Скачать 91.05 Kb.
|
Сценарий урока русского языка в 6-ом классе учителя русского языка и литературы Мельниковой С.Н.Название учебной ситуации: Правописание суффиксов прилагательных. Тематический блок: Правописание суффиксов Н и НН в прилагательных. Задачная форма организации учебного процесса. Область знаний, на материале которой разработан сценарий, тема: Русский язык: Прилагательное, правописание суффиксов прилагательных. На какую категорию учащихся рассчитано занятие: Для учеников 6 класса гимназии, 90% имеют «4» и «5». Дети заинтересованы в получении знаний. Предполагается включение учащихся в задачную форму организации образовательного процесса, где они определят способ написания Н и НН в суффиксах прилагательных. Описание единицы содержания. Возможные уровни её освоения: Предметной единицей содержания является правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Метапредметной – приобретение опыта работы в задачной форме организации. Способы: Различение отыменных прилагательных и отглагольных прилагательных. Есть разные способы определения правописания суффиксов прилагательных (это зависит, от какой части речи образовано прилагательное). Исходные уровни учащихся: 0 – ученик напишет, не задумываясь; 1 – выделит затруднение, задаст вопрос учителю; 2 - самостоятельно попытается выяснить правописание с использованием дополнительной литературы – по орфографическому словарю; 3 – будет искать принцип, за счёт чего можно будет правильно написать слова. Схема единицы содержания: + Правописание НН в отым. прилагательных в . - Не знает, сколько Н в других прилагательных Отым. Отгл. Прил. Прил. или в прилагательных ? Отымённые прилагат. НН Отглагольные прилаг. Н Комментарий к схеме единицы содержания: в схеме слева в верхнем углу показана база знаний,которой владеют учащиеся (правописаниеи нн в отымённых прилагательных);внизу зафиксировано,что учащиеся не знают,сколько «н» пишется в других прилагательных.Справа даны средства различения в зависимости от того, от какой речи образовано прилагательное. Место осваиваемой единицы содержания в системе других единиц. Чем обеспечено освоение выбранной темы: Учащиеся знают,что такое имя прилагательное и владеют навыками правописания суффиксов отыменных прилагательных, но не знают, что количество Н в суффиксе прилагательного зависит, от какой части речи оно образовано. Чтобы правильно писать количество Н в суффиксе прилагательного необходимо различать отымённые и отглагольные прилагательные. Учебный материал и учебные задания. №1.Учебный материал. Задания для работы с материалом. Осе..ее утро; Объяснить правописание суффиксов прилагательных. Солом...ая шляпа; Утр...ий туман;осе Беш...ый нрав, №2. Торжестве...ый,жаре..ый, Распределить слова в 2 столбца(с Н и НН) краше..ый,экскурсионный, кваше...ый,точе...ый, печё...ый. №3.Записать слова: Коше..ый Гружё...ый Объяснить написание слов (записать) Чище...ый Мороже...ый Вопрос и/или задание, на основе которого вводится новое содержание,варианты ответов учащихся и/или способы их выполнения: Учебный материал Задания для работы с материалом.
Организационные формы проведения занятия (индивидуальная, фронтальная,групповая,межгрупповая,коммуникация,другое). Обосновать свой выбор. Групповая работа и коммуникация между детьми в классе. В ходе коммуникации происходит обогащение версий учащихся. Этапы занятия и возможные последовательности их прохождения: Шаг 1.Выполнение задания № 1.Учащимся предлагается вставить суффиксы в прилагательные и ответить на вопрос - почему они так считают. Дети попадают в ловушку - возникает ситуация затруднения. Шаг 2. Выход из ловушки. Дети предлагают версии - гипотезы, почему так пишется.Если дети не могут объяснить, проверяем написанное по орфографическому словарю. Шаг 3.. -Действительно ли слово «бешеный» произошло от слова «бешенство»? Проверяем происхождение слов по этимологическому словарю Шаг 4. Выполнение задания №2. Конструирование нового способа. Формулирование правила. Шаг 5.Апробирование нового способа.Выполнение задания №3. Проверка по словарю. Шаг 6. Рефлексия. Схематизация порождения правила. Подведение итогов занятия (итоговая рефлексия) -Какой новый способ использовали,чтобы правильно написать суффиксы прилагательных? -На основе чего формулировали новое правило? Занятие проводилось в групповой форме. - Как мы с Вами вышли на это правило? Каким образом мы с Вами это делали? -Можете ли вы схематизировать что мы с вами делали по шагам? Деятельность педагога,обеспечивающая освоение единицы содержания.Описание используемых технологических приёмов и технологий. Использовала задачную форму организации учебного процесса. Учащиеся намеренно ставятся в ситуацию невозможности правильного выполнения ими задания, поскольку еще не владеют необходимыми знаниями. Это позволяет педагогу организовать процесс мышления и рефлексии. О проведённом занятии в свободной форме.? Задание 1. Объяснить правописание суффиксов : осе…ий день; солом...ая шляпа; утре...ий туман; беш...ый нрав, Некоторые учащиеся говорят, что написали слова с двумя Н, некоторые - что с одной. Уточняют, что в слове «осенний» одна Н в корне, другая – в суффиксе; в словах «соломенная» и «утренний» суффикс –ЕНН пишут по правилу ,так как образованы от слов «солома» и «утро». Учащиеся находятся в ситуации затруднения и попадают в ловушку со словом «бешеный». Предлагают версии,что слово «бешеный» произошло от слова «бешенство».Детям предлагается проверить свои версии по орфогр.словарю.Увидели,что слово «бешеный» пишется с одной Н. -Значит,слово «бешеный» не подчиняется общему правилу правописания Н и НН св суффиксах прилагательных. -Должны мы всё время смотреть в орфогр.словарь? (нет) -Что нам поможет в этом? (говорят,что нужно смотреть в другой словарь). -Как называется такой словарь? (словарь происхождения слов.Выясняют,что слово образовано от слова «бесить»). -Может оно одно такое? А может,слово-исключение? (сомневаются в ответах) -Может мы сразу вывести правило о правописании этого слова? (нет) Задание 2. Распределить слова в 2 столбца(с Н и НН) : Торжестве...ый,жаре..ый краше..ый,экскурсионный, кваше...ый,точе...ый, печё...ый. -При затруднении можете пользоваться этимологическими словарями в группах. -Какие слова пишутся с одной Н и почему? -Что общего у этих глаголов? Предлагается сделать морфемный разбор этих слов задать к ним вопросы (нес.вид и нет приставок). -Можем теперь сформулировать правило о правописании таких прилагательных?(да, в прилагательных,образованных от глаголов нес.вида и без приставок пишется одна Н). Схематизируем правило. Задание 3. Предлагается на закрепление записать слова и объяснить написание слов,пользуясь новым способом: Коше..ый ,гружё..ый,мороже..ый,чище..ый. Рефлексия: -Что же мы делали, когда попали в ситуацию, думая, что пишется 2 Н, а на самом деле нужно 1 Н (проверили в орф. словаре, потом формулировали гипотезы, почему слова пишутся по- разному, и проверяли их). -Что мы обнаружили, когда исследовали происхождение прилагательных?( исследуя происхождение прилагательных, выявили, что если они происходят от разных частей речи, то в зависимости от этого пишется 1 или 2 Н). -Можем ли мы с вами схематизировать ,какое новое правило мы вывели? Отым. Отгл. Прил. Прил. |