Скачать 55.26 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Шипицынская средняя общеобразовательная школа « Мой лучший урок» учителя начальных классов Квашниной Елены Леонидовны 2009-2010 учебный год РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС (1-4) Тема: Правописание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. Задачи: Отрабатывать правописание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне, умение подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; развивать связную речь, умение анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать; обогащать и уточнять словарный запас учащихся, воспитывать внимательность, аккуратность, самоконтроль; воспитывать интерес и любовь к природе, гуманное отношение к птицам. Оборудование: Тексты ( стихотворение Е. Благининой « Морозы», изображение птиц, рисунки детей с изображением птиц, карточки-снежинки, карточки-слова, « чудо-дерево», картина « Помощь зимующим птицам». ХОД УРОКА.
- Зима самое волшебное время года, потому что только зимой можно увидеть такие волшебные снежинки. Они принесли нам зимние слова. ХОЛОД МОРОЗ КОРМУШКА ЗИМА - Прочитайте слова. Что их объединяет? -Определите лишнее слово, докажите свой выбор. -Вы помогли мне определить первую цель нашего урока. Сегодня мы будем отрабатывать правописание слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне. -Но нас ждёт не только орфографическая работа. - Прочитайте старинную русскую пословицу: Красную речь красиво и слушать. -Как вы её понимаете? -Какие слова говорят, что она старинная? -Как она будет звучать в современном варианте? - Итак, вторая цель нашего урока – учиться правильно и красиво говорить, развивать свою речь. 3. Минутка чистописания: - Красиво и аккуратно запишите пословицу в тетрадь, пусть она напоминает цель урока. 4. Разбор слов по составу, подбор однокоренных слов: - Мы говорили, что зима – самое волшебное время года. И пока мы дружно определяли цели урока, из выбранного вами слова выросло дерево, а на нём чудесные плоды. МОРОЗ МОРОЗЕЦ МОРОЗИЩЕ - Прочитайте слова; почему именно эти слова « выросли» на « чудо» - дереве?( мороз, морозец, морозище) -Запишите слово, которое обозначает не очень холодную погоду, холодную погоду, очень холодную погоду (лютую погоду) (морозец, мороз, морозище). - Разберите слова по составу. Морозец Мороз Морозище - Назовите часть слова, которая помогла образовать новые однокоренные слова? Какую роль играет суффикс в русском языке? - Прочитайте цепочку слов, покажите силу мороза. - Какой частью речи являются слова? - Подберите однокоренные слова, одно имя прилагательное и глагол, запишите, выделите корень. МОРОЗНЫЙ МОРОЗИТЬ 5. Работа над стихотворением Е. Благининой « Морозы». - Послушайте стихотворение и попробуйте подобрать название . Морозы жестокие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду, Тревожно за жучку: В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробышков, Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? -А автор, Е.Благинина, назвала его « Морозы». -Понравилось стихотворение? - Можно ли назвать его радостным? - Какие слова передают волнение автора? ( тревожно, беспокойно) -Как в русском языке называются слова, близкие по значению, но разные по написанию? - Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос, « какой?».( тревожный, беспокойный). -какой частью речи они являются? - Подберите подходящее по смыслу имя существительное, составьте словосочетания, запишите (ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ, БЕСПОКОЙНЫЙ ДРУГ). -О ком тревожится, беспокоится Е. Благинина? -В этом стихотворении есть слово, которое заставляет тревожиться, беспокоиться, найдите его. ( морозище) - Почему больше всего Е. Благинина беспокоится за птиц? - Почему они не улетели? - Каких зимующих птиц вы знаете? 6. Карточный словарный диктант. - Птички решили проверить, умеете ли вы грамотно писать слова, называющие их ( проверка: переворачиваем «Птичку» с обратной стороны безударная гласная, которая пишется в корне. СОРОКА СНЕГИРЬ ВОРОНА ВОРОБЕЙ СИНИЦА СОРОКА ВОРОНА ВОРОБЕЙ СИНИЦА СНЕГИРЬ - Какой частью речи являются слова? Почему? Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные, запишите. 7. Физминутка. - Знакомая птичка, для того чтобы лучше запомнить « опасные» гласные, пишет их в воздухе клювиком, а мы напишем носиками. 8. Работа над стихотворением Е.Благининой « Морозы». -Делу время , а потехе час. -Перечитайте стихотворение. С каким вопросом обращается автор к читателям? - Попробуйте ответить на этот вопрос. -А кто сделал кормушку? - А вот как ответила на этот вопрос сама Е.Благинина: Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода. - Почему птицам надо помогать? 9. Творческая работа. - А сейчас нам предстоит выполнить творческую работу. - Вы наблюдали за своими пернатыми и изобразили их с помощью красок. - А сейчас вы опишите их с помощью слов. - Вы напишите минисочинение ( рассказ из 2-3 предложений) на тему « Моя птичка». - О чём вы должны помнить, чтобы рассказ получился интересным? - Начните своё сочинение предложением: К моей кормушке часто прилетают …( работают под музыку). Минисочинения детей:
10. Итог. Дети читают сочинения. 11 Домашнее задание. Написать от имени птички рассказ : « Как мне живётся зимой?» |