Скачать 66.33 Kb.
|
Урок обществознания. «Всеобщая декларация прав человека». 10 декабря 2008года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Цель: Объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира. Закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации и сформировать правовую компетентность учащихся и студентов в части защиты основных прав и свобод личности, закреплённых Декларацией. Задачи: Повышение правовой культуры учащихся и формирование правосознания. Уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закреплённых в ней прав человека. Уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты. Приобретение навыков работы в группе. Сформировать уважительное отношение к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их. Оборудование урока: текст «Всеобщей декларации прав человека»; Конституция РФ; таблица «Права и свободы личности»; презентация «Всеобщая декларация прав человека». Вступительное слово преподавателя: История создания Декларации и её значение в современном мире. Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т. е. применимы к людям во всём мире, причём без ограничений во времени. Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1945 году была образована ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую декларацию прав человека. Элеонора назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека. Наибольший вклад в работу комиссии по выработке проекта Декларации внесли её главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия). 10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Это небольшой по объёму документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав. Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения прав и свобод. Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т. е. на неё можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею. Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека. Беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств? Какие ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь? Обсуждение таблицы-схемы: «Права и свободы личности». Что вы знаете об указанных правах и свободах личности? Докажите, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы? (подставляя частицу «не»). Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей? Работа в группах. Работа в группах проводится по тексту Декларации. Коллектив делится на 4 группы по 6 -7 человек. Всем учащимся предлагается прочитать текст Преамбулы. Установочные вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мирным сообществом? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод? К кому обращена декларация? Задания для самостоятельной работы в группах: 1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
Защита мини-проектов. Для этого отводится 2-3 минуты для каждой группы. Дискуссия «Защита прав человека». Проводится с целью проверки усвоения знаний. Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права: - хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребёнка; - два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья; - неизвестные ограбили квартиру; - милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям; - вас не приняли на работу без объяснения причины; - в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь; - вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу РФ. Дискуссия даёт возможность выразить разные точки зрения по заданной теме. Обучающиеся заранее подготовлены к этим вопросам, используя знания по праву и обществознанию. Как соблюдаются права человека в России? Подведение итогов урока. Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей. Всеобщая декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и её свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле. Процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершён без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. Урок разработан на основе материалов, присланных Департаментом образовании и науки Костромской области в декабре 2008 г. Викторина «Мои права»
|