Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 146.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.04.2014
Размер146.91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Постановка концертных номеров для ансамблей»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

специализации 070109.02 «Эстрадное пение»

(среднее профессиональное образование)


Содержание
Пояснительная записка 3
Требования к обязательному минимуму содержания 5
Общая трудоемкость дисциплины 5
Учебно-тематический план 6
Содержание учебной дисциплины 6
Требования к уровню освоения программы 8
Формы контроля 9
Жанровые направления выпускной программы 9
Практические задания для самостоятельной работы студентов 10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 10
Библиографический список 11

Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Постановка концертных номеров для ансамблей» составлен в соответствии:

- с требованиями Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109.02 «Эстрадное пение» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 г. (регистрационный № 03-0505-П), утвержденного Министерством образования в 2002 году;

- с «Требованиями к структуре и содержанию учебно-методического комплекса по дисциплине» ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- с педагогическим и профессиональным опытом составителя.
Эстрадная музыка с огромным числом смешанных стилей и жанров, включающих в себя использование элементов джаз, рок, фольк и поп – направлений интенсивно развивается в нашем городе, в стране и во всем мире. При этом эстрадное пение является наиболее востребованным и доступным видом музыкального искусства. Большая конкуренция в этой области, заставляет молодых певцов серьезно готовиться к исполнительской деятельности на сцене.

Дисциплина «Постановка концертных номеров для ансамблей» является важным в подготовке студентов к профессиональной деятельности на сцене и непосредственно в учебном процессе. Её изучение неразрывно связано с такими и дисциплинами специализации, как «Ансамбль», «Работа с вокальным ансамблем и творческим коллективом», «Мастерство актера», «Танец и сценическое движение», «Постановка концертных номеров», «Культура речи» и др. Специфика эстрадного искусства требует от исполнителей демонстрации всего спектра сценических средств: вокала, пластики, слова, сценического поведения. Преподаватели эстрадного отделения должны понимать это и заложить в основу обучения комплексность освоения вокальной техники с другими дисциплинами специализации. Концертное выступление – это конечный результат проделанной подготовительной репетиционной работы. Это один из важнейших аспектов работы с исполнителем и коллективом. Визуальный ряд бывает порой важнее профессиональных навыков артиста. В этом проявляется «сценическая культура» артиста, в понятие которой входит не только поведение на сцене, но и форма одежды (концертный костюм), умение двигаться на сцене, общаться с публикой, танцевать. «Постановка концертных номеров для ансамблей» предполагает работу по постановке номеров на основе произведений, отобранных и подготовленных в музыкальном отношении по дисциплине «Ансамбль».

Дисциплина «Постановка концертных номеров для ансамблей» вводится в учебный процесс на четвёртом курсе на 8 семестре для подготовки к Итоговой государственной аттестации. Форма обучения мелкогрупповая, включающая теоретическое и практическое освоение содержания предмета. Формой контроля является контрольный урок. В результате освоения программы по предмету студент исполняет произведения в составе ансамблей в программе ИГА в рамках предмета «Ансамбль», демонстрируя своё артистическое мастерство в комплексе.
Целью дисциплины «Постановка концертных номеров для ансамблей» - плодотворная работа над созданием сценического образа в совокупности с вокальным исполнением ансамблевых номеров, артистизмом, пластикой, художественными и стилевыми особенностями произведения, а так же умение студента доносить образ произведения до зрителя.

Основные задачи данного курса:

  • Овладение спецификой концертного номера эстрадно-сценического вокального исполнительства;

  • Развитие необходимых профессиональных навыков комплексного построения концертного номера для эстрадного исполнения;

  • Приобретение навыков самостоятельной трактовки ансамблевых номеров;

  • Формирование навыков работы над постановкой номера, отбора средств художественной выразительности на основе произведений разных стилей;

  • Овладение профессиональной терминологией и специальной литературой по профессии;

  • Подготовка к публичным выступлениям с ансамблевыми программами;

  • Адаптация к условиям работы в коллективе;

  • Формирование навыков анализа постановочных номеров, грамотной и объективной оценки чужого и собственного исполнения.



Требования к обязательному минимуму содержания

дисциплины «Постановка концертных номеров для ансамблей»


Индекс

Основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки студента

В т.ч.часов обязательных учебных занятий

СД.ДС.03.ДВ


СД.ДС.02.06

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые учебным заведением.
Культура сценического движения; создание сценического облика и трактовка содержания исполняемых произведений; овладение различными стилями и танцевальными жанрами; умение выражать в танце музыкальную мысль исполняемой песни; режиссура исполняемых песен, композиций.

49

35



Общая трудоемкость дисциплины

«Постановка концертных номеров для ансамблей»


Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам

7 семестр

8 семестр

Всего часов

49

24

25

Теоретические занятия

35

10

1

Практические занятия

36

7

17

Самостоятельная работа

14

7

7

Итоговый контроль

Контрольный урок

Контрольный урок


Учебно-тематический план


Семестр






Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Самостоятельная

работа

7







8

27

14

1

Специфические формы эстрадного искусства

2




2

2

Технология создания эстрадного номера

2




2

3

Общая характеристика выразительных средств эстрадного искусства

1




1

4

Творческий замысел номера

5

7

2

8

5

Создание образа произведения

1

4

3

6

Творческое воплощение номера




13

4

Итого

49


Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Специфические формы эстрадного вокального искусства

Эстрадное искусство (от фр. estrade — помост, возвышение), как синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы театра, хореографии, музыки. Эстрадный номер, как синтез вокала, пластики, актёрского мастерства, художественного слова, костюма, света, мизансцен, эксцентрики, пантомимы и других форм эстрадного искусства. Жанры и формы песни (романс, баллада, народная песня, ария из мюзикла, ретро-песня, бардовская песня, актерская песня, шуточная песня, патриотическая песня, военная песня и др.); музыкальные стили (рэп, рок, фанк, блюз, джаз, ритм энд блюз, кантри, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.); способы исполнения: соло, дуэт, ансамбль; формы исполнения: а капелла, под фонограмму «минус», ВИА, оркестр. Эстрадный концерт. Свет, звук, спецэффекты на эстраде. Музыкальный видеоклип как инновационная сценическая форма в эстрадном искусстве.
Тема 2. Технология создания эстрадного номера

Концертное выступление, как конечный результат проделанной подготовительной репетиционной работы. Единство сценической формы эстрадного номера и содержания. Драматургия номера: художественная экспозиция, сюжетное действие, кульминация, финал. Отбор выразительных средств. Постановочный план, этапы репетиционного процесса, организация постановочного процесса, прогоны.
Тема 3. Общая характеристика выразительных средств эстрадного искусства

Концентрированность выразительных средств, как один из основных принципов создания эстрадного номера. Принципы непосредственного общения артистов со зрительным залом. Формирование и укрепление позитивного эмоционального тонуса зрителя. Современность. Праздничная атмосфера. Легкость восприятия. Особая эмоциональная окраска выразительных средств. Краткость и сиюминутность эстрадного номера. Основные средства выразительности: голос, пластика, хореография, актёрское мастерство, художественное слово, костюм, макияж, свет, мизансцены, эксцентрика, пантомима и др.
Тема 4 . Творческий замысел номера

Совокупность последовательности действий при подготовке номера. Драматургия произведения, идейно-художественный анализ песни. Изучение жизни произведения в репертуаре различных исполнителей. Жанровые особенности номера. Выбор трактовки (сверхзадача, событийный ряд)
Тема 5. Создание образа произведения

Выбор образа исполнителя исходя из собственной трактовки номера. Выбор способа существования на сцене. Отбор средств выразительности. Перевоплощение в образ, процесс «вживания» в материал песни (создание киноленты видений, вскрытие подтекстов, определение словесного действия).
Тема 6. Творческое воплощение номера

Осмысленность произведения, цельность исполнения. Культура сценического движения, артистическая свобода. Репетиции и выступления на концертных площадках. Обсуждение и корректировка исполнения. Закрепление опыта работы в условиях зрительской аудитории. Корректировка произведения после исполнения перед аудиторией.

Требования к уровню освоения программы:

Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций:

Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • проявлять ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть готовым к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • знать принципы научной организации своего труда, быть готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • обладать устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации.


Выпускник должен знать:

  • основные законы построения номера;

  • теоретические основы и историю исполнительства;

  • лучшие образцы эстрадного искусства, специальную литературу по профессии;

  • профессиональную терминологию;

  • специфические особенности эстрадного искусства.


Выпускник должен уметь:

  • применять полученные знания в комплексе с другими дисциплинами специализации;

  • самостоятельно осуществлять трактовку музыкальных произведений;

  • отбирать выразительные средства при создании образа;

  • перевоплощаться в образ, создавать «киноленту видений»,вскрывать подтексты, определять словесное действие;

  • доносить образ произведения до зрителя

  • готовиться к публичным выступлениям с сольными программами;

  • адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации;

  • самостоятельно анализировать и корректировать номер


Формы контроля по курсу:

Весенняя промежуточная аттестация (прослушивание): защита замысла постановки 2 ансамблевых номеров из программы ИГА по Ансамблю.

В конце 2 полугодия (прослушивание): утверждение постановки номеров 2 произведений из программы ИГА по Ансамблю.
Критерии оценки:

  • раскрытие образа

  • соответствие выбранных средств художественной выразительности стилю и образу произведения,

  • артистизм,

  • пластика,

  • художественное решение,

  • подача,

  • цельность исполнения,

  • сценическое обаяние,

  • костюм,

  • свобода исполнения,

  • раскрытие художественных достоинств произведения.



Жанровые направления выпускной программы

(выбор осуществляется преподавателями ЦК по специальным дисциплинам):

    • романс;

    • народная песня;

    • ария из мюзикла;

    • ретро-песня;

    • инструментальная пьеса на скет;

    • эстрадная популярная пеня на русском или иностранном языке;

    • произведения современных направлений музыки (рэп, рок, фанк, джаз-рок, фольк-рок, поп-рок, готика, хип-хоп, фольк-поп и др.);

    • бардовская песня;

    • актерская песня (произведения из кино/фильмов, спектаклей, мультфильмов);

    • шуточная песня;

    • патриотическая песня;

    • военная песня;

    • ритм энд блюз;

    • традиционный джаз;

    • баллада;

    • босса-нова;

    • блюз;

    • кантри;

    • гимн;

    • спиричуэл;

    • и др.



Практические задания для самостоятельной работы студентов:


  1. Просмотр видео-версий концертных номеров различных вокальных исполнителей (не менее 1 исполнителя в месяц). Анализ основных средств сценической выразительности.

  2. Изучение и анализ версий концертных постановок исполняемых произведений в творчестве различных эстрадных артистов.

  3. Самостоятельная работа с текстом произведения

  4. Самостоятельная домашняя проработка и закрепление освоенных моментов постановки номера.

  5. Проведение дополнительных самостоятельных репетиций без контроля педагога для закрепления материала.

  6. Самостоятельная работа над образом произведения (образ исполнителя, стиль, эпоха, способ существования на сцене, костюм, макияж).

  7. Самостоятельная отработка цельности исполнения произведения (эмоциональное наполнение вступления, проигрышей, переходов, коды; распределение артистической энергии и динамики; стремление к кульминации; создание атмосферы номера; поиск и утверждение вдохновения).


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:


  1. Большой класс для сценических дисциплин с хореографическим половым покрытием, с зеркальной стенкой.

  2. Комплект вокально-усилительной аппаратуры в кабинете.

  3. Компьютер, программное обеспечение (Adobe Audition 3.0, TimeFactory, Sound forge 10.0, Nero 9, Проигрыватель Windows Media, DVD - power) в классе.

  4. MD-дека, CD-дека в классе.

  5. Вокальные микрофоны в кабинетах.

  6. Аудио и DVD записи эстрадных и джазовых исполнителей, записи с конкурсов вокального мастерства и выдающихся концертных программ (российских и зарубежных).

  7. Наличие фортепиано в классе.

  8. Возможность репетировать в концертном зале не менее одного раза в месяц.

  9. Цифровая видеокамера для записи концертных выступлений.

  10. Подключение к интернету в каждом классе.

Библиографический список
Основная литература


  1. Мечик, Д. И. Искусство актёра на эстраде / Д. И. Мечик. – Ленинград, 1972.

  2. Риггс, С. Как стать звездой : школа для вокалистов / С. Риггс. – Москва, 2000.

  3. Романова, Л. В. Школа эстрадного вокала : учебное пособие. – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2007. – 40 с.: (+ DVD). – (Мир культуры, истории и философии).

  4. Станиславский, К. С. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. – Москва, 2001.

  5. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. – Москва, 1986.


Дополнительная литература


  1. История поп-музыки 70-90 гг. – Москва : Мега-Сервис, 1999.

  2. История поп-музыки : современная джазовая классика. – Москва : Синкопа, 2001.

  3. Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера / И. А. Богданов. – Санкт-Петербург : Государственная Академия Театрального Искусства «Чистый Лист», 2004.

  4. Буйлова, Л. Н. Образовательная программа детской эстрадной студии «Музыкальный фрегат». ЦДиЮТ «Бибирево». – Москва.

  5. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение : секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Ростов : Феникс, 2007.

  6. Прокопьев, В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру / В. Н. Прокопьев. – Санкт-Петербург, 2000.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск