Скачать 393.18 Kb.
|
Рабочая программа учебного курса обществознание для 11 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы курса обществознания для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений авторов А.И. Кравченко, Хромова И.С (2009года). Программа рассчитана на 34 часа. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Закон об образовании указывает, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. Сущность и цель образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», делают обществознание ведущим предметом, непосредственно направленным на развитие социальной компетентности (СК) обучающихся. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя: Программы:
Учебники:
Пособия: 1. Двигалева А.А. Тесты по обществознанию для старшеклассников и абитуриентов 2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 10-11 классы 3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 10-11 класс (к учебникам А.И.Кравченко) 4. Книга для учителя «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» под ред. Л.В.Полякова 5. Методическое пособие по курсу «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке» авторы: Л.В.Поляков, А.Н.Иоффе Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые изучаются на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. В старшей школе преобладает рациональное начало, которое уделяет углубленное внимание теоретическим вопросам. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Сложные понятия раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну сторону рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий и предлагается несколько определений какого-либо из них. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Важной составляющей рабочей программы является региональный компонент, на изучение вопросов которого отводится 10% учебного времени – 7 часов в каждом классе. Основной формой изучение вопросов НРК являются семинары, на которых учащиеся анализируют дополнительную литературу, готовят сообщения и доклады, проводятся проблемные беседы. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. Содержание рабочей программы (11 класс) Глава 1. Закон и право. (6 ч) Тема 1. Происхождение права, его формы и структура (1 ч) История развития правовых норм. Основные научные подходы к пониманию сущности права. Основополагающие принципы современного российского права. Правовая система. Публичное и частное право. Многообразие форм и видов правовых норм. Институт права. Основные отрасли права. Источники права. Иерархия нормативных актов. Основные понятия темы: правовая система, публичное и частное право, отрасли права, конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое, процессуальное право, источники права, нормативно-правовой акт, прецедент, конституция. Тема 2. Правосудие в современной России(1 ч) Субъекты, формы и методы осуществления правосудия. Представление о единой системе судопроизводства. Конституционный суд, его развитие и функции. Верховный суд и система арбитражных судов в современной России. Правовой статус судьи. Претензионный порядок регулирования конфликтов. Порядок обращения в суд и подготовка искового заявления. Истец и ответчик. Особенности и принципы осуществления правосудия в России. Основные понятия темы: правосудие, судебная власть, судопроизводство, суд присяжных, равноправие и состязательность сторон, презумпция невиновности. Тема 3. Юридическая ответственность (1 час) Основные признаки юридической ответственности. Представление о государственном принуждении. Обязательные признаки преступления. Понятие о субъекте преступления и вменяемость. Возраст наступления уголовной ответственности и конкретные виды ответственности подростка. Классификация видов преступлений. Формы выражения вины. Различие между прямым и косвенным умыслом. Этапы и процедура подготовки и осуществления преступления. Основные виды и назначение наказаний. Виды административного правонарушения и административные взыскания. Виды гражданских правонарушений. Основные понятия темы: юридическая ответственность, правоотношения, преступление, наказание, вина, невменяемость, уголовная ответственность, УК РФ. Тема 4. Частное право (2 час) Юридическая характеристика физических лиц. Юридические лица. Особенности правового регулирования трудовых отношений. Юридические нормы предпринимательства. Основные понятия темы: физические лица, юридические лица, ТК РФ, предпринимательство. Глава 2. Социальная структура общества (5 часов+1) Тема 5. Социальная стратификация. (2 часа) Социальная стратификация и социальное расслоение. Критерии стратификации. Статус как обобщенный показатель стратификации. Предписываемый и достигаемый статусы. Открытое и закрытое общества. Неравенство в доходах, власти, престиже и образовании. Исторические типы стратификации. Характеристика кастового слоя. Сословная иерархия общества. Особенности классовой системы. Роль среднего класса в современном обществе, его отличительные черты в России Основные понятия темы: социальная стратификация, социальное расслоение, страта, предписываемый и достигаемый статус, открытое и закрытое общество, исторические типы стратификации, рабство, касты. Тема 6. Социальная мобильность (2 часа) Статусный набор и смена статуса. Основные виды социальной мобильности. Причины групповой мобильности. Межклассовая и внутриклассовая мобильность. Динамика общества и изменение социальной мобильности. Образование как фактор мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Основные понятия темы: социальная мобильность, большие социальные группы, вертикальная и горизонтальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность, каналы социальной мобильности. Тема 7. Семья и брак (1 час) Роль семьи в развитии общества. Функции семьи и брака. Семья как социальный институт и малая группа. Влияние семьи на развитие личности. Особенности и роль добрачного поведения. Юридические и правовые основы брака. Брак как социальный институт, взаимные права и обязанности. Состав и структура семьи. Представление о нуклеарной семье. Однокарьерная и двухкарьерная модели семьи. Распределение производственных и домашних нагрузок между мужем и женой. Расширенная и многопоколенная семьи. Структура и иерархия системы родства. Кровная родня и родственники по закону. Три степени родства. Основные понятия темы: семья, брак, социальный институт, малая группа, добрачное поведение, нуклеарная семья, многопоколенная семья, система родства. Глава 3. Взаимодействие людей в обществе (7ч) Тема 8. Социальное взаимодействие ( 1 ч) Сущность социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социальное действие и поведение. Деятельность и поведение. Виды массовых действий. Паника как форма нескоординированных действий. Страх и цепная реакция панических действий. Основные понятия темы: взаимодействие, роли, общение, обмен, символы, действие, деятельность, кооперация, конкуренция, паника, конфликт. Тема 9. Конфликт и протестное движение (2 часа) Сущность и предпосылки протестного движения в современном российском обществе. Источники и природа социальной напряженности. Основные понятия и виды конфликта. Конфликт и противоречие. Антагонизм как основа экономического конфликта. Формы группового давления. Массовое недовольство и протест. Формы протеста. Сопротивление и протест как форма защиты своих интересов. Демонстрация как форма открытого активного протеста. Массовые демонстрации в России. Основные понятия темы: протестное движение, социальная напряженность, конфликт, групповое давление. Тема 10. Социальный контроль (1 час) Взаимосвязь между социализацией и социальным контролем. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции. Функции социального контроля. Классификация и функции социальных норм. Классификация социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Самоконтроль. Общественное мнение и его роль в обществе. Неформальный контроль и формальный контроль в разных типах общества. Институты формального контроля. Детальный контроль и надзор. Основное понятие темы: социальное движение, социализация, социальный контроль, нормы, санкции, самоконтроль. Тема 11. Отклоняющееся и противоправное движение (2 часа) Представление об отклоняющемся (девиантном) поведении. Борьба с девиациями, социальные и идеологические запреты. Различные степени и виды девиантного поведения. Деликвентное поведение. Роль общественного мнения в борьбе с отклоняющимися поведением. Криминогенные районы города и группы риска. Особенности отклоняющегося поведения молодежи в России. Основные понятия темы: девиантное и деликвентное поведение, общественное мнение, организованная преступность. Глава 4. Культура и духовная жизнь (5ч) Тема 12. Этическая основа культуры (1 час) Ценности как стержень и ядро культуры и духовной жизни общества. Императивный характер нравственных ценностей. Классификация ценностей. Ценности как эталон и идеал поведения. Фундаментальные ценности. Мораль, нравственность и этика. Соотношение между моралью, культурой и духовной сферой. Воспитание моральных норм. Представление о духовном и духовности. Нравственное совершенство и воспитание. Основные признаки морали. Основные понятия темы: ценности, культура, духовная сфера, этика, мораль, нравственность. |