Скачать 198.27 Kb.
|
Пояснительная записка к учебному плану ГБОУ СОШ № 546 ЮАО г.Москвы на 2013-2014 учебный год. Начальное общее образование. 1. Общие положения Учебный план ГБОУ СОШ № 546 для 1 – 3 - х классов разработан на основе:
2. Особенности учебного плана ГБОУ СОШ № 546 Учебный план определяет:
Согласно п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышают величину недельной образовательной нагрузки 21 час в неделю в 1 классе и 23 часа в неделю во 2 классе, так как включены в учебный план образовательного учреждения. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: -формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; -готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В 1-3-х классах учебный план представлен следующими предметами:
В учебном плане ГБОУ СОШ № 546 для 1 – 3 - х классов предложено недельное распределение часов, что дало возможность использовать модульный подход и построить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Учебный план для I - III классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II-III классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 (первые полгода обучения до января месяца);– 45 минут (вторая половина учебного года: с января месяца ), для II-III классов - 45 минут. Продолжительность учебной недели на 1 ступени образования– 5 дней. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время (четвёртые уроки) заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми, используются нетрадиционные формы проведения уроков: урок-игра, урок-театрализация, урок-экскурсия, урок-импровизация на основании «Рекомендаций по организации обучения первоклассников в адаптационный период»), (письмоМинистерства образования РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13), в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; (СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). - дополнительные недельные каникулы Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников на четвертых уроках используется не классно - урочная, а иные формы организации учебного процесса: игры, импровизации, экскурсии, театрализации и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале указываются формы проведения урока, если урок проводится не в классно - урочной форме. (Письмо Министерства образования РФ от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13). В первые десять дней первоклассника в школе, учителями первых классов реализуется программа адаптации детей к школьной жизни Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой «Введение в школьную жизнь». Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация, посвящение в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. «Введение...» носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще и не школьник. По форме, по манере общения «Введение...» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все выполнять, мы не учим конструировать, классифицировать и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». В учебном плане ГБОУ СОШ № 546 установлены соотношения между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: -федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отведен на освоение основных образовательных программ начального общего образования; -региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов; компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов. В федеральном компоненте учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов ФГОС НОО. Первые, вторые и третьи классы начальной школы работают по системе учебников «Начальная школа XXI век» с использованием системно-деятельностного подхода в соответствии стребованиями ФГОС НОО. В начальной школе обязательны для изучения следующие предметы: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура. В ФБУП на образовательную область «Филология» определено 5 часов. В рабочих программах систем учебников «Начальная школа XXI век» заложено 9 часов (5 ч.-русский язык, 4 ч.- литературное чтение). Чтобы соблюсти гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки (21 ч. в неделю), гарантировать качественное достижение планируемых результатов, учителями разработаны рабочие программы по каждому предмету. Добиться качественного достижения планируемых результатов помогут: укрупнение программного материала, современные педагогические технологии, системно-деятельностный подход, приемы, формы и методы работы соответствующие возрастным особенностям обучающихся. Для оказания индивидуальной помощи обучающимся, ликвидация пробелов в ЗУН и формирования универсальных учебных действий проводится работа в ГПД за счет консультативно-развивающих часов. Учебный предмет «Русский язык» изучается с 1 класса по 4 часа в неделю по программе Л.Е.Журовой, С.В.Иванова «Русской язык». Учебный предмет «Литературное чтение» изучается с 1 класса по 4 часа в неделю по программе Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой, Л.А.Ефросининой «Литературное чтение». Учебный предмет «Английский язык» изучается со 2 класса по 2 часа в неделю по программе «FORWARD» М.В.Вербицкая, О.В.Оралова, Б.Эббс. Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне. При изучении предметов этой образовательной области уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста. Учебный предмет «Математика» изучается с 1 класса по 4 часа в неделю по программе В.Н. Рудницкой «Математика». Учебный предмет «Окружающий мир» (автор Н.Ф.Виноградова) изучается с 1 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а так же элементы основ безопасности жизнедеятельности. Образовательная область Искусство представлена предметами Изобразительное искусство и Музыка. Учебный предмет Изобразительное искусство изучается по программе Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской 1 час в неделю. Учебный предмет Музыка выделяется из образовательной области Искусство, поскольку в реальной школе музыка и искусство оказываются разделёнными по часам и преподавателям. Это разделение должно быть отражено в учебном плане. Предмет Музыка изучается с учебной нагрузкой 1 час в неделю по программе «Искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр. Учебный предмет «Технология» изучается по программе Е.А. Лутцевой «Технология» нагрузкой 1 час в неделю. Учебный предмет построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве инструмента предполагается на уроках по всем предметам в их часы. Создание текстов на уроках русского языка или технологии, рисунков с помощью компьютерных программ на уроках технологии, изобразительного искусства, поиск информации и создание презентаций, применение ЦОР на любых уроках в соответствии с изучаемой темой. Учебный предмет «Физическая культура» изучается с 1 класса по 3 часа в неделю по программе Т.В.Петровой «Физическая культура». Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания (приказ № 889 от 30 августа 2010 г.). Поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин В 1-3-х классах изучение интегративного предмета «Информатика и ИКТ» включено в содержание курса математики и играет роль пропедевтики изучения математики, содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей. Курс ОБЖ интегрируется в предметы «Физическая культура», «Технология», «Окружающий мир» и также включается в содержание данных учебных предметов. Курс «Москвоведение» интегрируется в предметы «Литературное чтение», «Окружающий мир» и включён в содержание учебного материала данных уроков. Часы регионального (национально-регионального) компонента используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, дополнительных образовательных модулей (1 час на русский язык и 2 часа на литературное чтение). Часы компонента образовательного учреждения используются во внеурочной деятельности для проведения индивидуально - групповых занятий. 3. Внеурочная деятельность Исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, внеурочная деятельность осуществляемая во второй половине дня в 1-3-х классах организуется по направлениям развития личности: 1. Общекультурное направление. «В мире книг» (1 ч в неделю в 1-а, 1-б, 1-в) курс направлен на расширение литературно-образовательного пространства учащегося, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, формирование личностных, коммуникативных познавательных и регулятивных учебных умений . «Театр детской миниатюры» (1ч в неделю в 2-б) курс направлен на развитие памяти, внимания, постановку дыхания, развитие дикции, воображения, фантазии. Данное направление реализуется и в рамках дополнительного образования: кружок «Шахматы», «Лепка из солёного теста», главная цель которых развития логического мышления во всех его проявлениях – от наглядно-образного до комбинированного, тактического и творческого. 2.Общеинтеллектуальное направление. «Занимательная математика»- 1 час в неделю в 3-а и по 2 часа в неделю в 1-а, 1-б, 1-в, 2-а, 2-б, 3-б, 3-в, 3-г классах. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организаций и использованием современных средств обучения. Цель – воспитать интерес к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. «Удивительный мир слов» - 1 час в неделю во 2-б, 3-в; 2 часа в неделю в 2-а, 3-а, 3-б, 3-г классах. Курс направлен на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; — знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходи- мых языковых средств для решения коммуникативных задач; — овладение учебными действиями с единицами языка, умение прак- тического использования знаний. 3. Социальное направление. «Дом, в котором я живу»- 1 час в неделю в 1-а, 1-б, 1-в, 3-а, 3-б, 3-в классах. Курс направлен на экологически ценных ориентаций в деятельности детей, воспитание ответственного отношения к природе, приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности, формирования позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества, привития любви к природе родного края. 4. Спортивно- оздоровительное. « Я – пешеход и пассажир»- 1 час в неделю в 1-а, 1-б, 1-в, 2-б, 3-в, 3-г классах. Курс направлен на формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. 5. Духовно- нравственное. «Этика: азбука добра» - 1 час в неделю в 1-а, 1-б, 1-в, 2-а, 3-а классах. Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а так же основ мировоззрения и самовоспитания. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность проводится в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д. Формы, виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Организация внеурочной деятельности осуществляется за счет ресурсов общеобразовательного учреждения. Учебные часы неаудиторной занятости в учебном плане по решению образовательного учреждения используются на:
Распределение часов неаудиторной деятельности
Неаудиторная деятельность образовательного учреждения (6 часов) используется на: - На организацию проектной, исследовательской деятельности Всё узнаю, всё смогу (групповые занятия) – 6 часов (2а, 2б, 3а, 3б, 3в, 3г) по 1часу в каждом классе. Учебный план ГБОУ СОШ № 546 направлен на обеспечение:
Санитарно – гигиенические нормы соблюдены. Перегрузки учащихся нет. Составила заместитель директора по УВР I ступени образования Т.А.Иванова |