Скачать 146.91 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Постановка концертных номеров для ансамблей» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка 3 Требования к обязательному минимуму содержания 5 Общая трудоемкость дисциплины 5 Учебно-тематический план 6 Содержание учебной дисциплины 6 Требования к уровню освоения программы 8 Формы контроля 9 Жанровые направления выпускной программы 9 Практические задания для самостоятельной работы студентов 10 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 10 Библиографический список 11 Пояснительная записка Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Постановка концертных номеров для ансамблей» составлен в соответствии: - с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г. (регистрационный № 03-0505-П), утвержденного Министерством образования в 2002 году; - с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»; - с педагогическим и профессиональным опытом составителя. Эстрадная музыка с огромным числом смешанных стилей и жанров, включающих в себя использование элементов джаз, рок, фольк и поп – направлений интенсивно развивается в нашем городе, в стране и во всем мире. При этом эстрадное пение является наиболее востребованным и доступным видом музыкального искусства. Большая конкуренция в этой области, заставляет молодых певцов серьезно готовиться к исполнительской деятельности на сцене. Дисциплина «Постановка концертных номеров для ансамблей» является важным в подготовке студентов к профессиональной деятельности на сцене и непосредственно в учебном процессе. Её изучение неразрывно связано с такими и дисциплинами специализации, как «Ансамбль», «Работа с вокальным ансамблем и творческим коллективом», «Мастерство актера», «Танец и сценическое движение», «Постановка концертных номеров», «Культура речи» и др. Специфика эстрадного искусства требует от исполнителей демонстрации всего спектра сценических средств: вокала, пластики, слова, сценического поведения. Преподаватели эстрадного отделения должны понимать это и заложить в основу обучения комплексность освоения вокальной техники с другими дисциплинами специализации. Концертное выступление – это конечный результат проделанной подготовительной репетиционной работы. Это один из важнейших аспектов работы с исполнителем и коллективом. Визуальный ряд бывает порой важнее профессиональных навыков артиста. В этом проявляется «сценическая культура» артиста, в понятие которой входит не только поведение на сцене, но и форма одежды (концертный костюм), умение двигаться на сцене, общаться с публикой, танцевать. «Постановка концертных номеров для ансамблей» предполагает работу по постановке номеров на основе произведений, отобранных и подготовленных в музыкальном отношении по дисциплине «Ансамбль». Дисциплина «Постановка концертных номеров для ансамблей» вводится в учебный процесс на четвёртом курсе на 8 семестре для подготовки к Итоговой государственной аттестации. Форма обучения мелкогрупповая, включающая теоретическое и практическое освоение содержания предмета. Формой контроля является контрольный урок. В результате освоения программы по предмету студент исполняет произведения в составе ансамблей в программе ИГА в рамках предмета «Ансамбль», демонстрируя своё артистическое мастерство в комплексе. Целью дисциплины «Постановка концертных номеров для ансамблей» - плодотворная работа над созданием сценического образа в совокупности с вокальным исполнением ансамблевых номеров, артистизмом, пластикой, художественными и стилевыми особенностями произведения, а так же умение студента доносить образ произведения до зрителя. Основные задачи данного курса:
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины «Постановка концертных номеров для ансамблей»
Общая трудоемкость дисциплины «Постановка концертных номеров для ансамблей»
Учебно-тематический план
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Специфические формы эстрадного вокального искусства Эстрадное искусство (от фр. estrade — помост, возвышение), как синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы театра, хореографии, музыки. Эстрадный номер, как синтез вокала, пластики, актёрского мастерства, художественного слова, костюма, света, мизансцен, эксцентрики, пантомимы и других форм эстрадного искусства. Жанры и формы песни (романс, баллада, народная песня, ария из мюзикла, ретро-песня, бардовская песня, актерская песня, шуточная песня, патриотическая песня, военная песня и др.); музыкальные стили (рэп, рок, фанк, блюз, джаз, ритм энд блюз, кантри, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.); способы исполнения: соло, дуэт, ансамбль; формы исполнения: а капелла, под фонограмму «минус», ВИА, оркестр. Эстрадный концерт. Свет, звук, спецэффекты на эстраде. Музыкальный видеоклип как инновационная сценическая форма в эстрадном искусстве. Тема 2. Технология создания эстрадного номера Концертное выступление, как конечный результат проделанной подготовительной репетиционной работы. Единство сценической формы эстрадного номера и содержания. Драматургия номера: художественная экспозиция, сюжетное действие, кульминация, финал. Отбор выразительных средств. Постановочный план, этапы репетиционного процесса, организация постановочного процесса, прогоны. Тема 3. Общая характеристика выразительных средств эстрадного искусства Концентрированность выразительных средств, как один из основных принципов создания эстрадного номера. Принципы непосредственного общения артистов со зрительным залом. Формирование и укрепление позитивного эмоционального тонуса зрителя. Современность. Праздничная атмосфера. Легкость восприятия. Особая эмоциональная окраска выразительных средств. Краткость и сиюминутность эстрадного номера. Основные средства выразительности: голос, пластика, хореография, актёрское мастерство, художественное слово, костюм, макияж, свет, мизансцены, эксцентрика, пантомима и др. Тема 4 . Творческий замысел номера Совокупность последовательности действий при подготовке номера. Драматургия произведения, идейно-художественный анализ песни. Изучение жизни произведения в репертуаре различных исполнителей. Жанровые особенности номера. Выбор трактовки (сверхзадача, событийный ряд) Тема 5. Создание образа произведения Выбор образа исполнителя исходя из собственной трактовки номера. Выбор способа существования на сцене. Отбор средств выразительности. Перевоплощение в образ, процесс «вживания» в материал песни (создание киноленты видений, вскрытие подтекстов, определение словесного действия). Тема 6. Творческое воплощение номера Осмысленность произведения, цельность исполнения. Культура сценического движения, артистическая свобода. Репетиции и выступления на концертных площадках. Обсуждение и корректировка исполнения. Закрепление опыта работы в условиях зрительской аудитории. Корректировка произведения после исполнения перед аудиторией. Требования к уровню освоения программы: Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций: Выпускник должен:
Выпускник должен знать:
Выпускник должен уметь:
Формы контроля по курсу: Весенняя промежуточная аттестация (прослушивание): защита замысла постановки 2 ансамблевых номеров из программы ИГА по Ансамблю. В конце 2 полугодия (прослушивание): утверждение постановки номеров 2 произведений из программы ИГА по Ансамблю. Критерии оценки:
Жанровые направления выпускной программы (выбор осуществляется преподавателями ЦК по специальным дисциплинам):
Практические задания для самостоятельной работы студентов:
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Библиографический список Основная литература
Дополнительная литература
|