Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 113.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.04.2014
Размер113.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию:

учительский опыт

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ. Работа в качестве эксперта по про­верке части С экзаменационной работы и в качестве эксперта апелляционной ко­миссии еще более убедила меня в необхо­димости создания такой системы.

Как известно, система - это целое, со­стоящее из взаимосвязанных частей. В на­шей гимназии такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения уча­щихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущест­ва этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возраст­ных и психологических особенностей уча­щихся. В учебных и методических пособи­ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в фор­мате ЕГЭ.

В V-VII кл. учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие по­следовательность действий при выполне­нии различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знако­мятся с типологией заданий всех трех час­тей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что де­вятиклассники вполне справляются с зада­ниями ЕГЭ базового уровня.

Помимо учебного курса обществознания школьникам IX кл. в рамках предпрофильной подготовки предлагается элек­тивный курс «Учебные действия на уроках истории и обществознания». В ходе изуче­ния данного электива учащиеся овладева­ют методами анализа, синтеза, сравнения, классификации. Значительная часть прак­тических занятий элективного курса посвя­щена отработке навыков решения проб­лемных задач, написанию эссе, проведению исследовательской работы.

В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. В на­шей гимназии на третьей ступени обучения действует лекционно-семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы оче­видны - именно она дает возможность сис­тематически, на различных уровнях позна­ния готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.

В ходе подготовки можно выделить сле­дующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции про­исходит коллективное восприятие, осмыс­ление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содер­жанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание харак­теристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.




  1. Практикумы. На практикуме происхо­дит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практику­мы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высоко­го уровней сложности.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ пока­зывает, что наибольшее затруднение у уча­щихся вызывают следующие виды зада­ний:

  • анализ двух суждений;

  • классификация понятий, явлений, со­циальных объектов;

  • выбор позиций из предложенных;

- дифференциация оценочных факторов и суждений;

- решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происхо­дит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подоб­ными видами заданий.

Большие проблемы возникают у уча­щихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызыва­ют задания на интерпретацию текста, уста­новление связи материала текста с обще­ствоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недо­статочно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде­ленной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется по­стоянная работа с текстами.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение рас­крыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эс­се закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргу­ментации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знако­мятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык на­писания эссе.

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных оши­бок и недостатков, развитие навыков дея­тельности с заданиями повышенного и вы­сокого уровней сложности.

3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают на­выки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в хо­де самого семинара, учащиеся совершен­ствуют навыки решения проблемных зада­ний, коммуникативные навыки.

  1. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет на­иболее трудные вопросы темы. Под руко­водством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.

  2. Тематические зачеты. На зачетах про­исходит обобщение и систематизация зна­ний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный мате­риал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следую­щих принципов:

  1. работа на высоком уровне сложности;

  2. работа над пониманием формули­ровки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;

  3. работа в соответствии с разработан­ными алгоритмами выполнения заданий;

  4. анализ заданий, вызывающих на­ибольшие затруднения;

  5. постоянный тренинг в решении зада­ний;

6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успеш­но сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

О.А. Шкунова

г. Чехов Московской обл.
Использование системы интерактивного голосования

при подготовке к ЕГЭ
Как показывает мой опыт, весьма эф­фективным средством подготовки к ЕГЭ по обществознанию (части А и В) могут стать получающие все более широкое распро­странение в российских школах системы интерактивного голосования («Вердикт» и др.). При помощи беспроводных передат­чиков все учащиеся могут отвечать на во­просы и записывать свои ответы простым нажатием кнопки. Результаты немедленно обрабатываются, тем самым обеспечивает­ся обратная связь с аудиторией в реальном времени.

Работа по подготовке к ЕГЭ с использованием интерактивной системы голосования на уроке, как правило, включает три этапа. На первом («разминка») школьники в индивидуальном порядке отвечают на вопросы части А ЕГЭ по обществознанию. По результатам данного этапа учи­тель формирует группы, в которых долж­ны быть представлены как сильные, так и слабые ученики. Получивших лучший балл следует включить в особую группу экспертов, которые будут отслеживать ход выполнения заданий на следующем этапе.

На втором этапе несколько групп учащихся выполняют задания части В. Здесь в полной мере проявляется элемент соревновательности и азарта. Частично игровой характер урока не только придает ему эмоциональную окраску, но и побуждает к настойчивому поиску правильных решений, ибо от этих решений прямо зависит итог (оценка) деятельности. Работа в группах должна проходить коллективно, но обяза­тельно наличие лидеров, за которыми ос­тается право принятия окончательного решения. При выполнении одного из заданий (обычно В5) соревнуются только лидеры: команды читают высказывания, но­сящие характер оценочных и фактических суждений, лидеры называют характер этих суждений.

На третьем этапе «эксперты» объявляют результаты, дают комментарии работы в группах. Задания могут иметь различный вес (в баллах) в зависимости от уровня сложности. Об этом надо предупреждать заранее, а на заключительном этапе про­комментировать.

И.А. Лобанов

г. Электросталь Московской обл.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию
Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свобод­ной форме краткого сочинения (эссе).

Подготовка учащихся к данной работе начинается с общего ознакомления. Каждый вариант экзаменационной работы содержит шесть тем сочинения, представленных в форме высказываний известных мыслителей, публицистов, политиков прошлого и современности по проблемам, охватывае­мым содержанием школьного обществознания. Среди областей знаний, на которых базируются предлагаемые темы, - филосо­фия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Из этих тем следует выбрать одну и рас­крыть ее в виде письменного мини-сочинения. Я обычно рекомендую ученикам ори­ентироваться приблизительно на две страницы текста.

Основные требования к написанию «тре­нировочного» эссе: представить собствен­ную точку зрения при раскрытии пробле­мы; в ответе использовать соответствую­щие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты обществен­ной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Практическая подготовка к написанию эссе включает:

  • обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;

  • выработку умения распознавать дан­ные понятия и термины в контексте и пра­вильно использовать их в письменной речи;

  • использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для по­строения собственных выводов и умозак­лючений;

  • формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни и жизни близких для аргументации своей точки зрения;

  • написание эссе с использованием по­лученных знаний и соблюдением логики изложения.


Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе




Этапы

Пример

1.

Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию

Политическая сфера: закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д.

2.

Идентификация терминов и понятий в высказывании

«Нет общества без права» (Папиниан)

3.

Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии

С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (ци­вилизованное) общество не может существовать без зако­нов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость право­вых институтов. Другой вариант: в высказывании «про­свечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни об­щества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представле­нием не соглашаться

4.

Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта

На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человечес­кого общества. Вместе с тем в истории различных цивили­заций право играло неодинаковую роль. На Западе со вре­мен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом кон­тексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчи­ненную роль, стремясь построить общество на основе вы­соких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, ком­мунистический эксперимент и пр.)

Учить школьников писать эссе нужно начинать уже с V кл. Особую помощь в под­готовке к его написанию оказывают творче­ские задания, дискуссии, работа в парах, ра­бота с документами на уроках обществознания.
А.Ю. Бабаян

г. Электросталь Московской обл.

Примерный план рецензирования эссе

Данная разработка применяется для подготовки учащихся к выполнению одно­го из типов заданий части С в ЕГЭ по обществознанию - написанию эссе. В практике работы учителя по данному направлению возникают значительные трудности в работе с учащимися. Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъяв­ляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, не­обходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа зада­ний. В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс зада­ния на написание эссе, но стараюсь научить ребят критически анализировать как соб­ственные «пробы пера», так и работы одно­классников.

Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к напи­санию эссе при рецензировании своей или чужой работы, на мой взгляд, помимо тех критериев, которые изложены в большин­стве сборников для подготовки к ЕГЭ, воз­можно использовать и предложенную мной разработку. Внимательно прослушав эссе одноклассника и заполнив данную таблицу (изложив свои мысли по предложенному плану в тезисах и набросках), учащийся по­лучает опорную схему для устного анализа и оценки работы товарища. Кроме того, данную разработку может использовать и сам учитель для более тщательной проверки творчества учащихся. Предлагаю вариант памятки с «подсказками», которые помогут учащимся сориентироваться.

Примерный план рецензии на эссе (памятка для учащихся)


Вопросы

+

-

Отразил ли автор эссе структурные требования к данному виду работы (см. требования к написанию

эссе)

В данном эссе автор проанализировал проблему, поднимаемую в цитате, высказал собственную точку зрения по данному вопросу...

Тем не менее, не были использованы сведения об авторе цитаты, отсутствуют примеры, подтверждающие значимость проблемы...

Употребление понятий соответствующего курса (исторических, обществоведческих)

В работе автор грамотно использовал такие понятия, как...

Однако такие важные для данной темы понятия, как..., использованы не были

Наличие внутренних связей в эссе, лаконичность переходов в изложении пунктов плана

Автор эссе, освещая различные пункты плана, изложил свои мысли, логично связав содержание частей между собой

Повествование велось несвязно

Общее впечатление, оценка: понятна ли суть проблемы, удалось ли автору заинтересовать, удивить содержанием своей работы

Данное эссе вызывало у меня интерес (удивление), заставило задуматься над такими проблемами, как...

Недостатки работы, на которые автору следует обратить внимание в будущем...

Итоговая отметка в баллах


Ю.Г. Гаврилина,

Москва




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск