Скачать 167.14 Kb.
|
Учитель МОУ гимназии №16 Сычева С.П. Открытый урок в 10 классе На тему: "Терпимость (толерантность) – новое название для мира" Тема 3. География населения мира. Тема урока: Терпимость (толерантность) – новое название для мира. Тип урока: нетрадиционный (урок-мастерская) Цель урока:
(работа в группах) Оборудование:
1995 год – Международный год, посвященный терпимости (МГТ)
Ход урока:
"Толерантность для нас сегодня не просто красивое слово иностранного происхождения. Толерантность – это то, без чего наша страна, да и весь мир перекроют себе дорогу в будущее". А еще то, без чего не может существовать ни одно современное цивилизованное общество. Но почему это понятие вошло в нашу жизнь именно сегодня? Неужели раньше люди относились друг к другу терпимее? Разумеется, нет. Но в последние годы гораздо больше локальных войн, терактов, межнациональной розни. Корни этого зла уходят в природу человека, в его первые опыты и впечатления от жизни, в те стереотипы, которые он обретает в самом юном возрасте. Именно поэтому мы будем об этом говорить сегодня. Одна из школ нашего города, СОШ № 20, в которой обучаются дети разных национальностей (украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, осетины, но в большинстве своем армяне и грузины) приняла участие и стала победителем в конкурсе "Урок толерантности", объявленном Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев совместно с издательским домом "Первое сентября". А в городе Майкопе ученики школы № 29 – русские, адыгейцы, армяне, татары, чеченцы – теперь владеют этическими нормами знаменитой духовной сокровищницы черкесов – адыгэ хабзе. Поддержать идею изучения черкесского этикета можно хотя бы потому, что адыгэ хабзэ – основа жизненной философии горцев, которая учит уважать традиции своего и других народов. Этот неписанный свод законов адыги создавали на протяжении столетий и соблюдали всегда. Он основан на пяти столпах: человечность, почтительность, разум, мужество и честь. Этот набор истин цементировал народ и нацию в целом. Наверное, на нынешнем этапе развития человеческого общества, когда в значительной степени возросло национальное сознание, появилась необходимость в интернациональном воспитании школьников и в возвращении к истокам толерантности. Следует уделять большое внимание воспитанию уважительного, доброжелательного отношения друг к другу, стремления не просто снизойти, а принять чужое, умения спорить и, не ссорясь, найти истину. Средняя общеобразовательная школа № 16, 2002 год
В 2002 году с 9 по 16 октября прошла Всероссийская Перепись Населения. По её данным, в микрорайоне Бытха проживают 7007 мужчин и 8719 женщин. А на улице Краевско-Греческой проживают: Русские – 71 человек Армян – 200 человек Грузин – 8 человек. Данные переписи конфиденциальны и закрыты для простых обывателей, поэтому нам ничего большего узнать не удалось. МОУ гимназия №16, состояние 01.02.2008
Население Краснодарского края на 2007 год. В нашем крае на 9-е октября 2002 года( последняя перепись населения) проживало 5124,4 тысячи человек. Из них 2739,8 – горожан, 2384,6 тысяч сельских жителей. Краснодарский край многонационален. Здесь проживает: 4300 тыс. русских, 246 тыс. армян, 193 тыс. украинцев, 38 тыс. белорусов, 30 тыс. греков, 19,3 тыс. адыгейцев, 20,2 тыс. немцев. Все народности края терпимо относятся друг к другу! Сообщение ученика: Мы живем в многонациональном городе Сочи – 102 нации. У нас много беженцев. Наш Краснодарский край многонационален: (демонстрация круговой и столбиковых диаграмм) (см. учеб. "География Краснодарского края" с.62 и атлас Кр.кр.с.33) только за 1989-1995 года в Краснодарский край прибыло более 150 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из Армении, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Абхазии и Чечни. Это: русские – 57%, армяне – 24,9%, турки – 10,9%, азербайджанцы – 1,8%, курды – 1,6%. ( Показать по карте название стран и республик). С 1992 по 1999 года в крае зарегистрировано около 50 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. В 1994 году зарегистрирован максимальный механический прирост населения края. Учитель: вывешивает плакат Кто является беженцем? Беженцы – это люди, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Кто является лицом, добивающимся убежища? Лицом, добивающимся убежища, является лицо, которое покинуло свою страну и стремится получить статус беженца. На случай войны жители Хостинского района будут эвакуированы на Урал (по плану Гражданской обороны, где они могут получить статус беженца). Кто является экономическим мигрантом? Экономическим мигрантом является лицо, которое покинуло свою страну из-за бедности, будучи привлеченным в новую страну работой, более высокой зарплатой и более широкими возможностями. (турки, югославы в России). Сообщение ученика: Население планеты – это калейдоскоп многочисленных народов. Одним из самых острых вопросов во многих странах мира, где имеются национальные или расовые различия, является национальный, который включает совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между различными этническими общностями. К сожалению, в современном мире еще встречаются проявления национализма, для которого характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности какого-то народа. Обычно это приводит к национальной вражде и ненависти. Не изжита полностью расовая дискриминация. Дискриминация – ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, расы, пола, вероисповедания. Обеспечение свободного и равноправного развития всех наций и народностей – одна из наиболее благородных задач человечества. Между тем в мире постоянно возникают "горячие точки" национальных и региональных конфликтов. Так многие десятилетия не затухает ближневосточный очаг напряженности, связанный с израильско-арабским противостоянием и породивший проблему палестинских беженцев. Остры национальные проблемы и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР и в России. (Чечня). Учитель: обратимся к основам прав человека. ( вывешивается плакат) В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека в качестве основы свободы, справедливости и всеобщего мира". Согласно Всеобщей декларации все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и не должны подвергаться дискриминации на основании своего гражданства, этнической принадлежности, религии, расы, пола, политических убеждений или имущественного положения. В декларации закреплены многие формы прав:
Но все они служат одной цели: обеспечить каждому человеку справедливое и достойное обращение и создание условий для полного раскрытия его потенциала как человеческой личности. Сообщение ученика: Несмотря на всеобщее согласие в отношении принципа, существуют определенные расхождения в вопросе о том, что права означают на практике. Одни расценивают гражданские права, такие, как право на свободу слова и право на участие в выборах, как самые важные компоненты прав человека. По мнению других, более важным является обеспечение всех граждан медицинским обслуживанием м продовольствием. Иногда люди, учреждения и страны отказывают другим людям в их основных правах. Это называется преследованием. Что такое преследование? Когда не разрешается:
Вы теряете свою свободу! Практические занятия.
Досье фактов об ООН: 1995 год – Международный год, посвященный терпимости (МГТ) "Будучи убеждена в том, что терпимость, заключающаяся в признании и уважении других, умении жить вместе с другими и прислушиваться к ним, является здоровой основой любого цивилизованного общества и мира……провозглашает 1995 год – Годом Организации Объединенных Наций, посвященным терпимости". Так гласит часть резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года. Юнеско1 была ведущей организацией по координации Деятельности в рамках Года, посвященного терпимости, задачами которого являлись:
Одним из итогов этого года стала выработка Декларации принципов, определяющих действия правительств всех стран мира. Заключительные слова декларации содержат следующее заявление: "Терпимость – новое название для мира". Каждая группа предлагает собственную декларацию, посвященную терпимости (для ЮНЕСКО). Декларация. Слово декларация – заявление, объявление. Это международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларация не носит обязательного характера, она является лишь пожеланием или рекомендацией. Декларация вступает в силу сразу же после принятия и не предусматривает ни отказа государств, голосовавших "за" от своей позиции, ни присоединения воздержавшихся или против. Преамбула. Это вступление перед документом. В преамбуле всемирной декларации прав человека говорится, что народы, объединенных наций, подтвердили в уставе свою веру в основные права человека и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В статье 1 говорится, что все люди рождаются свободными и равными, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 2:
Домашнее задание. В нашей школе обучаются дети разных национальностей, с помощью карт атласа определите их языковую группу и языковую семью. Данные приведены в таблице:
Литература:
"Краснодарский край, республика Адыгея" стр. 3 (3 абзац), с.33 национальный состав населения
"География Краснодарского края". Региональное пособие для учащихся общеобразовательных школ; стр. 62, изд. , Краснодар, "Кубанский учебник".
"Экономическая и социальная география мира", Москва, 2000 год.
"Экономическая география Краснодарского края", изд. г. Краснодар, 2000 год, стр.22.
"Сборник ООН для старшеклассников", под редакцией "Тект UNA-UK", 1995 год, стр.28-29.
от 20 июня 2002 года, номер 100, статья А. Нерсеян "Урок толерантности" в рубрике "Точка зрения".
от 30 августа 2005 года, номер 105, актуальное интервью "Толерантность или рознь?". 1 Юнеско создано 4 ноября 1946 года. Главная цель организации: поощрение сотрудничества стран во всех вопросах, касающихся образования, науки, культуры и коммуникаций. |