РУССКИЙ ЯЗЫК.
1КЛАСС.
ТЕМА: «Правописание парных согласных звуков на конце слов».
ЦЕЛЬ: познакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов;
формировать умение сопоставлять произношение и написание слов;
совершенствовать навыки каллиграфического письма;
обогащать словарный запас детей;
развивать логическое мышление, внимание, речь.
ОБОРУДОВАНИЕ: образцы написания букв для чистописания;
предметные картинки;
слова-отгадки на карточках, развешанные по классу.
I.ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО.
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Тема нашего урока «Правописание парных согласных звуков на конце слов».
III.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
1.Минутка чистописания
Буква У совсем проста:
Тянет рожки из … хвоста.
-Сегодня на уроке будем писать букву У и слова с этой буквой. Но сначала дадим характеристику звуку, обозначенному этой буквой.
- Прочитайте слова, в которых встречается эта буква.
- Из каких элементов состоит буква?
- Обратите внимание на написание этой буквы.
- Спишите, диктуя себе по слогам. Обозначьте ударение.
2.Игра «Слово убежало».
Мы начинаем поиск слов.
Из этих слов сбежало слово.
Вы беглеца должны найти,
В слова обратно привести.
- Из этих слов убежало одно маленькое слово. Найдите его. (Слова составлены на наборном полотне. Из всех этих слов убежало маленькое слово уж.)
Р…ЬЁ СТ…А
Л…А ПР…ИНА
КР…КА КР…ЕВО
СТР…КА М…ЧИНА
3.Восстановление деформированного текста.
На доске:
ЁЖ…К, В, САДУ, Ж…ВЁТ, РЫЖ…К, НА, ЛАЕТ, ЁЖ…КА.
-Прочитайте слова. Какие буквы пропущены в словах? Докажите.
- Какие орфограммы еще есть в словах? (Рыжик – это кличка животного. Пишется с большой буквы.)
- Сколько предложений можно составить из данных слов?
- Прочитайте предложения. (Ёжик живет в саду. Рыжик лает на ёжика.)
-О ком говорится в первом предложении?
- Что говорится о ёжике?
- О ком говорится во втором предложении?
- Что говорится о Рыжике?
- Назовите главные члены в первом предложении.
- Назовите главные члены во втором предложении.
- Запишите предложения себе в тетрадь. (По вариантам.)
IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1.Распознавание звонких и глухих согласных.
Один ученик называет парный звонкий согласный, другой – соответствующий ему парный глухой согласный.
2.Сопоставление согласных в формах одного и того же слова.
- Отгадайте загадку.
Круглый-круглый, сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри. (Арбуз.)
- Один арбуз, а много …?
На доске открывается запись: арбузы – арбуз.
- Какой звук слышится в конце слова арбуз?
- Какой буквой он обозначен на письме?
- Почему?
- Запишите эти слова в тетради и подчеркните букву з в словах.
- Отгадайте еще загадку:
Под соснами, под елками,
Лежит клубок с иголками. (Ёж.)
- По каким признакам догадались, что это ёж?
- А бывают еще и морские ежи.
Морской еж входит в отряд иглокожих. У одних видов иглы короткие и толстые, у других – длинные и острые. Морской еж медленно ползает по морскому дну в поисках корма. Рот у морского ежа на нижней поверхности тела. Существуют морские ежи, например, прибрежный морской еж, которые предпочитают мелководные участки. Но есть морские ежи, которых находили на глубине 7000метров.
- Какой согласный звук слышится в конце слова ёж?
- А какую букву нужно написать в конце слова? Как узнать?
Вывод.
- Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
- На какие орфограммы встретились слова в первых двух строчках? (Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.)
- Выполните задание. Подчеркните орфограммы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.Работа с упражнением116.
- Прочитайте. Что обозначают слова в первом столбике? (Много предметов.)
- Какие слова нужно записать во второй столбик? (Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет.)
- Выполните задание. ( Один уч-ся работает у доски.)
Проверка.
- Прочитайте слова, которые вы записали. Что общего у слов во втором столбике? (На конце слов слышится парный глухой звук.)
- Как проверить какую согласную букву нужно писать?
2.Упражнение в подборе проверочных слов.
- Я читаю загадки, а вы находите правильные слова-отгадки в разных уголках класса. И объясняете, почему именно эту букву нужно писать на конце слова.
(Слова дети вешают на доске.)
а) Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой.
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал! (Луг.)
б) С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло! (Гриб.)
в) Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
г) Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на стекле. (Мороз.)
- А теперь составьте предложения с этими словами. (Самое удачное предложение записывается в тетради, а один ученик записывает его на доске.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Что нового узнали на уроке?
- Как проверить парный согласный на конце слова? |