Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев





Скачать 323.71 Kb.
НазваниеПовседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев
страница1/3
Дата публикации09.08.2013
Размер323.71 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Щербакова Лилия Валерьевна
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА
ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - КОНЦА XVII ВЕКОВ
ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ-ЕВРОПЕЙЦЕВ


Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Саратов 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет»

Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент

Кирюшкина Виктория Викторовна
Официальные оппоненты – доктор исторических наук, профессор

Мезин Сергей Алексеевич
– доктор философских наук, профессор

Рязанов Александр Владимирович
Ведущая организация – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт


Защита диссертации состоится 9 ноября 2011 г. в 13.00 часов на заседании объединённого совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.242.12 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054 Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет».

Автореферат разослан «___» октября 2011 г.
Автореферат размещён на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru « » октября 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.М. Ососкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется повышенным интересом исследователей к феномену повседневности. Современная гуманитаристика трактует повседневность как культурную ценность особого рода, оказывающую влияние на все сферы человеческого существования. Анализ общества через призму повседневности в методологическом плане оказывается продуктивным для целого ряда гуманитарных наук. «Эта тема часто доминирует в философских трактатах и научных исследованиях, авторы которых обращаются к определённым аспектам жизни, истории, культуры и политики; при этом оценка повседневной жизни может быть различной»1. Данная категория выступает как один из наиболее глубинных и когнитивно богатых феноменов, способствующих открытию в социокультурном пространстве новых смыслов и значений. Но изучение повседневной культуры как многозначного и полифункционального социокультурного явления может быть полноценно осуществлено только на основе междисциплинарности, что неизбежно направляет исследователя к культурологии как наиболее синкретичной науке.

Значимость выбранной темы обусловливается также и тем, что в свете современных споров о месте России в мире, её «особом» пути развития особое значение приобретает изучение культурно-исторического прошлого страны. Для лучшего понимания проблем настоящего необходимо критически изучить прошлое. Поэтому важно рассмотреть, что представляла собой повседневная культура в период начала формирования российского общества (конец XV-XVII вв.) Обращение в современный нам исторический период, понимаемый как переходный, к исследованию повседневной культуры не является случайным, так как она представляет собой основу стабильности человеческой жизни. Важно отметить, что начавшийся с конца XVI столетия постепенный и естественный переход от средневековья к Новому времени позволяет русской культуре сохранить свою самобытность, а заимствования и трансформации носят ещё ненасильственный характер. Это и делает анализ культуры повседневности Московской Руси значимым для современного исследователя.

Предпочтение в качестве источниковой базы сочинений европейцев о Московском государстве во многом обусловлено тем, что для современной России немаловажен тот образ, через который её воспринимают на Западе, то есть не то, чем она является на самом деле, а то специфическое представление, которое рождается в результате обоюдных контактов. Именно в этот период формируются и закрепляются те стереотипы восприятия, которые становятся решающими во взаимодействии двух культур и во многом остаются таковыми до сих пор. Отношение европейцев к сегодняшней России уходит корнями в глубокую древность. Необходимо понять и оценить это прошлое. Для этого важно проследить, как воспринимали русскую культуру и Россию в целом в европейских странах в период становления и развития Московской Руси, то есть в тот период, когда были заложены основные черты и особенности как современных западно-европейских держав, так и самой России.
Степень разработанности проблемы

Исследовательские труды по теме диссертации можно разделить на три группы: 1) литература по общей теории повседневности, 2) культурно-исторические исследования повседневности, 3) собственно работы по культуре России на основе анализа сочинений европейцев.

Необходимость научно-теоретического осмысления и исследования феномена повседневности возникает с кризисом европейской рациональности в начале ХХ века. Начиная с Э. Гуссерля, происходит рост интереса к сфере повседневной культуры в гуманитарном знании. Её изучением с позиции социально-философского анализа занимались А. Шютс, П. Бергер и Т. Лукман, Г. Гарфинкель, М. Хайдеггер, Б. Вандельфельс, Л.Г. Ионин, Е. Золотухина-Оболина, Н. Элиас, Н.Н. Козлова, И.Т. Касавин.

В исторических работах исследование повседневной культуры долгое время ограничивалось описанием быта и нравов. Выдающиеся в своём роде работы таких отечественных историков XIX века, как Н.И. Костомаров, Н.Е. Волков, А.А. Терещенко, И.Е. Забелин, изучающих повседневную жизнь России, дают лишь подробное перечисление особенностей русского быта, домашнего уклада и строя русского общества без осмысления того глубинного влияния, которое данная реальность оказывала на бытие человека в целом. То же касается и работ, посвящённых повседневным реалиям Западной Европы, К.А. Иванова, С.В. Ершевского, Э. Фукса, П. Гиро и других.

Полноценное изучение повседневной культуры в историческом и культурологическом знании начинается лишь в ХХ веке с отказа от событийной истории и переориентации на «историю людей». Наибольший вклад в развитие теории и истории повседневности внесли представители французской школы Анналов. Со временем в западных странах происходит становление собственных национальных школ по исследованию повседневной культуры. Из отечественных исследователей, занимавшихся данной проблематикой, можно назвать Ю.Л. Бессмертного, А.Л. Ястребицкую, А.Я. Гуревича, М.И. Козьякову, Ю.М. Лотмана, А.Л. Юрганова, А.Л. Хорошкевич.

К общим трудам, в которых разрабатываются взгляды на повседневность как на организующий принцип культуры, можно отнести: «Диалектика повседневности» Г.С. Кнабе, «Бои за историю» Л. Февра, «История и социальные науки. Длительная временная протяжённость» Ф. Броделя, «Пространство повседневности в европейской культуре» В.Д. Лелеко.

Насколько нам удалось выяснить, культурологических работ, посвящённых рассмотрению русской повседневной культуры в период средневековья и Нового времени по сочинениям европейских авторов, не существует. Несмотря на то, что вопросы повседневного существования человека представлены и описаны в науке достаточно глубоко, проблема анализа повседневной культуры через призму восприятия её представителями другой культуры осталась без достаточного внимания. Тем не менее, следует заметить, что российская историческая наука ещё со времён Н.М. Карамзина начинает обращаться к сочинениям иностранцев как к значимому источнику. Первая их библиографическая систематизация, оставшаяся незавершённой, принадлежит отечественному исследователю первой половины XIX века Фридриху Аделунгу1. Автор не только систематизировал в хронологическом порядке всех известных на тот момент иностранцев, писавших о России до 1700 г., и указал на важные биографические подробности, но и привёл некоторые отрывки из их сочинений, которые отражали специфику русской культуры.

Самым известным историческим трудом на основе свидетельств иностранцев стала книга В.О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве», вышедшая в 1866 г. и переизданная только в 1991 г. Автор тщательно проанализировал около сорока произведений европейцев и выбрал из них необходимую ему информацию. Данная работа охватывает интересующий нас период, но вопросы повседневной культуры отдельно в ней не рассматриваются, и только некоторые ссылки на неё мы можем обнаружить в главах, посвящённых городу и торговле. Ключевского, как и многих историков после него, интересовала широкая историческая проблематика в восприятии иностранцев, учитывающая особенности политического и социального устройства, экономическое развитие, военную мощь, а также исторические события в России. Заслугой автора было не только то, что он одним из первых провёл такое масштабное исследование с использованием сочинений иностранцев, но и тот способ анализа и систематизации материала, которому он при этом следовал. Это отмечает А.Н. Медушевский в «Послесловии» к изданию 1991 г.: спецификой данной книги Ключевского «является то, что она представляет собой не столько историческое, сколько культурологическое исследование. Её основную задачу можно было бы сформулировать следующим образом: каково то представление, которое сложилось у Европы о России в период её государственного становления?»1 В этом, на наш взгляд, состоит значимость данного труда для современной гуманитаристики, а также важность для проводимого нами исследования.

Одной из первых попыток исследовать повседневную жизнь русского народа с помощью европейских сочинений была работа Л.П. Рущинского «Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII вв.», вышедшая в 1871 г. Как видим, в данной книге раскрывается один из частных аспектов повседневности. Значение указанного сочинения состоит в том, что оно указывает на возрастание интереса историков XIX в. к свидетельствам иностранцев как к ценному источнику изучения собственной культуры. В это время появилась целая плеяда авторов, которые посвятили свои работы сочинениям европейцев о России и взаимоотношениям последней с Европой: Ю.В. Толстой, С.М. Середонин, Е. Замысловский, И.X. Гамель и др. В некоторых трудах анализировались свидетельства иностранцев с точки зрения их этно-конфессиональной принадлежности2.

В начале XX в. была предпринята попытка систематизировать материалы из произведений иностранцев по определённой тематике, рассматривавшие в том числе бытовые особенности, свойства психологии, нравственные устои русского народа. В свет вышли сборники, содержавшие такого рода выборки из известных сочинений иностранцев3. Но уровня работы Ключевского они не достигли в силу своей специфики.

В XX в. издания, посвящённые анализу свидетельств европейцев о Московском государстве, представляли собой, в основном, подборку сочинений за определённый период, без должного их анализа, содержащие лишь пояснения в виде вступительной статьи общего плана4.

Ситуация начинает меняться лишь в новом столетии. Появляются серьёзные исследования, среди которых следует особо отметить диссертацию «Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья: по сведениям западно-европейских авторов XVI-XVIII вв.» (2004 г.) Н.О. Шкердиной, посвящённую анализу повседневной культуры этносов, населяющих Среднее Поволжье в период вхождения этих народов в состав Русского государства и адаптации их к русской культуре на основе свидетельств зарубежных авторов. Впрочем, данная работа не затрагивает культуру русских жителей. Кроме того, выполнена она как историческое исследование.

Большой интерес представляет статья Л.Е. Морозовой «Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей»1, посвящённая проблеме трансформации отдельных проявлений повседневной культуры жителей Русского государства со второй половины XV до конца XVI вв. по сочинениям европейцев. Автор обращается к наиболее известным свидетельствам европейцев того периода и отмечает видоизменения, которые произошли в Московском государстве за полтора столетия в бытовой сфере. Речь идёт о таких элементах последней, как потребляемая пища, устройство городов и жилищ, торговля, одежда, занятия населения, виды развлечений, особое место уделяется взаимоотношению царя и подданных. Но при этом автор не ставит задачи осветить вопрос изменений психологии, нравов и особенностей сознания русского народа в указанное время, а потому касается их лишь опосредованно.

В 2010 г. вышла книга историка культуры Зои Ножниковой «Загадочная Московия. Россия глазами иностранцев». Автор подробно описывает многие элементы повседневной культуры жителей Московии, используя сочинения послов. Ножникова применяет традиционный приём: с помощью выдуманного героя – имперского посла конца XVII в. – стремится воссоздать картину жизни Московской Руси по свидетельствам дипломатов и членов посольств. Однако избранный круг первоисточников значительно обедняет исследование, так как послы в России обладали ограниченными возможностями для наблюдения за жизнью москвитян. К несомненным достоинствам исследования относится то, что автор стремится показать жизнь в Русском государстве и его жителей такими, какими их «увидели иностранцы и как они захотели об этом рассказать»2, что во многом помогает понять пути формирования образа России в западно-европейских странах. З. Ножникова пытается соотнести описываемые русские нравы и обычаи с европейскими, используя свидетельства современников. Но последние приводятся отдельно и остаются без достаточных комментариев автора. К видимым недостаткам исследования можно отнести то, что Ножникова не делает разницы в тексте между авторами, жившими в разное время. Это не позволяет проследить динамику описываемых ими сфер жизни жителей Московии. Некоторые цитаты используются не совсем точно. Книга носит не столько научный, сколько художественно-публицистический характер, поэтому применять её в научном исследовании стоит с оговорками.

Из иностранных исследований по интересующей нас проблематике наибольший интерес представляет монография бельгийского историка Стефана Мунда «Orbis Russiarum. Генезис и развитие представлений о «русском мире» на Западе в эпоху Возрождения»1. По стилистике и в некоторой степени тематике данный труд во многом близок вышеуказанной работе Ключевского. Рассматриваемый период в данной монографии представлен XV и XVI вв. В ней автор систематизирует все известные, относящиеся к данному периоду, свидетельства европейцев (некоторые из них не знакомы российскому читателю) о России в период Ренессанса. Однако, при таком подходе сочинения европейцев следующего столетия, отражающие важные изменения в традиционной повседневной культуре россиян, остаются вне поля зрения автора. С нашей точки зрения, это не позволяет проследить и понять значимый процесс трансформации русской культуры в период перехода к Новому времени. Заслуга Мунда заключается в том, что он освещает основные темы, поднимаемые в указанных сочинениях, и проводит критический анализ последних, помогающий выявить факторы, влиявшие на формирование образа России в восприятии европейцами.

Американский историк Маршал По издал ряд работ2, посвящённых трудам европейских авторов о России XVI-XVII вв. (С. Герберштейн, С. Коллинс и др.). Его заслугой является возрождение интереса к данным трудам американских исследователей.

Стоит отметить, что в настоящее время культурологи начинают проявлять некоторый интерес к такому источнику, как воспоминания иностранцев. Чаще всего их употребляют наряду с иными документами. Так, записки иностранцев используются как один из множества источников в исследовании сексуальной и эротической стороны повседневной жизни русских людей в работе Е. Мороз «Весёлая Эрата: секс и любовь в мире русского Средневековья»3. В книге «Ароматы и запахи в культуре» из серии «Культура повседневности» опубликовано исследование А. Строева «Чем пахнет чужая земля». Автор анализирует описание запахов чужой страны по сочинениям иностранных путешественников, в том числе и России XVI-XVII вв.1

Обзор работ, посвящённых свидетельствам иностранцев о России, позволяет заключить, что многие аспекты повседневной культуры Московской Руси выпадают из поля зрения исследователей, а вопросы восприятия европейцами России и русских достаточно полно освещены по сочинениям XVIII-XIX вв., но весьма скудно по свидетельствам предыдущего времени. В научной литературе обобщающих трудов по заявленной проблематике недостаточно. С нашей точки зрения, именно для культурологических исследований сочинения иностранцев обладают высоким когнитивным потенциалом. К сожалению, культурологи необоснованно их игнорируют. На наш взгляд, необходимо восполнить указанный пробел.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции...
Охватывают время с конца по начало XVII веков
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма по курсу «История средних веков» факультет истории и юриспруденции...
Охватывают время с конца по начало XVII веков
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconИстория образования деревни Алдарак
Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С. 8-10
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconРеферат по культурологии на тему: культура московской руси: от средневековья...
На тему: культура московской руси: от средневековья к новому времени XIV – XVII веков
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconНаследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля и дискуссия по проблеме правового...

Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconКалендарно-тематическое планирование на базе эор нового поколения....
Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины 17-18 веков. (3 часа)
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормы римского права глазами современников (судебный процесс глазами Плавта, речи Цицерона как источник сведений о нормах римского...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма элективного курса по истории Отечества в 10 классе ( 35...
Данный курс предлагает совершить увлекательное путешествие в 20 столетие, чтобы глазами современников этой эпохи погрузиться в мир...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для формирования у учащихся образов разных жителей Московского государства
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconКонспект урока «тема притчи о блудном сыне в творчестве художников XVII xxi веков»
Образовательная: на основе самостоятельной работы учащихся, владению ими навыка системного анализа, проследить эволюцию темы притчи...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconМеценатство в России как социокультурный феномен
Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconРабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков»
«История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века»
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconДиссертации: Идея федерализма в русской политической и правовой мысли...
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconКонкурс рефератов [«Вглядываясь вглубь веков»
«Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца», посвящённого 70-летию коренного перелома в Великой Отечественной...
Повседневная культура жителей московского государства второй половины XV конца XVII веков глазами современников-европейцев iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Проблема автора...
Учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «Проблема автора в русской прозе второй половины ХХ века», который изучают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск