Скачать 63.72 Kb.
|
Дата: Тема: «Феодальная раздробленность на Руси». Класс: 6 Тип урока: Повторительно-обобщающий урок. Форма урока: урок-презентация, работа в группах. Учебно-воспитательные задачи
Оборудование урока
Ход урока I. Вступительное слово учителя с целью постановки проблемного задания. «Сегодня на уроке мы обобщим знания о том, как проходил процесс феодальной раздробленности на Руси. В конце урока каждый должен написать небольшую статью для учебника о феодальной раздробленности. II. Работа по обсуждению требований к статье. Проводится методом беседы. Вопрос учителя: «Какие сведения обязательно должны присутствовать в этой статье?» Работа с классом. В ходе беседы с классом на доске составляется план:
III. Работа с учащимися с целью обсуждения пунктов плана.
Хронологическая работа с настенными картами. Учитель: «Обратите внимание на эти две карты. Сравните их и сделайте выводы». Учащиеся: «На первой карте мы видим единое государство в 9-11 веках. На второй карте раздробленное государство». Вывод: «Раздробленность началась в 12 веке».
Учитель: «Какие княжества стали самыми значимыми в 12-13 веках?» Учащиеся называют Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. Работа в группах. Учащиеся делятся на две группы (им необходимо будет представить доставшееся княжество; чтобы процесс распределения по группам прошел быстрее заранее готовятся карточки для жеребьевки), получают задания избрать князя и рассказать о своем княжестве. Князь получает право назвать учителю имена наиболее активных товарищей, что позволяет поставить оценку в конце урока. Группы учащихся располагаются в соответствии географическим положением на карте, на столах таблички с названием столичных городов. На экране проецируется слайд: План рассказа.
Учитель: «Как вы думаете, доверили бы новгородцы представлять свой город князю?» Ученик: «Новгород должен представлять посадник, т.к. ….» Затем дается время на подготовку рассказа группами. Отвечает один ученик, остальные получают возможность дополнить его. Должны быть отмечены следующие особенности.
Группы получают задание: из списка терминов, дат и имен им предлагается выбрать, что имеет отношение представляемому ими княжеству. Список терминов, дат и имен. 1157 «порт трех морей» Святослав Всеволодович ушкуйники Боголюбово половцы Софийский собор берестяные грамоты Муром Карпатские горы Галич почетный стол Ярослав Владимирович Осмомысл Роман Мстиславич Волынь Даниил Галицкий Успенский собор Днестр озеро Ильмень Десятинная церковь «черные люди» посадник Суздаль церковь Покрова на Нерли вечевая республика Рюрик Ростиславич соправление двух князей орден Меченосцев Дмитриевский собор Софийский собор Садко река Волхов лучшие люди деревянные мостовые церковь Спаса на Нередице «не погнетши пчел меду не едати» ополье Ростов Великий совет господ Владимир Юрий Долгорукий 1147 Андрей Боголюбский 1174 Всеволод Большое Гнездо Золотые ворота Тевтонский орден 3.Причины феодальной раздробленности. Учитель: «Попытайтесь объяснить, что побудило княжества к самостоятельности?» В ходе беседы выясняем:
4.Последствия феодальной раздробленности. Учитель: «Положительно или отрицательно мы можем характеризовать явление феодальной раздробленности?» В ходе беседы выясняем, что феодальная раздробленность - противоречивое явление. Положительные черты:
Отрицательные черты:
Учитель предлагает учащимся решить задачу. Задача. В середине 12 века на Руси было 15 крупных княжеств. В начале 13 века – 50 княжеств. В 14 веке -250 княжеств. Какой минус феодальной раздробленности проявился в этом процессе? Совместима ли феодальная раздробленность с культурным подъемом? Учащиеся с помощью учителя делают вывод: «Переход к раздробленности – период расцвета средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития. Государственное единство не было окончательно утрачено:
IV. Индивидуальное составление учащимися статьи. Ее чтение, обсуждение. Выбор лучшей. V. Закрепление изученного материала. Учитель предлагает текст с ошибками. Исправьте не менее семи ошибок в тексте. Причины феодальной раздробленности По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься там хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться, от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т. д. VI. Домашнее задание:
|