Рабочая учебная программа по ТЕХНОЛОГИИ
основное общее образование 6 класс
2013 – 2014 учебный год Составлена на основе авторской программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д. Симоненко.
«Технология. Программы начального и основного общего образования.», Москва, издательство «Вентана – Граф», 2011 год. Программу составил: Дмитренко Наталия Александровна
г. Вологда
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Д. Симоненко, Н. В. Синицы «Технология: программы начального и основного общего образования» - Москва, издательство «Вентана – Граф», 2011 год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе количество часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований.
Нормативно – правовая база для разработки рабочей учебной программы:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего (среднего /полного/ общего) образования по технологии (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 « Об утверждении федерального компонента компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Авторская программа В.Д. Симоненко, Н. В. Синицы «Технология: программы начального и основного общего образования» - Москва, издательство «Вентана – Граф», 2011 год.
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования общего образования от 31.03.2005 г. № 574 с последующими изменениями от 10.07.2011 № 1018;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011. № 2885;
- Учебный план МОУ «СОШ № 33» на 2013 – 14 учебный год;
- Положение о порядке разработки и порядке утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов.
Рабочая программа предусматривает использование учебников для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В.Д. Симоненко рекомендованные Министерствомобразования и науки Российской Федерации, Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2010 год, для 6 классов.
Базовыми для рабочей программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Декоративно – прикладное творчество», «Кулинария», «Черчение и графика», «Технология ведения дома». Кроме того программой предусмотрен вводный урок и раздел «Проектирование изготовления изделий». Часы этого раздела соединены с часами разделов, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «Технология» предусматривает включение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
— культура и эстетика труда;
— получение, обработка, хранение и использование информации;
— элементы домашней и прикладной экономики,
— знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
— влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
— проектная деятельность;
— история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Все разделы программ содержат основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий.
При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программ является то, что процесс создания любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональное расходование материалов, утилизация отходов.
Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате изучения курса технологии учащиеся овладевают безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, машинами, электробытовыми приборами; получают специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства; знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
В процессе реализации программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоениетехнологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
• развитиепознавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитаниетрудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получениеопыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать\понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получение продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.
Практическая деятельность:
Оценка «5» ставится за чёткое планирование труда и рациональную организацию рабочего места; полное соблюдение правил техники безопасности; правильное выполнение приёмов труда и операций; умение самостоятельно выполнить работу; за изготовление изделия в установленный срок или раньше при условии выполнения требований по качеству и точности исполнения размеров.
Оценка «4» ставится за незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; соблюдение правил техники безопасности; приёмы труда и операции в основном выполняются правильно; работа выполняется самостоятельно; норма времени (выработки) выполнена или не выполнена на 5- 10%; изделие выполнено с незначительными отклонениями по чистоте, качеству и точности исполнения размеров.
Оценка «3» ставится за имеющиеся отдельные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неполное соблюдение правил техники безопасности; отдельные приёмы труда и операции выполняются с помощью учителя; норма выработки не выполнена на 10 – 15%; изделие выполнено с нарушением отдельных требований к чистоте, качеству, точности исполнения размеров.
Оценка «2» ставится за имеющиеся существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; несоблюдение многих правил техники безопасности; неправильно выполняются многие приёмы труда; работа выполняется со значительной помощью учителя; норма времени (выработки) не выполнена на 15 – 20%; изделие выполнено с нарушением ряда установленных требований.
Теоретические знания:
Оценка «5» ставится за полное усвоение нового материала и изложение этого материала обучающимся своими словами.
Оценка «4» ставится зав основном усвоенный новый материал и краткое его изложение своими словами; за подтверждение общего положения конкретными примерами; правильные ответы за дополнительные вопросы.
Оценка «3» ставится если обучающийся усвоил новый материал более чем на половину и может его изложить своими словами; затрудняется подтвердить общую часть общих положений конкретными примерами; неправильно отвечает на большую часть дополнительных вопросов.
Оценка «2» ставится за неусвоение основной части нового материала, невозможность его изложения, неправильные ответы на дополнительные вопросы.
Нормирование часов и распределение тем рабочей программы.
- Авторской программой предусмотрена тема раздела «Технология изготовления швейных изделий». В 6 классе темой предусмотрено изготовление юбки, а в 7 классе – ночной сорочки.
В рабочей программе технология изготовления юбки предусмотрена в 7 классе, а технология изготовления ночной сорочки в 6 классе. Это обуславливается анатомическим строением фигуры подростков в этом возрасте, а также технологической сложностью выполнения данных изделий.
- «Вводный урок» (1 час) в 6 классе объединён с темой «Культура питания» (1 час), т.к. уроки технологии сдвоены (2 часа);
- раздел «Черчение и графика» в 6 классе соединён с разделом «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», т.к. включает в себя тему «Разработка эскиза изделия», «Построение чертежа изделия», которые целесообразно изучать перед темой «Раскройные работы»;
- На раздел «Технология швейных работ» в 6 классе добавлено 2 часаиз радела «Декоративно – прикладное творчество». |