Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 294.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.04.2014
Размер294.49 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
Муниципальное образовательное учреждение

Скалинская основная общеобразовательная школа


Утверждена приказом

руководителя образовательного учреждения

приказ №__________от _________2013 года

директор_________________/Н.Д. Беренева/
Рабочая программа

учебного курса изобразительное искусство для 5 класса основного общего и

специального (коррекционного) образования VII вида

учителя Грачевой И.В.


Изменения в рабочей программе

утверждены приказом

руководителя образовательного учрежденния

приказ № _______от________ 2014 года

директор______________/Н.Д.Беренева/

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции.

  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

  • Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».

  • Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр.

  • Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.

  • Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 30.01.2012 года №О -76.

  • Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2012г. №О-125 «Об утверждении учебного плана и плана внеурочной деятельности МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2012-2013г.».

  • Положением о рабочей программе, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2012г. №О-124.

  • Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.

  • Свидетельством о государственной аккредитации (серия АА № 169503, регистрационный №589), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.05.2009 года.

Структура документа.

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения учебного предмета, место учебного предмета в образовательном процессе, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план (тема урока, количество часов), календарно-тематическое планирование учебного материала, перечень учебно-методических и технических средств обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка- главный смысловой стержень программы.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств.

  1. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Конечная цель- духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

  2. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала, что обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

  3. Принцип единства восприятия и созидания. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит уч-ся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

  4. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости.

  5. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цели и задачи обучения.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироощущений , выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования школьников. Поскольку, в реальной практике школы в 5-9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки уч-ся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольший степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям- ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ.

Направленность содержания программы Б.М. Неменского на постижение языка ДПИ, выступающего не как самоцель, а как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру, соответствует Примерной программе по изобразительному искусству и ФГОС второго поколения.

Особое внимание уделено на отбор практических заданий для учащихся, т.к. выполнение учебно-творческих работ на плоскости не способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи функции предмета с его формой и декором. Для решения этой задачи необходимо конструирование объёмной формы с последующим её декорированием.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности в единую образовательную струк­туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея­тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости­жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место предмета «Изобразительное искусство» в образовательном процессе.

Данная рабочая программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.

Программный материал может быть реализован в двух вариантах в зависимости от конкретных условий.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю.

В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же- без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и

эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы




  • своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

К концу 5 класса обучающиеся должны знать:

-истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;

-особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

-семантическое значение традиционных обрядов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

-несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

-пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городецк, Жостово, Полхов-Майдан, и др.);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно- прикладного искусства;

-выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

обучающиеся должны иметь навык:

-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения;

-уметь передавать единство формы и декора (на доступном для возраста уровне);

-умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

-создавать художественно- декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

-владеть навыком работы в конкретном материале.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


№ п/п

Разделы

Количество часов.

1.

Древние корни народного искусства.

8

2.

Связь времен в народном искусстве.

8

3.

Декор - человек, общество, время.

12

4.

Декоративное искусство в современном мире.

7

5.

ИТОГО

35



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Цель урока

Форма урока

Требования

к уровню подготовки учащихся (предметные)

Контроль

Дата

Древние корни народного искусства – 8 часов

1

Декоративное рисование.

«Древние образы в народном искусстве ». ИИ – декоративно – прикладное и народное. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно – символического языка в произведениях декоративно – прикладного искусства.

Познакомить учащихся с понятием «декоративно- прикладное искусство»; объяснить, что выражают древние образы и символы.

Урок-

Знакомство

Знать традиционные образы народного искусства. Уметь составлять декоративные изображения, носящих условно- символический смысл.

Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа.

Ответить на вопрос:

« Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»




2,3

Декоративное рисование.

«Декор русской избы»

Начать изучать язык ДПИ; знакомство с убранством русской избы.

Урок- практикум

Знать об единстве конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь украшать элементы избы солярными знаками. Воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа.

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции.




4

Тематическое рисование. «Внутренний мир русской избы»

Познакомить с основными понятиями убранства русской избы.

Урок- КТД

Знать об устройстве внутреннего пространства русской избы. Уметь работать над коллективной композицией .

Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.




5

Аппликационная деятельность. «Конструкция, декор предметов народного быта и труда»

Сформировать у детей навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.

Урок- ИПТ

Знать об органическом единстве пользы и красоты, конструкции и декора. Уметь конструировать и украшать предметы народного быта и труда (прялка). Воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа.

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?» Просмотр, анализ и оценивание работ.




6

Декоративное рисование.

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Орнамент как основа декоративного украшения.

Познакомить учащихся с русской народной вышивкой.

Урок- ИПТ

Знать об образах и мотивах в орнаментах русской народной вышивки, об особенностях орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Уметь выполнять индивидуальный эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Анализ результатов собственного художествен- ного творчества.




7

Рисование – копирование. «Народный праздничный костюм»

Познакомить учеников с особенностями русского народного костюма.

Урок- ИПТ



Знать о народном праздничном костюме как целостном художественном образе.

Уметь выражать идеи целостности мира, связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Просмотр и анализ работ.




8

Беседа. «Народные праздничные обряды»(обобщение темы). Художественная культура Древней Руси.

Обобщение знаний по теме четверти, познакомить с русским фольклором.

Урок- праздник

Знать о народных праздничных обрядах как способе участия человека в событиях природы, как коллективном ощущении целостности мира.

Уметь воссоздавать обрядовые действия народного праздника.



Тест.




Связь времен в народном искусстве – 8 часов

9

Лепка. «Древние образы в современных народных игрушках». Истоки и современное развитие народных промыслов. Дымковская и филимоновская игрушки.

Сформировать понятие и выявить знания учеников о народной игрушке; формировать интерес к декоративному творчеству народных мастеров.

Урок- сказка

Знать об единстве формы и декора в игрушке, о живучести древних образов в современной игрушке. Уметь импровизировать форму игрушки и украшение её декоративной росписью в традициях дымковской игрушки.

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ.




10,

11


Декоративное рисование. «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Познакомить учащихся с историей возникновения гжельской керамики.

Урок- ИПТ


Знать историю развития гжельской керамики, знать о разнообразии и скульптурности посудных форм, единстве формы и декора. Уметь импровизировать на тему гжельской росписи.



Опрос. Просмотр и анализ работ.




12,

13

Декоративное рисование. «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Познакомить учащихся с историей возникновения городецкой росписи.

Урок- ИПТ

Знать об истории развития городецкой росписи, о композиции орнаментальной и сюжетной росписи, об основных приёмах росписи. Уметь импровизировать на тему городецкой росписи.


Ответить на вопрос: -Что значит образ в росписи? Взаимоанализ результатов творчества.




14,

15

Декоративное рисование. «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Познакомить учащихся с историей возникновения жостовского промысла.

Урок- КСО

Знать об истории художественного промысла, вариантах построения цветочных композиций, приёмах жостовского письма. Уметь работать в коллективе над созданием импровизированного жостовского подноса.

Игра «Художники- зрители»




16

Беседа. «Роль народных художественных образов в современной жизни»

«Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла».

Обобщить знания, добытые в четверти.

Урок- выставка

Знать о месте произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Знакомство с промыслами , которые не были затронуты на уроках.



Экспресс- выставка.




Декор - человек, общество, время – 12 часов

17

Беседа. «Зачем людям украшения».

Донести до детей понятие «социальная функция ДПИ», познакомить учеников с понятием «одежда» и её значением.

Урок-диспут-презентация

Знать о том, что все предметы декоративного искусства несут на себе печать человеческих отношений.

Уметь раскрывать на доступном возрасту уровне образный строй вещи.

Демонстрация работ. Ответить на вопрос: «Какую роль играют украшения в жизни человека?»




18,

19

Декоративное рисование. «Декор и положение человека в обществе»

Сформировать понимание места и роли ДПИ в жизни человека.

Урок- открытие

Знать о том, что декор может указывать на положение человека в обществе, подчеркивать власть, могущество, знатность. Уметь выполнять эскизы украшений по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?» Презентация своих работ и оценка результатов.




20, 21,

22,

23, 24

Индивидуально – коллективная работа – создание декоративного панно. «Одежда говорит о человеке»

Познакомить с искусством моделирования одежды в разных странах.

Урок- КТД

Знать, что одежда служит знаком положения человека в обществе и его намерений, помогает выявлять и подчеркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаку. Умение работать коллективно над одной темой.

Анализ результата коллективной работы.




25,

26

Проектировочная деятельность. «О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Проектная деятельность.

Урок- ИПТ

Знать о роли гербов и эмблем в обществе, о символах и эмблемах в современном обществе, значение их элементов. Уметь импровизировать на тему герба с использованием языка геральдики.

Защита проекта, анализ результата.




27


«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран.

Обобщить и закрепить знания темы четверти.

Урок- игра- викторина

Актуализировать знания, полученные в течении четверти в формах игры и викторины. Уметь применять полученные знания на практике.

Подведение итогов игры.




28

Урок – игра «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». Связь времен в народном искусстве.
















Декоративное искусство в современном мире – 7 часов

29, 30

Проектировочная деятельность. «Современное выставочное искусство»
















31,

32

«Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале» (индивидуальная работа). Умения и навыки использования уч-ся языка декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.

Научить детей искусству витража.

Урок творческого применения знаний, умений, навыков.

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале. Уметь использовать язык декоративно- прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности.





33,

34, 35

«Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале» (индивидуальная работа). Умения и навыки использования уч-ся языка декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.

Активное участие в семинаре- выставке.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме года.

Знать виды декоративно- прикладного искусства, особенности языка.

Анализ усвоенного учащимися по итогам тестирования.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Литература для учителя:

  1. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 класс. /Под редакцией Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009.

  2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс.-М.:Просвещение, 2007.

  3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009.

  4. Н.А. Горяева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2006.

Литература для обучающегося:

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009 г.

Интернет – ресурсы:

  1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
  2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php


  3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
  4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 


  6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

  7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

  9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

  10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

  11. http://festival.1september.ru/ - Викторины 

  12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

  13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

  14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

  15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Технические средства обучения:

  1. Компьютер, ноутбук обеспечивают обучающимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или учителем.

  4. Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала, включать в урок фрагменты из документальных и художественных фильмов по изучаемым темам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск