Муниципальное образовательное учреждение
Скалинская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения
приказ №__________от _________2013 года
директор_________________/Н.Д. Беренева/ Рабочая программа
учебного курса изобразительное искусство для 5 класса основного общего и
специального (коррекционного) образования VII вида
учителя Грачевой И.В.
Изменения в рабочей программе
утверждены приказом
руководителя образовательного учрежденния
приказ № _______от________ 2014 года
директор______________/Н.Д.Беренева/
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Законом Российской Федерации «Об образовании» в действующей редакции.
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».
Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г. №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».
Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр.
Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.
Программой развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый на 2011-2015 г., утверждённой приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 30.01.2012 года №О -76.
Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2012г. №О-125 «Об утверждении учебного плана и плана внеурочной деятельности МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2012-2013г.».
Положением о рабочей программе, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2012г. №О-124.
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.
Свидетельством о государственной аккредитации (серия АА № 169503, регистрационный №589), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.05.2009 года.
Структура документа.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка (нормативно-правовая основа создания рабочей программы, структура документа, общая характеристика учебного предмета, цели и задачи изучения учебного предмета, место учебного предмета в образовательном процессе, требования к уровню подготовки обучающихся), учебно-тематический план (тема урока, количество часов), календарно-тематическое планирование учебного материала, перечень учебно-методических и технических средств обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка- главный смысловой стержень программы.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств.
Принцип «от жизни через искусство к жизни». Конечная цель- духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала, что обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Принцип единства восприятия и созидания. Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит уч-ся к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости.
Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цели и задачи обучения.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироощущений , выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования школьников. Поскольку, в реальной практике школы в 5-9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки уч-ся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.
В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольший степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Содержание программы под редакцией Б.М. Неменского «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» распределено по четвертям- ступеням, которые последовательно выстраиваются от осознания уникальности народного (крестьянского) искусства к современным формам ДПИ.
Направленность содержания программы Б.М. Неменского на постижение языка ДПИ, выступающего не как самоцель, а как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения человека к миру, соответствует Примерной программе по изобразительному искусству и ФГОС второго поколения.
Особое внимание уделено на отбор практических заданий для учащихся, т.к. выполнение учебно-творческих работ на плоскости не способствует развитию у школьников понимания взаимосвязи функции предмета с его формой и декором. Для решения этой задачи необходимо конструирование объёмной формы с последующим её декорированием.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. Место предмета «Изобразительное искусство» в образовательном процессе.
Данная рабочая программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского.
Программный материал может быть реализован в двух вариантах в зависимости от конкретных условий.
Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю.
В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же- без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и
эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
-истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;
-особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов- варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
-семантическое значение традиционных обрядов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городецк, Жостово, Полхов-Майдан, и др.);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно- прикладного искусства;
-выявлять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
обучающиеся должны иметь навык:
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного общения;
-уметь передавать единство формы и декора (на доступном для возраста уровне);
-умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-создавать художественно- декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
-владеть навыком работы в конкретном материале.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п
| Разделы
| Количество часов.
| 1.
| Древние корни народного искусства.
| 8
| 2.
| Связь времен в народном искусстве.
| 8
| 3.
| Декор - человек, общество, время.
| 12
| 4.
| Декоративное искусство в современном мире.
| 7
| 5.
| ИТОГО
| 35
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
| Тема урока
| Цель урока
| Форма урока
| Требования
к уровню подготовки учащихся (предметные)
| Контроль
| Дата
| Древние корни народного искусства – 8 часов
| 1
| Декоративное рисование.
«Древние образы в народном искусстве ». ИИ – декоративно – прикладное и народное. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно – символического языка в произведениях декоративно – прикладного искусства.
| Познакомить учащихся с понятием «декоративно- прикладное искусство»; объяснить, что выражают древние образы и символы.
| Урок-
Знакомство
| Знать традиционные образы народного искусства. Уметь составлять декоративные изображения, носящих условно- символический смысл.
Воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа.
| Ответить на вопрос:
« Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»
|
| 2,3
| Декоративное рисование.
«Декор русской избы»
| Начать изучать язык ДПИ; знакомство с убранством русской избы.
| Урок- практикум
| Знать об единстве конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь украшать элементы избы солярными знаками. Воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа.
| Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции.
|
| 4
| Тематическое рисование. «Внутренний мир русской избы»
| Познакомить с основными понятиями убранства русской избы.
| Урок- КТД
| Знать об устройстве внутреннего пространства русской избы. Уметь работать над коллективной композицией .
| Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.
|
| 5
| Аппликационная деятельность. «Конструкция, декор предметов народного быта и труда»
| Сформировать у детей навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.
| Урок- ИПТ
| Знать об органическом единстве пользы и красоты, конструкции и декора. Уметь конструировать и украшать предметы народного быта и труда (прялка). Воспитание уважительного отношения к прошлому своего народа.
| Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?» Просмотр, анализ и оценивание работ.
|
| 6
| Декоративное рисование.
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Орнамент как основа декоративного украшения.
| Познакомить учащихся с русской народной вышивкой.
| Урок- ИПТ
| Знать об образах и мотивах в орнаментах русской народной вышивки, об особенностях орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Уметь выполнять индивидуальный эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
| Анализ результатов собственного художествен- ного творчества.
|
| 7
| Рисование – копирование. «Народный праздничный костюм»
| Познакомить учеников с особенностями русского народного костюма.
| Урок- ИПТ
| Знать о народном праздничном костюме как целостном художественном образе.
Уметь выражать идеи целостности мира, связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
| Просмотр и анализ работ.
|
| 8
| Беседа. «Народные праздничные обряды»(обобщение темы). Художественная культура Древней Руси.
| Обобщение знаний по теме четверти, познакомить с русским фольклором.
| Урок- праздник
| Знать о народных праздничных обрядах как способе участия человека в событиях природы, как коллективном ощущении целостности мира.
Уметь воссоздавать обрядовые действия народного праздника.
| Тест.
|
| Связь времен в народном искусстве – 8 часов
| 9
| Лепка. «Древние образы в современных народных игрушках». Истоки и современное развитие народных промыслов. Дымковская и филимоновская игрушки.
| Сформировать понятие и выявить знания учеников о народной игрушке; формировать интерес к декоративному творчеству народных мастеров.
| Урок- сказка
| Знать об единстве формы и декора в игрушке, о живучести древних образов в современной игрушке. Уметь импровизировать форму игрушки и украшение её декоративной росписью в традициях дымковской игрушки.
| Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ.
|
| 10,
11
| Декоративное рисование. «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
| Познакомить учащихся с историей возникновения гжельской керамики.
| Урок- ИПТ
| Знать историю развития гжельской керамики, знать о разнообразии и скульптурности посудных форм, единстве формы и декора. Уметь импровизировать на тему гжельской росписи.
| Опрос. Просмотр и анализ работ.
|
| 12,
13
| Декоративное рисование. «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
| Познакомить учащихся с историей возникновения городецкой росписи.
| Урок- ИПТ
| Знать об истории развития городецкой росписи, о композиции орнаментальной и сюжетной росписи, об основных приёмах росписи. Уметь импровизировать на тему городецкой росписи.
| Ответить на вопрос: -Что значит образ в росписи? Взаимоанализ результатов творчества.
|
| 14,
15
| Декоративное рисование. «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
| Познакомить учащихся с историей возникновения жостовского промысла.
| Урок- КСО
| Знать об истории художественного промысла, вариантах построения цветочных композиций, приёмах жостовского письма. Уметь работать в коллективе над созданием импровизированного жостовского подноса.
| Игра «Художники- зрители»
|
| 16
| Беседа. «Роль народных художественных образов в современной жизни»
«Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла».
| Обобщить знания, добытые в четверти.
| Урок- выставка
| Знать о месте произведений промыслов в современном быту и интерьере.
Знакомство с промыслами , которые не были затронуты на уроках.
| Экспресс- выставка.
|
| Декор - человек, общество, время – 12 часов
| 17
| Беседа. «Зачем людям украшения».
| Донести до детей понятие «социальная функция ДПИ», познакомить учеников с понятием «одежда» и её значением.
| Урок-диспут-презентация
| Знать о том, что все предметы декоративного искусства несут на себе печать человеческих отношений.
Уметь раскрывать на доступном возрасту уровне образный строй вещи.
| Демонстрация работ. Ответить на вопрос: «Какую роль играют украшения в жизни человека?»
|
| 18,
19
| Декоративное рисование. «Декор и положение человека в обществе»
| Сформировать понимание места и роли ДПИ в жизни человека.
| Урок- открытие
| Знать о том, что декор может указывать на положение человека в обществе, подчеркивать власть, могущество, знатность. Уметь выполнять эскизы украшений по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
| Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?» Презентация своих работ и оценка результатов.
|
| 20, 21,
22,
23, 24
| Индивидуально – коллективная работа – создание декоративного панно. «Одежда говорит о человеке»
| Познакомить с искусством моделирования одежды в разных странах.
| Урок- КТД
| Знать, что одежда служит знаком положения человека в обществе и его намерений, помогает выявлять и подчеркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признаку. Умение работать коллективно над одной темой.
| Анализ результата коллективной работы.
|
| 25,
26
| Проектировочная деятельность. «О чём рассказывают гербы и эмблемы»
| Проектная деятельность.
| Урок- ИПТ
| Знать о роли гербов и эмблем в обществе, о символах и эмблемах в современном обществе, значение их элементов. Уметь импровизировать на тему герба с использованием языка геральдики.
| Защита проекта, анализ результата.
|
| 27
| «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран.
| Обобщить и закрепить знания темы четверти.
| Урок- игра- викторина
| Актуализировать знания, полученные в течении четверти в формах игры и викторины. Уметь применять полученные знания на практике.
| Подведение итогов игры.
|
| 28
| Урок – игра «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества». Связь времен в народном искусстве.
|
|
|
|
|
| Декоративное искусство в современном мире – 7 часов
| 29, 30
| Проектировочная деятельность. «Современное выставочное искусство»
|
|
|
|
|
| 31,
32
| «Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале» (индивидуальная работа). Умения и навыки использования уч-ся языка декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.
| Научить детей искусству витража.
| Урок творческого применения знаний, умений, навыков.
| Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале. Уметь использовать язык декоративно- прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
| Эстетическая оценка результата коллективной деятельности.
|
| 33,
34, 35
| «Ты- сам мастер декоративно- прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале» (индивидуальная работа). Умения и навыки использования уч-ся языка декоративно – прикладного искусства в собственной художественно – творческой деятельности.
| Активное участие в семинаре- выставке.
| Урок обобщения и систематизации знаний по теме года.
| Знать виды декоративно- прикладного искусства, особенности языка.
| Анализ усвоенного учащимися по итогам тестирования.
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература для учителя:
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа с краткими методическими рекомендациями. 1-9 класс. /Под редакцией Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009.
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс.-М.:Просвещение, 2007.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009.
Н.А. Горяева. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2006.
Литература для обучающегося:
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса/ Под ред. Б. М. Неменского.- М.:Просвещение, 2009 г.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
-
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
-
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
http://festival.1september.ru/ - Викторины
http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
Технические средства обучения:
Компьютер, ноутбук обеспечивают обучающимся мультимедиа-возможности.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или учителем.
Музыкальный центр, телевизор, DVD дают возможность включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира, использовать большое количество иллюстративного материала, включать в урок фрагменты из документальных и художественных фильмов по изучаемым темам.
|