Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 170.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер170.67 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Право > Анализ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Г. ВОЛОГДЫ.

Черепанова Виктория Геннадьевна

Вологодский государственный университет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

  1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ………………..6

    1. Анализ Конвенции ООН о правах ребенка…………………………………………………………6

    2. Анализ законодательства РФ о правах ребенка…………….8

  2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ……………………….10

  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………………….15

3.1. Мероприятия, направленные на улучшение ситуации со знанием школьниками собственных прав и способов их защиты….15

3.2. Предполагаемые результаты…………………………………...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ч.1 ст.1 Конституции РФ наша страна – правовое государство, формирование которого имеет особое значение в вопросах правового воспитания и образования учащихся. С 90-х гг. XX в. возник вопрос о соблюдении прав детей. С того времени нормативная база, обеспечивающая соблюдение прав детей, пополняется с каждым годом. В 1992 году подписан Указ Президента России, в котором проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной. В соответствии с Указом Президента в 1993 году была разработана Федеральная комплексная программа "Дети России", включающая несколько целевых программ. С 1994 года, разрабатываются и представляются в Правительство России ежегодные государственные доклады о положении детей в Российской Федерации. Кроме того, действует Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который значительно отражает основные направления обеспечения защиты прав детей. В 1995 году был принят Национальный план действий в интересах детей и рассчитан до 2000 года. В 2012 году своим Указом Президент утвердил стратегию на 2012-2017 годы.

Несмотря на хорошо разработанную нормативную базу, существует ряд проблем, касающихся соблюдения прав детей: механизмы реализации и защиты прав детей несовершенны, неполное или неконкретное знание детьми своих прав. В данном проекте круг проблем был сужен, и далее будет рассматриваться вопрос о соблюдении и реализации прав детей, учащихся в общеобразовательных школах г.Вологды. Здесь следует выделить следующие нарушения прав:

  • Игнорирование прав и свобод учащихся. Это проявляется в авторитарном стиле педагогической деятельности, пренебрежении равного ко всем отношения, неприятии детства как особой субкультуры.

  • Ущемление человеческого достоинства, т.е. применение физического, психологического и психического насилия. В качестве примера может послужить ситуация выставления отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету.

  • Нанесение вреда здоровью, которое проявляется через большие объемы домашнего задания, проведение более двух контрольных работ в день. Кроме того, у детей формируется страх ошибки.

  • Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.

При этом преобладает пассивная реакция на нарушения прав учащихся. Причиной такого явления является незнание своих прав, способов их защиты и неверие в успех.

Опыт зарубежных стран показывает, что чем больше учитываются особенности различных социальных групп, тем эффективнее политика государственных и муниципальных структур в сфере прав человека и гражданина. Школьники являются одной из наиболее уязвимых групп. Именное поэтому необходимо уделять особое внимание проблеме защиты их прав. Актуальность данного проекта заключается в том, что реализация прав учащихся значима не только для развития российской школы, но и для социально-экономического и политического развития нашей страны в целом. Правосознание молодёжи служит важнейшим фактором, определяющим личность человека и облик общества. Соблюдение прав и свобод учащихся влияет на уровень их образованности и развитие личности.

Целью данного проекта является изучение вопроса о знании школьниками г. Вологды своих прав, а также механизмах их защиты.

Задачи исследования заключаются в следующем:

  • Изучить нормативно-правовую базу, касающуюся вопроса защиты прав детей.

  • Выяснить уровень информированности учащихся о своих правах путем опроса.

  • Разработать предложения по совершенствованию ситуации со знанием и использованием своих прав.

При написании проекта были использованы следующие методы:

  • метод изучения нормативно-правовых актов в области реализации прав детей.

  • метод анализа локальных нормативно-правовых актов .

  • метод анкетирования.

Для выявления уровня информированности школьников о своих правах проводился опрос. В качестве инструментария использовалась анкета, которая представлена в приложении 1.


  1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ

1.1. Анализ Конвенции ООН о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенцией установлены четыре принципа:

- не дискриминация. Данный принцип изложен в статье 2 Конвенции. Государства-участники уважают и обеспечивают все права за каждым ребенком, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, а также обеспечивают защиту ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

- наилучшее обеспечение интересов ребенка. Этот принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства- участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

- право на жизнь, выживание и развитие. Данный принцип изложен в статье б Конвенции. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

- уважение взглядов ребенка. Изложен в статье 12 Конвенции, на основании которой ребенок имеет право выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его.

В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:1)Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.

2)Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.

3)Свободу выражения своего мнения.

4)Свободу мысли, совести и религии.

5)Свободу ассоциаций и собраний.

6)На защиту личной жизни.

7)Информацию.

8)Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Все эти права взаимосвязаны и имеют одинаково важное значение.

1.2 Анализ законодательства РФ о правах ребенка.

В данном разделе были проанализированы следующие документы: Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

Законодательство Российской Федерации гарантирует защиту прав детей. Высшей ценностью являются человек, его права и свободы (ст.2. Конституции). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется в соответствии со ст.45 Конституции РФ. Права и свободы детей определяют смысл, содержание и применение Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» и ряда других законов.

Принцип не дискриминации отражен в статьях Конституции: 17,19,38,45. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Закон РФ « Об актах гражданского состояния» и Семейный кодекс РФ реализуют требование Конвенции о праве ребёнка жить и воспитываться в семье. Государство должно уважать права и обязанности родителей и родственников, воспитывающих детей. Право родителей руководить ребенком зафиксировано в Семейном кодексе РФ и в Федеральном Законе «Об образовании».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации прав создана широкая нормативная база. В российском законодательстве право несовершеннолетних на охрану здоровья оговорено особо. Доступность медицинской помощи детям, включая первичную медико-санитарную помощь, обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений. Большое количество нормативных актов посвящено принципу наилучшего обеспечения интересов ребенка, согласно которым, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Кроме родителей защита осуществляется органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

В рамках основных прав и свобод человека каждому гарантируется свобода слова. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определенной уставом учреждения, а также выражать свои взгляды при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение в рамках общегражданского законодательства Российской Федерации, а также искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем.

Право на образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основные цели образования в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и предполагают воспитание у ребенка чувства гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Ребенок воспитывается в духе терпимости, ненасилия, дружбы между народами.

  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ

Законодательство в области защиты прав детей соответствует международным стандартам. Тем не менее, соблюдение прав человека в школе остается серьезной проблемой. В связи с этим, возрастает необходимость проведения подобных исследований. В соответствии с поставленной целью и вытекающими из нее задачами проведем анализ полученных сведений.

Объектом исследования стали учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ. Всего в опросе приняли участие 131 человек.

На вопрос « Как Вы считаете, созданы ли в Вашей школе оптимальные возможности для получения знаний о правах человека» были получены следующие результаты: почти половина опрошенных (48,9 %) считают, что в их школе лишь частично созданы такие условия; 35,1% считают их вполне достаточными; 6,9% полагают, что в их школе нет никаких возможностей. Остальные (9,1%) затрудняются с ответом на данный вопрос.

Из каких же источников школьники узнают о своих правах? 45% получают информацию в школе; почти треть опрошенных(32,8%) - из СМИ; 10% опрошенных – от друзей и знакомых; 12,2%- в семье.

Дальнейший анализ показал, что абсолютное большинство учащихся (87%) получают необходимые знания на уроках по обществознанию и праву; 7,7 % - из учебной литературы. Остальные (5,3%) дали другие ответы: 1,5% источником правовых знаний назвали Устав школы; 3,8% назвали полезными классные часы.

На вопрос « Проводятся ли в Вашей школе занятия по правам человека?» 35,9% ответили, что не проводятся; 19,8% дали положительный ответ, остальные затруднились с ответом.

Степень осведомлённости с Уставом школы у опрошенных детей разная: 35,1% с ним ознакомлены; 34,4% знают только его суть; 26,7% знают только о факте существования. Нашлись и те, кто о неё вообще не знает (3,8%).

Важным составляющим элементом прав школьников является доступность их к информации о школьной жизни. Опрос показал: 52,3 % имеют частичный доступ к данной информации; 26,1% имеют полный доступ; 7,7% не имеют такого доступа вообще. 13,9% затруднились с ответом.

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что основным каналом получения информации о школьной жизни являются учителя и администрация школы. Так считает более половины респондентов (56,9%); треть опрошенных получают информацию от других школьников; остальные (9,3%)-из материалов стендов и стенгазет.

На вопрос анкеты « Какой уровень подготовки обеспечивает Ваша школа?» были получены данные, зафиксированные на диаграмме (см.рис. 1).

Рисунок 1

« Какой уровень подготовки обеспечивает Ваша школа?»

Большинство опрошенных школьников полагают, что их школа обеспечивает средний уровень подготовки(60,8%); почти четверть (23,8)- дали чуть более высокую оценку. Остальные дали другие ответы: 3,1%-выскоий уровень; 5,4%- ниже среднего; 2,3% -низкий; и затруднились с ответом 4,6%.

Что же, по мнению учеников, обеспечивает качественное образование? Полученные данные отражены в диаграмме (см. рис. 2).

Рисунок 1.

«Что обеспечивает качественное образование?»

56,9% опрошенных считают, что основной фактор, обеспечивающий качественное образование – это профессионализм педагогов. 22,3% назвали четкую организацию учебного процесса; 13,8% - индивидуализацию обучения. Почти каждый двадцатый указал на инновационные методы обучения. На последнем месте оказалась современная материально-техническая база(1,6%).

Далее опрашиваемых учеников попросили оценить по пятибалльной шкале степень удовлетворенности рядом факторов(1-не удовлетворён, 5- полностью удовлетворён). Результаты занесены в диаграмму( см. рис.3)

Из диаграммы мы видим, что на первое место ученики отнесли профессионализм педагогов. Наихудшую оценку получила современная материально-техническая база.

Рисунок 3

« Оцените по пятибалльной шкале степень удовлетворенности следующими факторами: среднее значение».

Одним из важных показателей соблюдения прав учащихся является их доступность к школьной документации, в том числе к классному журналу (к информации о текущих оценках). Опрос показал, что 55,7% опрошенных имеют некоторые ограничения к классному журналу; 11,5% имеют свободный доступ к классному журналу и оценкам к нём; 4,6% считают, что доступ к журналу им полностью закрыт. Остальные затруднились с ответом.

Важным показателем соблюдения прав учащихся является свободное выражение своего мнения. Тем не менее, почти 10% школьников полагают, что в школе свое мнение высказывать не принято; 47,3% считают, что свое мнение можно высказывать только на некоторых уроках; 42,5% с ними не согласны и утверждают, что свою точку зрения можно высказывать абсолютно на всех уроках.

Таковы результаты исследования. На первый взгляд может показаться, что полученные данные носят локальный характер. Но, тем не менее, можно сделать вывод о том, что в школе недостаточно внимания уделяется правовому воспитанию и образованию учащихся. Их права зачастую не соблюдаются. Школьники должны получить не только сумму знаний о праве, но и быть включены в практику их реализации, иметь навыки защиты своих прав в единстве со своими обязанностями. Это пока одно из самых слабых звеньев школьной жизни.


  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ УЧАЩИХСЯ

3.1 Мероприятия, направленные на улучшение ситуации со знанием школьниками собственных прав и способов их защиты.

В качестве рекомендаций по совершенствованию системы реализации прав учащихся могут выступить следующие:

  • Создание системы мониторинга и контроля за соблюдением и реализацией прав учащихся. Разработка системы показателей, отражающих степень решения проблем обеспечения прав детей.

  • Внедрение системы курсов и тренингов для учителей в области правовых знаний, конфликтологии и детской психологии.

  • Проведение экспертизы на соответствие локальных актов школы действующему законодательству в области соблюдения прав детей.

  • Разработка системы санкций за нарушение прав ребенка.

  • Проведение классных часов с педагогами, родителями и детьми, посвященных существующим проблемам в области соблюдения и реализации прав учащихся.

  • О своих правах дети должны узнавать не только на теории (уроки по обществознанию и праву), необходимо дополнить знания на практике (участие в общественной жизни школы). Примерами таких мероприятий могут стать: создание общественной приемной школы, содействующей решению школьных проблем; ., который будет помогать ученикам в защите своих прав; выпуск газеты о жизни школы, которая будет способствовать изменению ситуации в школе. Кроме того, на стендах следует поместить информацию с координатами компетентных лиц, к которым могут обратиться учащиеся в случае возникновения проблем.

3.2 Предполагаемые результаты

Данные мероприятия помогут повысить уровень правового сознания школьников, что в условиях формирования гражданского общества и правового государства приобретает особое значение. Реализация прав учащихся окажет существенное влияние на воспитание и образование детей, что в свою очередь будет способствовать созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

Система проводимых мероприятий при ее эффективном внедрении будет способствовать развитию страны в правовой, социальной и экономической сфере жизни общества. Человек, который с детства знает о своих правах, умело может их защитить, помогает другим в решении проблем соблюдения их прав - настоящий Гражданин своей страны.

Кроме того, предложенные мероприятия способствуют определению эффективности стратегий в отношении детей, учета их интересов при осуществлении социально-экономических преобразования на основе принципа создания наиболее благоприятной среды для жизни детей, их развития, а также принципа наилучшего обеспечения интересов детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проекта была проанализирована международная и российская нормативная правовая база в сфере прав детей, способов их защиты и механизмов реализации. Был проведён социологический опрос старшеклассников с целью определения уровня информированности учащихся о своих правах. Кроме того, опрос помог выявить нарушения касательно реализации прав детей, встречающиеся в школах г. Вологды.

Для устранения существующих проблем и улучшения сложившейся ситуации был предложен комплекс мероприятий, который при эффективном внедрении даст множество положительных результатов, среди которых: конкретизация знаний учащихся о своих правах, создание благоприятной среды для жизни детей, формирование высокоразвитого общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Опрос: «Реализация прав учащихся»

1.Как вы считаете, созданы ли в вашей школе оптимальные возможности для получения знаний о правах человека?

  1. Частично 3) Вполне достаточно

  2. В нашей школе нет никаких возможностей 4) Затрудняюсь ответить

2. Из каких источников вы в основном получаете информацию о своих правах?

  1. Школа 2)СМИ 3)Семья 4)Друзья и знакомые

3. Ваш источник правовых знаний?

  1. на уроках по праву и обществознанию 3)Устав школы

  2. классные часы 4)учебная литература.

4. В Вашей школе проводятся занятия по правам человека?

  1. Да, проводятся

  2. Нет, не проводятся 3) Затрудняюсь ответить

5. Ваша осведомлённость с Уставом школы

  1. Ознакомлен(а) 3)Знаю только его суть

  2. Знаю только о факте существования 4)Впервые слышу

6. Вам доступна информация о школьной жизни?

  1. Имею полный доступ к такой информации 3) Имею частичный доступ

  2. Не имею доступа 4)Затрудняюсь ответить

7. Каковы Ваши каналы получения информации о школьной жизни?

  1. учителя и администрация школы 3)материалы стендов и стенгазет

  2. другие школьники

8. Как вы думаете, какой уровень подготовки обеспечивает ваша школа?


  1. Высокий

  2. Выше среднего

  3. Средний

  4. Низкий

  5. Ниже среднего

  6. Затрудняюсь ответить



9. Что, по Вашему мнению, обеспечивает качественное образование?



  1. Профессионализм педагогов

  2. Инновационные методы обучения

  3. Индивидуализация обучения

  4. Четкая организация учебного процесса

  5. Современная материально-техническая база



10. Оцените по пятибалльной шкале степень удовлетворённости следующими факторами( где 1- не удовлетворен, 5-полностью удовлетворен)



  1. Современная материально-техническая база

  2. Походы, методы обучения и воспитания

  3. Профессионализм педагогов

  4. организация учебного процесса

  5. взаимоотношения между учениками и учителями



11. Каково Ваше отношение к платным курсам ?

  1. такие курсы приносят огромную пользу, помогают школьнику в дальнейшем при поступлении в вуз

  2. вижу в них только некоторую пользу

  3. нет необходимости в них, так как учитель должен объяснить все на уроках

  4. затрудняюсь ответить

12.Имеете ли Вы доступ к школьной документации, в том числе к классному журналу (к информации о текущих оценках).



  1. свободный доступ к классному журналу и оценкам в нем

  2. есть некоторые ограничения

  3. доступ к журналу полностью закрыт



13. Имеете ли Вы свободу выражать свое мнение в школе и на уроках?



  1. В школе свое мнение высказывать не принято

  2. свое мнение можно высказывать только на некоторых уроках.

  3. на всех уроках возможно свободное высказывание своей точки зрения



16. Ваша успеваемость



  1. Только на «отлично»

  2. «отлично» и «хорошо»

  3. «хорошо» и «удовлетворительно»

  4. «удовлетворительно»

17. Ваш пол

  1. М

  2. Ж

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск