Скачать 59.87 Kb.
|
Уроки в начальной школе (автор - Н.И. Элиасберг) 1. Урок-беседа на тему "Конвенция о правах ребенка" Оформление. На доске крупными буквами написаны названия документов: "Декларация прав ребенка" принята 20 ноября 1959 г., "Конвенция о правах ребенка" принята 20 ноября 1989 г. Вводное слово учителя. Ребята, в первом классе вы узнали о самом главном документе в области прав человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой на Генеральной Ассамблее ООН 10 декабря 1948 г. Теперь этот день (10 декабря) отмечаемся во многих странах как День прав человека. Провозглашенные во Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т. е. относятся ко всем людям независимо их возраста: «как к взрослым, так и к детям. Всеобщая декларация прав человека - это образец справедливого отношения к человеку для всех стран и народов и призвание всех государств мира признать эта права и обеспечить их для своих граждан. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призывает все страны мира проявить особую заботу о детях, признавать и защищать их права. Ровно через 30 лет после принятия этой Декларации, 20 ноября 1989 г была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору. А теперь вы скажите, в чем различие Конвенции о правах ребенка и Декларации прав ребенка? (После ответов учащихся, учитель вывешивает на доске плакаты с тенетами: "Декларация - образец-призыв"; ''Конвенция - договор, обязательный для выполнения.) После принятия Декларации прав ребенка (1959 г.) потребовалось много лет, чтобы подготовить этот важный для каждого из вас международный договор. Представители ООН изучали положение детей в разных странах мира. Они побывали в африканских странах, где дети умирали от голода в связи с засухой и неурожаем. В странах Азии они встречали совсем маленьких детей, вынужденных трудиться, чтобы выжить. Представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы своей жизни, изучали приемы распространения среди детей разных болезней. Они собрали сведения о том, как организовано образование детей в разных странах. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать. Особое внимание обратили представители ООН на положение детей, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях: детей-сирот, детей-беженцев, детей-инвалидов. Все собранные ими сведения были учтены при подготовке Конвенции о правах ребенка. В 1989 г. созданная в ООН рабочая группа во главе с польским профессором Адамом Лопаткой завершила работу над текстом Конвенции о правах ребенка. Получился многостраничный документ, в котором гораздо подробнее, чем в Декларации прав ребенка, определялись и раскрывались права детей всего мира. После принятия Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1989 г.), в январе 1990 г. началось ее подписание представителями разных стран мира. В первый же день Конвенцию о правах ребенка подписали представители 61 страны. учащимся: обсудите в парах ответы на вопросы: -кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?
Это значит, что все главные лица государства - его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное. В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района. В случаях жестокого обращения с детьми и возникновения опасности для жизни ребенка, их обязаны защищать милиция, суд и прокуратура. Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в проблемах, волнующих школьников (например, если учащийся считает, что с ним поступают несправедливо), смогут помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы. 2. Урок-практикум на тему "О ребенке - особая забота! Оформление. На доске записана цитата из Конвенции о правах ребенка: "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему "Забота о детях - общее дело" и представляют их. Каждое выступление одобряется аплодисментами. Основная часть урока - мини-дискуссия на тему "Почему ребенок нуждается в особой заботе?" I этап. Слово учителя: "Мировая Конституция прав ребенка" -так называют Конвенцию о правах ребенка. Принятие этой Конвенции означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию. Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все люди в мире через Организацию Объединенных Наций? Задание учащимся. Разделившись на малые группы (по четыре человека - объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений: "Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:
II этап. Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя. После выступления учащихся учитель зачитывает текст из Декларации прав ребенка: ".. .ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе...". Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.
Заключительная часть. Игра "Встретимся с друзьями!". Учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыток. По сигналу ребята начинают общаться для поиска остальных частей "своей открытки". Побеждают первые четыре человека, собравшие открытку. Однако игра завершается только тогда, когда все участники соберут открытки - "найдут друзей". Домашнее задание. Подумайте и запишите, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети. |