Муниципальное казённое образовательное учреждение: «Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
-
«ПРИНЯТО» Руководитель ШМО
___________ Т.В.Теличко
Протокол №____ от
« _____»____________ 2011
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы
_______________А.М.Теличко
Приказ №__________от
«____» ___________ 2011
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Обществознание»
10 класс
на 2011– 2012 учебный год
70 (2 часа в неделю) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений для 8-11 классов, которые легли в основу действующих учебников одной учебной линии «Обществознание», автор А.И.Кравченко . М., ООО ТИД «Русское слово», 2010
Составитель:
Еременко Вера Константиновна, учитель обществознания,
I квалификационная категория с.Ситниково 2011
Пояснительная записка
Современный мир переживает период перехода от индустриального к информационному обществу Процессы глобализации информатизации необратимым образом меняют существующие общественные отношения во всех сферах- политической, правовой, экономической. социальной, культурной, бытовой и др. Наша страна не может оставаться в стороне от происходящих событий. Российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей, утверждение новых приоритетов в государственной политике и общественной деятельности, формирования основ правового государства и гражданского общества.
Курс «Обществознание Глобальный мир в XXI веке» вводит школьника в сложный мир общественных отношений, даёт возможность поразмышлять о самом себе и своём месте в окружающем мире, показывает механизм взаимоотношений между разными государствами в условиях глобализации. Молодые граждане России не только знакомятся с накопленным мировым и общественным мировым и отечественным опытом в области различных общественных наук, но и активно включаются в обсуждение, приобретают навыки получения и анализа информации из разных источников, применения полученных на занятиях знаний в рамках социальных проектов или при подготовке творческих работ, при создании школьных правил и конституций, в организации школьных и других молодёжных объединений.
Актуальность курса:
- информационное общество вносит значительные изменения в социальную структуру и существующие механизмы принятия решений на всех уровнях;
- всё большее значение в современном глобальном мире приобретает роль консолидации граждан одной страны;
- с разрушением системы коммунистического воспитания нарушилась связь между учебной и воспитательной работой;
- явно недостаточное внимание в сложившейся ситуации обществоведческого образования уделяется межпредметным и межкурсовым связям, нарушается логика преподавания по классам;
- в обществоведческих курсах и программах всё ещё слишком мало внимания уделяется темам патриотизма и гражданственности в их соединении с общепризнанными демократическими нормами гражданского образования;
- современное эффективное образование невозможно без использования активных и интерактивных стратегий преподавания;
- «человеческий потенциал» в новых условиях общественного развития становится важнейшим фактором стабильности и успешности.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности. Инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей кульуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Исходя из поставленных целей, целевых установок и ценностных ориентиров выдвигаются следующие образовательные задачи :
Принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей
Раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний. Их систематизация и осмысление с учётом современных требований и научных достижений;
Изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира;
Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартного мышления и креативности;
Моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом;
Понимание школьниками ценности образования в современном мире; Выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру. Рост интереса к общественной и политической жизни; передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности;
Поурочное тематическое планирование: 10 класс (70 часов: 2 ч. в неделю)
№ пп
| Тема урока
| Пар-аф
| Виды деятельности обучающихся (практическая, лабораторная, контрольная работа, экскурсии и др.)
| Планируемые образовательные результаты деятельности изучения темы
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
| 1
| Вводное повторение. Общество как сложная динамичная система.
|
|
|
| Вводное повторение.
|
| I. Научное познание общества
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; что представляет собой процесс познания; позиции отдельных учёных на сущность общества и особенности его развития.
Уметь: объяснять изученные социальные явления и процессы ; характеризовать ступень научного познания общества, аргументировать свою точку зрения; анализировать историю возникновения наук об обществе.
|
| 2
| Познание окружающего мира
| 1
|
| Проблемная беседа, лекция
| 3
| История воззрений на общество
| 2
|
| Лекция
| 4
| Строение общества
| 3
| практикум
| Составление схемы
| 5
| Цивилизация и общество
| 4
|
| Лекция-беседа
| 6
| Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению истории
|
|
| Исследов. работа в мини-группах
| 7
| Алтайский край как часть Российской цивилизации
|
|
| Лекция-беседа
| 8
| Повторение-обобщение. Формирование основ научного мышления в познании общества и социальных явлений
|
| практикум
| Тестирование .выполнение практической работы
|
| II.Развитие общества
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь: объяснить сущность индустриального и постиндустриального общества; анализировать отличительные черты стран; самостоятельно выделять критерии, на основе которых можно сопоставлять разные типы общества.
|
| 9
| Современное общество
| 5
|
| Лекция-беседа
| 10
| Модернизация
| 6
|
| Сообщения
| 11
| Глобализация современного общества
| 7
|
| Лекция-беседа
| 12
| Мировая система
| 8
|
| Лекция-беседа
| 13
| Основные проблемы и тенденции развития современного общества
| 8
|
| Проблемная беседа
| 14
| Повторение. Особенности модернизации российского общества на современном этапе
|
| Практикум
| Выполнение практической работы
|
| III.Рыночная экономика
|
|
|
|
| 15
| Рыночное общество
| 9
|
| Лекция-беседа
| 16
| Современная экономика
| 9
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь:
| Беседа, фронт.опрос
| 17
| Алтайский край в условиях становления рыночной экономики
|
|
| Лекция-беседа, индив.опрос
| 18
| Эволюция капитализма
| 10
|
| Лекция-беседа, инд. опрос
| 19
| Социальные отношения в условиях современного капитализма
| 10
|
| Проблемная беседа
| 20
| Отношения между трудом и капиталом
| 11
|
| Лекция-беседа, инд.опрос
| 21
| Специализация труда, квалификация и профессионализм работника
| 11
|
|
| Проблемная беседа, фронт. и инд. опрос
| 22
| Повторение. Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе
|
| практикум
| Урок-семинар
|
| IV.Сфера производства
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь:
|
| 23
| Производитель на рынке
| 12
|
| Лекция-беседа
| 24
| Предпринимательство и бизнес
| 13
|
| Практикум с опережающим заданием
| 25
| Инфраструктура рыночной экономики
| 14
|
| Лекция с элементами проблемной беседы
| 26
| Роль государства в экономике
| 15
|
| Лекция, беседа
| 27
| Государственный бюджет и его характеристика
| 15
|
| Лекция с элементами проблемной беседы
| 28
| Повторение. Малый бизнес и предпринимательство, экономическая инфраструктура производства
|
|
| Тестирование , индив опрос
|
| V.Политическая система общества
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь:
|
| 29
| Политическая власть
| 16
|
| Лекция-беседа
| 30
| Комбинация типов власти
| 16
| практикум
| Выполнение практ. раб
| 31
| Сущность и организация государства
| 17
|
| Работа с документами
| 32
| Федерация и конфедерация
| 17
| практикум
| Выполнение практ. раб
| 33
| Местное самоуправление
| 18
|
| Проблемная беседа
| 34
| Местное самоуправление в нашем селе
|
|
| Проблемная беседа, опрос
| 35
| Модели политической системы современного общества
| 18
| практикум
| Выполнение пр.работы
| 36
| Федеративное устройство российского государства, его специфика и проблемы развития.
|
|
| Семинар
|
| VI.Политическая жизнь общества
|
|
|
|
| 37
| Условия политической жизни
| 19
|
| Лекция-беседа
| 38
| Политический режим
| 19
|
| Проблемная беседа
| 39
| Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан
| 20
| Практикум
|
| Групповая работа
| 40
| Политическая философия как система взглядов на устройство общества
| 20
|
| Деловая игра
| 41
| Субъекты политической жизни
| 21
|
| Проблемная беседа
| 42
| Политическое лидерство. Политическая борьба за власть.
| 21
|
| Ролевая деловая игра
| 43
| Повторение. Специфика партийной борьбы за власть в российском обществе
|
|
| Тестирование. Беседа
|
| VII.Закон и право
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь
|
| 44
| Происхождение права. Формы и структура права
| 22
|
| Лекция-беседа
| 45
| Правосудие в современной России
| 23
| Практикум
| Работа с первоисточниками
| 46
| Юридическая ответственность
| 24
| Практикум
| Групповая работа
| 47
| Обстоятельства юридическую ответственность
|
|
| Индив. и фронт.опрос
| 48
| Частное право
| 25
| Практикум
| Работа в группах
| 49
| Как можно защитить свои права?
|
|
| Семинар
| 50
| Повторение. Структура и система осуществления правосудия в Российской Федерации
|
|
| Работа с таблицами
|
| VIII.Социальная система общества
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь
|
| 51
| Социальная стратификация
| 26
|
| Лекция-беседа
| 52
| Социальная мобильность
| 27
|
| Беседа, ролевая игра
| 53
| Семья и брак. Современная семья
| 28
|
|
| Проблемная беседа
| 54
| Повторение. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
|
|
| Работа с таблицами, индив опрос
|
| IX.Взаимодействие людей в обществе
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь
|
| 55
| Социальное взаимодействие
| 29
|
| Лекция-беседа
| 56
| Конфликт и протестное движение
| 30
|
| Проблемная беседа
| 57
| Социальный контроль
| 31
|
|
| 58
| Отклоняющееся и противоправное поведение
| 32
|
| Лекция-беседа
| 59
| Повторение. Отклоняющееся и противоправное поведение российской молодёжи
|
|
| Тестирование. Работа с харктеристиками
|
| X.Культура и духовная жизнь
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь
|
| 60
| Этическая основа культуры
| 33
|
|
| Лекция-беседа
| 61
| Нравственные чувства и моральное поведение
| 34
|
| Проблемная беседа, инд опрос
| 62
| Нравственные категории и добродетели
| 35
|
| Проблемн беседа, инд опрос
| 63
| Счастье, удовольствие, гедонизм
| 36
|
| Проблемн беседа, инд опрос
| 64
| Справедливость и равенство
| 37
|
| Лекция-беседа
| 65
| Повторение. Свобода выбора человека и необходимость нравственных поступков
|
|
| Тестирование , фронт опрос
|
| XI.Внутренний мир и социализация человека
|
|
| Знать: обществоведческие термины и употреблять их в различных контекстах; Уметь
|
| 66
| Структура человеческой психики
| 38
|
| Лекция-беседа
| 67
| Элементы человеческой психики и сознание
| 39
|
| Лекция-беседа
| 68
| Влияние общества на личность
| 40
|
| Проблемн беседа, инд опрос
| 69
| Повторение. Богатство внутреннего мира человека: душа, разум, тело
|
|
| Проблемн беседа, инд опрос
| 70
| Итоговое занятие «Современное общество»
|
|
| Семинар
| Требования к уровню подготовленности учащихся: В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
Информационно-коммуникативная деятельность:
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
Умение развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
Владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста
Использование мультимедийных ресурсов и копьютерной технологии для обработки, передачи. Систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Рефлексивная деятельность :
Объективно оценивать свои учебные достижения, поведения, черт свое личности;
Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности;
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
Осознание своей национальной, социальной принадлежности, определение собственного отношения к явлениям современной жизни;
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды
Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно - методический комплект:
Учебник: А.И.Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание. 10-11 кл., Русское слово», 2010
Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.- М.: Вентана-Граф, 2008
Программа : Обществознание, автор А.И.Кравченко, 10-11 классы, М., ООО ТИД «Русское слово», 2010
|