Скачать 73.75 Kb.
|
Урок «Права человека». Всеобщая Декларация прав человека - гимн человеку, его достоинству. Цель урока: продвижение идей Всеобщей декларации прав человека. Задачи:
Ожидаемые результаты: Обучающиеся должны: - понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;
План урока: 1. Игра «Словесные ассоциации». 2.Игра «Идеальное общество». 3. История создания Декларации и ее значение в современном мире. 4. Ознакомление учащихся с Декларацией Основные понятия: права человека, принципы прав человека, декларация. Всеобщая декларация прав человека. Оборудование урока: текст Всеобщей декларации прав человека. Ход урока: 1. Игра «Словесные ассоциации». Предложить учащимся назвать слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов. На его основе делается вывод о том, что права человека - это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы, совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания по отношению друг другу и государству; система жизнеобезпечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально - политической системы... 2. Игра «Идеальное общество» Для того, чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан. Класс разбивается на группы. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных прав. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению. Является наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты. Учитель составляет итоговой перечень, в которой включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости. Т.о класс составил перечень прав человека своего сообщества.
Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Вся философия прав человека основана на одной ценности. Эта ценность – человек (Права человека как философская концепция. В рамках этой концепции права человека рассматриваются как убеждения, система ценностей, как защита справедливости и человеческого достоинства. Этот подход помогает ответить на вопрос, что такое человек, и почему права человека должны быть защищены. Более того, он связывает воедино права человека, свободу и справедливость). 24 октября 1945 года – официальная дата создания ООН. Цель ООН – объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития , основанных на принципах справедливости уважения человеческого достоинства и общего благосостояния. Людям из различных стран зачастую сложно решить , какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 году была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблеи ООН (к тому времени в ООН было 56 стран-участниц. Комиссию возглавила Элеанора Рузвельт, вдова экс-Президента США Франклина Рузвельта. Она назвала декларацию «Великой хартией вольностей», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека). В 30статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушение указанных прав и свобод. Это международный документ о правах человека действует через «внутреннее» национальное право. Положения, закрепленные в них, необходимо развернуть и воплотить в соответствующих законах конкретной страны- в конституции, кодексах, законах. Указах, постановлениях… Примером подтверждающее положение, является Конституция России, где закреплены основные права и свободы человека, среди которых право на жизнь, равенство перед законом и судом, равенство мужчин и женщин, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, право свободного передвижения и выбора места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право избирать и быть избранным , право участвовать в отправлении правосудия, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, право частной собственности, право на жилище, право на благоприятную окружающую среду, право на образование…. С целью повысить эффективность Декларации в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств – участниц, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. В последствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах человека, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаний и т.д.
- Какие права человека, упомянутые в Декларации, внесены в наш перечень? - Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию? - Какие права в нашем перечне вы считаете наиболее важным. Почему? - Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности? - Почему велико значение Декларации? (права человека выражают реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарит человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей) или мини – беседа по вопросу: Как вы думаете, почему спустя много лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических стран? При ответах на поставленные во время урока вопросы обучающиеся пользуются следующей формлой6 1. Говорят о своей позиции (я считаю, что…) 2. Объясняют ее (Потому что…) 3.Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами...)
Классификация прав человека (в соответствии со сферами общественной жизни).
главные принципы:
Следовательно: права человека: права естественны (они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек), неотъемлемы (это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования), взаимосвязаны и взаимозависимы, универсальны (то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени). - Каковы механизмы защиты прав человека? Кроме фундаментальных прав человека есть так называемые «процедурные и процессуальные права - разнообразные механизмы защиты. (... внесудебные и негосударственные институты защиты: институт Уполномоченного по правам человека в России, правовое просвещение и образование в области прав человека). - Каков порядок применения международных документов, повозглащенных Декларацией и закрепленных в последующих конвенциях и пактах на территории России? (Конституция России, федеральные законы, другие нормативные законы. Главное в этой иерархии – верховенство международных норм и норм Конституции). Рефлексия: - Что я узнал? Чему я научился? Какие трудности преодолел? |