Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа»
Программа развития школы
на 2012-2015 годы
Бельсенды-2012
Программа развития
«Нравственное воспитание на основе изучения национальных традиций как фактор формирования и развития личности учащегося»
Краткая информационная справка
Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением.
Государственные документы МКОУ «Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа»
Устав МКОУ «Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа» (новая редакция), утвержденный Комитетом по образованию Горьковского МР приказ № 271 от 25.11.2012г года, зарегистрированный ФНС МИФНС №12 по Омской области России от 16.12.2011г года ОГРН 2115543586630
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 55 №003617431 от 16.12.2011г.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 55 № 003617432 от 05.062001года.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности серия А № 0001656 от 24.02.2012 года рег.№ 399-п.
Свидетельство о государственной аккредитации АА 025768 от 04.05.2007 года рег.№ 282.
Свидетельство «О государственной регистрации права на оперативное управление 55-АА №570256 от 14.03.2012г.
Год основания школы: 1927
Адрес школы: 646615, Омская область ,Горьковский район, аул Бельсенды-казах, улица Школьная, 9
Особенности управления школой.
Школа реализует программы начального и основного общего обучения. Образовательная система ориентирована на обучение и воспитание учащихся, развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных, творческих способностей и образовательных потребностей.
Дата последней аттестации школы – 2008 год.
Вся деятельность школы регламентируется локальными актами, школа сотрудничает с Бельсенды-казахским сельским клубом, Бельсенды-казахской сельской библиотекой , Павлодаровской средней школой, Рощинской средней школой Горьковского района, школой-гимназией № 52 г. Астаны Республики Казахстан.
Управление школой строится на принципах демократии, гласности и самоуправления.
Непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения реализует школьная администрация в лице директора. В систему управления также входят совет школы, методические объединения учителей, педагогический совет.
Школа имеет 2 ступени образования, реализующие программы начального и основного общего образования по ступеням:
1 ступень – начальное общее образование, нормативный срок освоения 4 года;
2 ступень–основное общее образование, нормативный срок освоения 5 лет.
Занятия в школе организованы в одну смену.
Режим работы школы – учащиеся первой и второй ступени обучаются по пятидневной неделе.
Всего 3 класс–комплекта.
В МКОУ «Бельсенды-казахская ООШ» обучается 24 человека. Педагогический коллектив состоит из 5 учителей- предметников .
В школе усилиями педагогического коллектива при поддержке Комитета по образованию Горьковского района созданы благоприятные условия для организации современного процесса обучения и развития.
В аудиторном фонде школы 10 классных комнат. Из них кабинетов:
русского языка и литературы – 1
математики, информатики – 1
иностранного языка – 1
истории,обществознания – 1
географии,биологии-1
химии – 1
физики – 1
мастерской – 1
классные комнаты для начальных классов – 1
В школе работает библиотека с уютным читальным залом, общий книжный фонд, который составляет более 3000 единиц хранения, фонд учебников около 1000. В читальном зале в распоряжении учащихся имеется компьютер для работы с электронными источниками информации на электронных носителях. В 1997году создан школьный музей. В 2005 году он получил статус школьный музей. Дважды музей награжден районными и областными Почетными Грамотами.
В школе функционируют один спортивный зал, оснащенный стандартным оборудованием, спортивная площадка, футбольное поле, пришкольный участок 0,5га.
В здании школы работают Бельсенды-казахский сельский клуб и Бельсенды-казахская сельская библиотека .
МКОУ «Бельсенды-казахская ООШ» находится в центре аула Бельсенды-казах. Наше учреждение – двухэтажное здание с просторными светлыми классами, хорошо оборудованным буфетом, с широкими рекреациями и большим фойе. Здание школы окружают деревья и кустарники. Все это выгодно отличает школу от других соседних учреждений. Основная масса детей –жители аула Бельсенды-казах. Большинство родителей не работает. Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия требований до требований высокого качества к образованию.) Дети до первого класса практически не знают русского языка, на первых порах приходится заниматься обучением русскому языку. Введение предшкольной подготовки для детей 5-7лет с 2007-2008 учебного года частично снимает эту проблему. Обучение в школе с этнокультурным компонентом ведется на русском языке. Часов казахского языка и казахской литературы ,которые ведутся факультативно, явно недостаточно, чтобы грамотно писать и изъясняться на родном языке, знать свои обычаи, традиции, свою культуру.
В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть учащихся имеет различные виды заболеваний , однако 82% отнесены к основной группе.
Организация учебного процесса МОУ «Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа» регламентируется учебными планами 2004 и 2009гг., разработанными на основе примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Омской области. Формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения базисного обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, воспитание гражданственности и любви к родине – основные цели нашей школы. В 2010-2011 учебном году в МОУ «Бельсенды-казахская основная общеобразовательная школа» обучалось 24 человека в 3 классах- комплектах.
1-4 кл. – 8 человек
5-7 кл. – 8 человек
8-9 кл. – 8 человек
Из 24 человек на «4» и «5» окончили учебный год 13 человек (54%).
Из 6 учителей 1 имеет высшее, 3 незаконченное высшее, 2 среднеспециальное образование.
I квалификационную категорию имеют 3 учителя, II – 3 человека, один учитель без категории. Для решения задач школы в обучении учащихся созданы следующие условия: составлен учебный план, базовый компонент включает учебные дисциплины, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам.
Работа по организации учебно-воспитательного процесса носит научно-методический характер. В школе работает 2 методических объединения, которые имеют четкие планы работы. Основными направлениями работы стали следующие:
- повышение мотивации педагогов школы на участие в освоении передового педагогического опыта.
- повышение мотивации слабоуспевающих учеников.
На контроле находится график курсовой переподготовки учителей.
На 2011-2012 уч. год подали заявки Тлеубаев Ж.Ж., Смаилов Х.Х.
Совершенствование профессионального уровня педагогов осуществляется и через школьную систему повышения квалификации:
Заседание методических объединений.
Педагогические советы.
В школе регулярно ведется мониторинг за качеством знаний. Процент учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» за последние 3 года:
2008-2009 – 50%
2009-2010 – 50%
2010-2011 – 54% Регулярно отслеживались ЗУН по математике и русскому языку во 2-9 классах, истории, химии, биологии, географии, немецкому языку в среднем звене. Качество знаний учащихся 2-9 классов следующее:
Качество знаний учащихся 2-9 классов:
Класс
| Кол-во уч-ся
| Матеем.
| Рус.-яз
| История
| Химия
| Биология
| Немец.-яз
| География
| Физика
| 2
3
4
5
6
7
8
9
| 3
3
1
1
6
1
2
6
| 66,6
100
100
100
50
100
50
33,3
| 66,6
33,3
-
-
50
100
50
33,3
|
100
50
100
50
50
|
50
33,3
| 33,3
100
50
33,3
|
100
50
100
50
66
|
-
50
67
50
50
|
100
50
50
| Среднее качество знаний
|
| 75
| 56
| 70
| 42
| 54
| 73
| 54
| 66
| Мониторинг проводится как промежуточный, так и по конечным результатам. Работа по совершенствованью мониторинга ведется по следующим направлениям:
1. собеседование по состоянию тематического планирования.
2. диагностика контрольных работ в 1-9 классах. В результате проверки выявляется, как учащиеся осваивают программу начальной и основной школы. Анализ контрольных работ позволил спланировать индивидуальные занятия с учащимися.
особый блок BШK занимает контроль за результатом обучения детей, испытывающих трудности в учебе. Он включает:
контроль за наличием у учителей разноуровневых заданий.
проверку рабочих тетрадей
проверку дневников
проверку журналов
административные совещания
собеседования с родителями Подпрограмма «Атамекен» предусматривает реализацию воспитательной системы школы по семи основным направлениям:
История народа (Изучение материалов об истории села)
2. «Немеркнущие звезды» (Люди с заметной ролью в жизни села.)
3. Прикладное искусство» (Изделия казахского прикладного искусства)
4. Национальный костюм.(казахские мужские, женские и детские костюмы.)
5. Национальные игры (Виды национальных игр.)
6. Ветеран (Ветераны войны и труда, изучение традиций семей.)
7. Родословные
Эти направления реализуются через проведение общешкольных мероприятий:
день Знаний, праздник Урожая (Ярмарка ), день Учителя, день Пожилых людей, день Здоровья, Новогодние праздники, конкурс «А ну-ка,парни», конкурс «А ну-ка, девушки», Наурыз (Новый год по восточному), праздник «Последнего звонка» , а также через:
- участие в предметных олимпиадах, конкурсах разного уровня
- проведение ежегодной научно-практической конференции
- выставки творческих работ обучающихся Привлечение внешних специалистов Бельсенды-казахского сельского клуба и Бельсенды-казахской библиотеки по дополнительному образованию детей реализуется через:
-занятия в танцевальном кружке «Омир гульдер», «Айгуль» ;
-занятия по обучению игре на казахской домбре «Юный домбрист» Анализ занятости обучающихся внеклассной деятельностью показал, что из 24 обучающихся в спортивных секциях занимается 15 человек, что составляет 62 % от общего числа обучающихся, в кружке «Краеведение» занимается 10 учеников ,что составляет 41% от общего числа, в кружке «Основы национальной культуры» 3 человека из 1-го класса и 6 человек будущих первоклассников. В кружках художественно-эстетической направленности «Омир гульдер» , «Айгуль» и «Юный домбрист» занимаются 12 учащихся, что составляет 50%. Всего общая занятость составляет -24 человека, т.е. 100% от общего количества учащихся.
В школе организована работа по реализации в практике технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Лучшие портфолио уТлеубаевой Сальмиры, Мажкеновой Даметкен, Калимовой Карины.
Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
Воспитательная система образовательного учреждения. Связь с социумом. Воспитательная система – одно из условий социального благополучия детей.
Документы, регламентирующие воспитательную деятельность:
- Конвенция о правах ребенка; - Закон об образовании;
- Программа развития образования МКОУ «Бельсенды-казахская ООШ» на 2012 – 2015гг.;
- локальные акты ОУ.
Главная задача всех педагогических работников школы– создание целостной воспитательной системы.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Цель воспитательной системы – создание условий для развития личности ребёнка.
Создание условий для развития личности ребёнка – это процесс создания системы отношений, помогающий ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Цель воспитательного процесса: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению.
В рамках реализации подпрограммы «Атамекен» в школе проводится систематическая работа по формированию чувства патриотизма, гражданственности. В 1997 году был создан Бельсенды-казахский школьный музей. Краеведческая работа ведется членами кружка "Моя земля». В 2005году музей получил статус школьного музея. Музей участвует в различных районных и областных слетах, конкурсах, выставках. Дважды награжден районными и областными Почетными Грамотами. За 20 лет в школе проведено 3 областных семинара и один (VIII) педагогический марафон по русскому и родному языкам учителей национальных школ Омской области (1992,1997,2000,2011год). В марте 2012 года планируется выступление школы в Горьковском Ресурсном центре с мастер-классами перед учителями. В апреле планируется поездка всех школьников в столицу Казахстана город Астану с целью знакомства с достопримечательностями исторической Родины.
Широкое развитие получила работа по краеведению. Активисты школьного краеведческого музея совместно с краеведческим музеем р.п.Горьковское ведут большую исследовательскую работу, работают над пополнением фонда музея.
Реализация подпрограммы «Трудовое воспитание» помогает развитию трудовых навыков на пришкольно-опытном участке. В современных условиях необходимо делать упор на личную значимость труда, когда школьник осознаёт, что приобретённый навык пригодится в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда.
В школе работает детская организация «Мирас» (Наследие), членами которой являются все учащиеся. Мирас:
-выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; -Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеурочной деятельности, создаёт условия для их реализации; -Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся. Ведется активная работа по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта. На МО классных руководителей, педагогических советах, в ходе обсуждения открытых классных часов обобщается передовой опыт педагогов по вопросам организации творческой деятельности учащихся во внеурочное время, освоения педагогами современных технологий воспитания, эффективности формирования у учащихся положительных личностных качеств.
Педагогический коллектив ОУ осознает, что работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работа педагогов с родителями обучающихся состоит из следующих компонентов:
1. Изучение семьи учащихся, чтобы педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, способствующее развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Психолого-педагогическое просвещение осуществляется в следующих формах:
родительские собрания;
сельские праздники;
тренинги;
индивидуальные и тематические консультации;
беседы;
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они активно участвуют в учебно-воспитательном процессе в школе и классе:
- посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- оказывают помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы класса;
- принимают участие в проведении Дней здоровья.
4. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие в работе родительского комитета класса и школы, а также в Совете ОУ)
Родительский всеобуч осуществляют классные руководители, Ежегодно проводятся общешкольные родительские собрания.
Родители являются помощниками классных руководителей в организации походов, экскурсий, «огоньков», выпускных вечеров.
Для учащихся в послеурочное время организованы факультативы по казахскому языку и казахской литературе в основном звене, творческие кружки по краеведению и основам национальной культуры, обучению игре на казахской домбре, обучению казахским танцам, спортивно – оздоровительные секции, в которых занимаются дети школы и аула. Школа – единственное место досуга.
Школьный двор является центром спортивных мероприятий, праздников, которые ОУ проводит для жителей аула. Здесь широко отмечались 60-летие Великой победы в 2005, открытие мечети в 2007, 100-летие аула в 2009гг.
МКОУ «Бельсенды-казахская ООШ» за время своего существования приобрела богатые национальные традиции, которые не только обогащают образовательный и воспитательный процесс, но и направлены на социализацию и адаптацию учащихся, способствуют становлению нравственной культуры личности.
В школе с 2009года работает федеральная площадка по апробации учебников русского языка для национальных школ 1-го класса под редакцией Г.Г.Городиловой и 5-го класса под редакцией Е.А. Быстровой издательства «Дрофа». Ежегодно по апробации проводятся семинары методистами ИРООО и Ресурсного центра, проводятся контрольные срезы и отчеты.
Традиционные дела школы
Для учащихся школы проводятся следующие мероприятия: день знаний, день самоуправления, интеллектуальный марафон, викторины, предметные олимпиады, посвящение в первоклассники, общешкольные праздники«День пожилого человека» и «День Учителя», осенний бал «Золотая осень», Новый год,,день «Святого Валентина», Наурыз(Новый год по восточному), вечер встречи с выпускниками, Курбан-байрам, праздник « Последний звонок», День защиты проектов, проведение фотовыставок, творческих работ по краеведению , выставок национальных поделок.
Для родителей: отчеты творческих коллективов, день «Открытых дверей», праздник « Наурыз», новогодние праздники, дни семейного отдыха, выступления перед жителями аула «Живи, цвети ,село родное!».
Традиционными для школы являются мероприятия по здоровьесбережению: дни здоровья, спортивные праздники,новогодние раздники, «Наурыз», дни «А, ну-ка папы!», «А,ну-ка, мамы!», и др.
Важной задачей для школы является сохранение традиций в работе с социальными партнерами: проведение спортивных соревнований, концертов и др.
Работа педагогического коллектива школы направлена на интеграцию трех основных систем:
Образовательной системы на основе множественной дифференциации учебного процесса.
Системы воспитательной работы как равноценный компонент образования наравне с учебным процессом
Системы социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей.
Системы нравственногого воспитания и научно-исследовательской деятельности.
Образовательная система предполагает дифференциацию по следующим параметрам
распределение учащихся одного возраста по группам с одинаковым уровнем успеваемости;
по интересам вне учебного процесса.
Дополнительное образование детей осуществляется в школе через предметные кружки, факультативы, различные образовательные мероприятия (лекции, экскурсии, олимпиады, конкурсы и т.д.), т.е. через все формы, способствующие развитию познавательной активности школьников, расширению их кругозора. Система дополнительного образования в школе позволяет коллективу показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности. Мы считаем, что наша школа действительно является центром и организатором работы с детьми во внеурочное время. Педагогический коллектив ищет пути использования системы дополнительного образования для самореализации учащихся, обеспечения их занятости после уроков, а это поможет отвлечь их от улицы. Тем самым создается мощный барьер детской безнадзорности и беспризорности.
Система социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей организует работу с детьми, учителями, родителями во взаимодействии с медицинскими и социальными работниками, поддерживает связи с психологическими центрами, в том числе подростковыми. Особое внимание уделяется работе с родителями. Контакт с родителями играет одну из главных ролей в процессе обучения школьника, правильного его формирования и возрастного становления личности. Единые требования педагога, психолога и родителя к ребенку формируют его социальное мировоззрение и личностные особенности, определяют его духовный мир.
Система нравственного воспитания и научно-исследовательской деятельности способствует становлению нравственной культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Для успешного процесса интеграции основных систем необходимо ресурсное обеспечение.
Результаты самодиагностики педагогического коллектива:
в школе работает педагогический коллектив с высоким уровнем профессиональной подготовки, опытные, квалифицированные учителя, с большим потенциалом для творческого развития
коллектив отличает педагогическое мастерство, кропотливая работа, ясное представление целей воспитания и образования.
Педагогический коллектив вооружает учащихся прочными знаниями, содействует увлечению наукой, вырабатывает потребность в самообразовании, в развитии творческих способностей, прививает детям высокий эстетический вкус, учит ценить прекрасное.
Работа коллектива направлена на самореализацию личности учителя и учащегося и строится на принципах демократии и гуманности.
Учителя школы широко применяют современные педагогические технологии, используют инновационные программы, учитывая потребности учащихся, родителей, социума.
На данном этапе деятельности школы возникает острая необходимость дальнейшего развития в образовательной, воспитательной и социально-педагогических систем и нравственного воспитания.
Поэтому мы планируем объединить усилия педагогического коллектива, дополнительного образования, желания учащихся и родителей для создания единого центра занятости и нравственного воспитания детей на основе использования и изучения национальных традиций, казахского языка, казахской культуры.
Аналитическо-прогностическое обоснование
На территории аула школа – единственный центр отдыха, имеющий разнообразные зеленые насаждения, цветочные клумбы, школьный краеведческий национальный музей
Следовательно, школа должна взять на себя ответственность по созданию условий для развития детей, на основе изучения и использования национальных традиций в нравственном воспитании детей.
Решая проблему создания оптимальной образовательной среды для разностороннего развития личности, педагоги школы за центральную фигуру воспитательной системы принимают ученика и видят свою задачу в оказании помощи его становлению как личности физически и психологически здоровой, приобщенной к системе культурных, гуманистических, моральных и экологических ценностей, как гражданина и патриота, индивидуальности и инициативного субъекта.
Цель программы
Модернизация образовательной среды школы и системы дополнительного образования для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей и повышения адаптивных возможностей взросления личности. Становление нравственной культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Исходя из особенностей расположения школы, контингента учащихся и родителей и полагаясь на профессионализм и творческий потенциал педагогического коллектива определяются приоритетные задачи деятельности школы:
Обновление, дифференциация и индивидуализация содержания образования в соответствии со стандартами базового уровня.
Совершенствование информационной образовательной и воспитывающей среды, повышающей эффективность образовательного процесса и управления школой, обеспечивающей доступ к глобальным информационным и образовательным ресурсам.
Ведение воспитательной работы, ориентированной на развитие идей патриотизма и толерантности. Изменение отношения каждого ребенка к окружающей среде.
Системное использование развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в учебной и воспитательной деятельности.
Программа развития школы предполагает решение этих приоритетных задач.
Реализация программы развития школы началась в 2012 году и проводится в согласовании с планом работы школы.
В план работы наряду с образовательной деятельностью входят внеклассная деятельность по предметам и работа с социальными партнерами в сфере изучения казахской культуры.. Внеклассная деятельность учащихся включает в себя следующие секции и объединения:
спортивно-оздоровительные секции по волейболу и футболу.
Танцевальные кружки «Омир гульдер» и «Айгуль»
Кружок «Основы национальной культуры».
Кружок краеведения «Моя Земля»
Такое сотрудничество вместе с созданной системой учебной деятельности и дополнительного образования с социально-педагогическим комплексом школы является основой для совершенствования Программы развития школы.
Концептуальный проект желаемого будущего
Программа развития как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, т.е. выявления не только потенциальных «факторов риска», но и «факторов роста», «факторов развития», которые на данный момент имеются в школе.
К факторам развития относятся:
Сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся.
Работоспособный, высококвалифицированный педагогический коллектив, способный к творческой и поисковой работе.
Явная тенденция к активному сотрудничеству с семьями учащихся, направленная на изучение языка и национальных традиций
Сотрудничество с Бельсенды-казахским сельским клубом и Бельсенды-казахской сельской библиотекой, школой-гимназией №52 г.Астаны.
Стратегическая цель программы – создание единого пространства развития детей в условиях аула.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Создание в школе единого пространства с учетом потребности для детей, их родителей, общественности и социума в целом.
Организация новой коммуникативной среды, которая будет регулировать отношения в социокультурном образовательном пространстве.
Модернизация информационно-технической поддержки осуществления программы.
Решение данных задач предполагает повысить у школьников уровень гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации.
В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Принципы реализации программы развития:
сотрудничество учащихся, учителей, родителей;
организация разнообразной деятельности, взаимодействие с семьей на условиях добровольного участия;
сотрудничество с внешними партнерами.
Концептуальное содержание программы развития: план работы школы.
| |