Скачать 65.75 Kb.
|
Классный час: «Урок России» Цели:
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма. 5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений. Оборудование:
Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции. Ход занятия. Слайд№1,2
Денежная единица: рубль. Посмотрите на карту, сколько разноцветных кусочков изображено на ней! Это потому, что Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей. Но всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Слайд№3 Наша страна такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня. Слайд№4 Как вы думаете, что такое символы? Что могло бы стать символом нашей страны, по которому иностранцы безошибочно определят: это Россия? Значит, символы государства – это знаки отличия страны от других стран. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Слайд№5 Как называется наше государство? Как понимаете слово федерация? Слайд№6 К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Как вы думаете, что это за символы? Это гимн, герб и флаг. Слайд№7 Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. -А вы видели герб? - Где? Слайд№8 Следующий символ государства – это флаг Перед вами разное изображение флага, выберите верное. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного. Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает. Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете : (белом) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в : (синий) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко.. (красным) - Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага. (выступления учащихся с предположениями) - Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство верность и честность., белый - совершенство, чистота. благородство, совершенство, Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 22 августа – День государственного флага Российской Федерации. В 2005 году ему исполнилось 300 лет. Слайд №9 Подошла очередь поговорить о главной песне. “Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России. ЗВУЧИТ ГИМН Слайд№10 -Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? - Вы правы! Без закона не будет порядка, без законов каждый будет творить, что ему хочется. А люди разные, и это может привести к катастрофам. Долгое время в истории человечества царил закон: «око за око, зуб за зуб». -Как вы это понимаете? -Много тысяч лет назад на Земле появились люди, а с ними- главные вопросы: -Что люди могут делать и чего не могут? -Что оно обязаны делать и что не обязаны? -На что они имеют право и на что не имеют? -Люди стали решать эти вопросы в беседах, путём переговоров, с помощью религии и даже с помощью войн. Только в 20веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. И тогда появилась особая книга, в которой были даны ответы на многие вопросы. Если соблюдать в точности всё, что там написано, то на Земле прекратятся хаос, кошмар, неразбериха. -Как вы думаете, как называется эта книга? -Что такое Конституция? -Конституция Российской Федерации – это Основной Закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Слайд№11 -Время принятия Конституций.(1918г, 1936г, 1977г ,1993г ) Слайд№12 Экземпляр №1 Конституции. Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» - так выглядит «экземпляр номер один» Основного закона страны. Инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле. Слайд№13-23 В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. Слайд№24-34 Викторина. Слайд№35 Игра «Да! Нет!» -Давайте поиграем. Я зачитываю статью из конституции. Если это в пользу человека- говорим: «Да». Если это противоречит закону, говорим «Нет!». -Россия- наша страна? -Да! -Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? -Да! -Можно ли обращать человека в рабство? -Нет! -Можно ли относится к человеку жестоко? -Нет! Защищён ли человек законом? - Да! -Имеет ли право человек защищать себя в суде? -Да! -Можно ли без разрешения войти в жилище человека? -Нет! Можно ли свободно передвигаться по своей стране? -Да! Можно ли уехать из своей страны, а потом вернуться назад? -Да! Может ли человек владеть имуществом? -Да! Может ли человек получать бесплатную мед.помощь? -Да! -Может ли человек иметь какие-то права уже при рождении? -Да! Итог. -Молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали много нового и интересного! А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.) А право? (Бесплатно учиться.) |