глагол в повелительном наклонении? -Как пишется частица БЫ? - Она обязательно должна находиться рядом с глаголом или может отделяться от него словами? Учитель. Все готово! Теперь стоит позаботиться и об ужине. Какой же поход без ухи?! Задание 6. «Ловись, рыбка!» (В нарисованной реке плавают три рыбки разного размера.) -Ваша задача: поймать рыбку и ответить на вопрос, написанный на ней. Подбери к глаголам фразеологические синонимы: Думать…..(ломать голову, шевелить мозгами) Запомнить…..(намотать на ус, зарубить себе на носу) Обманывать…..(вешать лапшу на уши, обвести вокруг пальца, водить за нос) Какие глаголы не изменяются по лицам, числам, родам? Приведи примеры. (безличные глаголы) В чем особенность глагола ХОТЕТЬ? Проспрягайте его в единственном и множественном числе Учитель. Хороша ушица! А как здорово сидеть после вкусного ужина у ночного костра, петь песни, читать стихи… Задание 7. «У ночного костра». Ученик (заранее подготовленный) выразительно читает стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Слушая стихотворение, выписать из него все глаголы в форме повелительного наклонения. Проверка. Слайд 8. - Что нужно помнить о написании глаголов во множественном числе в повелительном наклонении? (всегда на –ите; ь сохраняется) Учитель. Вот и закончен наш поход. Мы проверили в нем ваши туристические знания, умения, навыки и одновременно отработали практические навыки написания, употребления глаголов. Определить, насколько хорошо справился с заданиями каждый из вас, мне помогут ваши оценочные листы. А чтобы обратный путь не был утомителен, споем веселую песенку о туристах. Всем спасибо за урок! Ребята дружно поют песню «Туристы все - народ лихой». |