Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 289.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации28.04.2014
Размер289.52 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2



На правах рукописи


Халипаева Патима Абубакаровна

ФОНЕТИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРБУКСКОГО ГОВОРА

ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА
Специальность 10.02.02 –

Языки народов Российской Федерации

(кавказские языки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

МАХАЧКАЛА - 2012

Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет».
Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор

Сулейманов Алибек Алибекович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

вед. научн. сотр. ИЯЛИ ДНЦ РАН

Маллаева Зулайхат Магомедовна

канд. филол. наук, доцент ДИПКПК

Багомедов Муса Расулович




Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный

университет» (г. Махачкала)
Защита состоится 12-го октября 2012 года, в 16 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.051.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57, ауд. №78.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан и размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www. vak.ed.gov.ru) и на сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет (www. dgpu. ru) 10-го сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент М.О. Таирова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объектом исследования является харбукский говор даргинского языка.

Предмет исследования - фонетические и морфологические особенности харбукского говора в сравнении с даргинским литературным языком, муиринским и другими диалектами.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, в первую очередь, необходимостью детального изучения фонетико-морфологических особенностей харбукского говора, который до настоящего времени не был объектом специального систематического и целостного монографического описания и изучения. Имеется также необходимость в уточнении статуса данной языковой единицы и определения его места в системе диалектов даргинского языка.

В последние десятилетия многочисленные говоры и диалекты даргинского языка в целом подвергаются заметной нивелировке, чему способствует все усиливающееся влияние литературного даргинского и русского языков через телевидение и другие средства массовой информации, а также через общеобразовательные учреждения. Современный мир характеризуется глобальными социально-экономическими изменениями, которые влекут за собой определенные изменения в наиболее подверженной влиянию социальных факторов лексико-семантической системе языка.

Актуальность изучения говора возрастает и в связи с процессами конвергенции диалектов и говоров, связанными с переселением людей на равнину и организацией многонациональных населенных пунктов, а также близкими контактами харбукцев - переселенцев с людьми разных национальностей. Следовательно, имеется настоятельная необходимость в сборе и научной обработке языкового материала говора.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является синхронное описание фонетической системы и морфологической структуры харбукского говора в сравнении с даргинским литературным языком и муиринским диалектом, к которому относят его ученые без изучения языкового материала. Опираясь на эти сравнения, предстоит установить статус рассматриваемой языковой единицы. На основе анализа фонетических и морфологических особенностей харбукского говора делается попытка внести ясность в некоторые вопросы диалектологии даргинского языка.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие основные задачи:

- всестороннее исследование фонетической системы говора;

- изучение морфологического строя харбукского говора даргинского языка, выявление его специфики на фоне других диалектов даргинского литературного языка;

- описание общих и специфических для харбукского говора особенностей в области фонетики и морфологии, их детальный анализ;

- систематизация и обобщение результатов имеющихся исследований, непосредственно связанных с описываемым говором.

Научная новизна исследования. Наша работа впервые в монографическом плане дает анализ языковых явлений харбукской речи. В работе рассмотрен состав звуков говора, описаны типичные звуковые процессы, выявлены звукосоответствия между харбукским говором, литературным языком, муиринским и другими диалектами даргинского языка. В научный обиход впервые введен значительный фактический материал харбукского говора, который имеет существенное значение для выяснения истории даргинского языка, его многочисленных диалектов.

В нашей работе сделана попытка внести ясность в определение места харбукского говора в системе многочисленных диалектных единиц даргинского языка. В научной литературе эта диалектная единица причисляется к муиринскому диалекту исходя из нынешнего географического положения данного населенного пункта, без учета того обстоятельства, что харбукцы являются переселенцами с Карбачи-Дирка (Акушинского района).

Методологическую основу диссертации составили труды лингвистов по русскому, кавказским и дагестанским языкам, так или иначе связанные с проблемами изучения диалектов. При изложении вопросов харбукского говора исходили из теоретических положений, выдвинутых в трудах дагестановедов: Абдуллаева З.Г., Абдуллаева С.Н., Бокарева Е.А., Быховской С.Л., Гасановой У.У., Гасановой С.М., Гаприндашвили Ш.Г., Жиркова Л.И., Ибрагимова Г.Х., Кадибагамаева А.А., Кибрика А.Е., Магометова А.А., Мейлановой У.А., Микаилова Ш.И., Мусаева М.-С.М., Муталова Р.О., Сулейманова А.А., Темирбулатовой С.М., Услара П.К., Хайдакова С.М., и др.

Теоретическая значимость работы определена актуальностью и научной новизной исследования. Проведенное исследование способствует более глубокому и адекватному пониманию специфики звукового строя и морфологической структуры диалектных единиц даргинского языка. Обнаруженные при исследовании харбукского говора особенности дают возможность в определенной степени уточнить классификацию даргинских диалектов. Исследование данного характера также способствует более глубокому изучению эволюции фонетической и морфологической систем даргинского языка.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее основные результаты могут быть использованы в преподавании даргинского языка в школе, при изучении курса «Диалектология даргинского языка» в вузах. Кроме того, результаты данного исследования окажутся полезными в составлении сравнительно-исторической грамматики даргинского языка, а также его диалектологического и этимологического словарей. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при изучении диалектов генетически родственных дагестанских языков.

Методы и источники исследования: наиболее соответствующим решению поставленных перед диссертационным исследованием задач является синхронный метод, который лежит в основе работы. В тех случаях, когда данные исследуемого диалекта не всегда поддаются однозначному объяснению с помощью метода синхронного сопоставления, привлекаются описательный и сравнительно-исторический методы.

Источниками исследования являются материалы, собранные автором в 2007-2011 годах в селении Харбук Дахадаевского района и в городах, где проживают носители харбукского говора. В процессе устного общения осуществлялась запись речи людей разных возрастов и различного уровня образования. Кроме того, использованы результаты и материалы предшествующих исследований, данные даргиноведческой и дагестановедческой специальной литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Фонетическая система харбукского говора имеет ряд особенностей, отличающих его от литературного языка: для консонантной системы говора характерны следующие геминированные согласные, которые отсутствуют в литературном языке: [кк], [пп], [тт], [рр], [сс], [шш], [х1х1], [хьхь], [цц], [чч].

2. В говоре зарегистрированы лабиализованные согласные, нехарактерные для современного даргинского литературного языка: [кв], [к1в], [кьв], [къв], [ккв], [гв], [г1в], [гьв], [гъв], [хв], [хъв], [чв], [ч1в], [шв], [шшв], [ссв].

3. Харбукский говор обнаруживает определенное количество звукосоответствий в сравнении с литературным языком, муиринским диалектом и другими локальными единицами даргинского языка.

4. Морфология харбукского говора располагает полным набором лексико-грамматических категорий, в реализации которых наблюдаются отличия от литературного языка:

а) в харбукском говоре нет 1-го склонения с окончанием –ни в эргативе;

б) в говоре представлен падеж каузалис, отсутствующий в литературном языке;

в) в системе местных падежей специфической особенностью является использование формантов -ццела (совм. падеж), -цце, -шу, -г1елле (напр. падеж), -г1е (падеж покоя), -келла (предметный падеж) и др., которым в литературном языке соответствуют морфемы -чил, -чи (-зи), -чила и др.

5. Фонетический и структурный облик числительных харбукского говора отражает относительно древнее состояние числительных даргинского языка (харб. даршлиб, лит. даршлим).

6. Большинство наречий говора разнятся с литературными словами по форме, ср.: лит. даг - харб. сса «вчера», лит. лит. савли – харб. г1янруч1 «утром», лит. г1ур – харб. г1е (к1винайс) «потом» и т.д.

7. Местоимения говора также имеют расхождения в оформлении, например, форма образованная с помощью суффиксов -ел/нел, -ел/лел, которые не характерны для литературного языка: нуел (имен.), нунел (эргат.) «я сам», нушшаел (именит.), нушшалел (эргат.) «мы сами».

8. Глагольные формы говора по ряду особенностей своего образования и изменения отличаются от соответствующих форм литературного языка:

а) инфинитив оформляется с помощью специфических аффиксов -ара (аьра), -ана (-аьна) вместо литературного форманта -эс (ес);

б) глагол говора имеет пять спряжений по показателям аориста (-ур, -иб, -ун, -уб, -б) вместо четырех литературного языка (-ур, -иб, -ун, -уб);

в) причастия прошедшего времени имеют суффиксы -ил, -ссе вместо лит. -си (харб. бургьибил/ бургьибссе, лит. бурибси «сказанное»);

г) деепричастия говора могут быть неоформленными (харб. батур гьарукьун, батулле гьарукьун, лит. батурли арякьун «оставив ушел»).

Апробация и публикации. Основные выводы и положения работы были доложены на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ДГПУ и изложены в шести публикациях в виде статей. Работа обсуждалась на расширенном заседании кафедры дагестанских языков ДГПУ 26 октября 2011г.

Структура и объем работы. Структура диссертации определена ее задачами и спецификой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка условных сокращений. К основной части прилагаются тексты на харбукском говоре.

Работа изложена на 178 страницах компьютерного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяется предмет исследования, обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи диссертационного исследования, устанавливаются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются материалы и источники исследования, на которых базируется диссертационное исследование, формулируются теоретические положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Фонетические особенности харбукского говора» дается научно-лингвистический анализ фонетической системы харбукского говора даргинского языка. Определен и подробно описан звуковой состав исследуемого говора. Выявлены специфические особенности, отмечаемые в составе гласных и согласных говора.

В системе гласных харбукского говора зафиксированы долгие гласные вторичного происхождения, функционально представленные в отдельных диалектных единицах даргинского языка и отсутствующие в современном литературном языке, ср.: харб. урцаа - лит. урцулла «деревянный», харб. рурсее - лит. рурсила «девушки», харб. кьвяя – лит. кьялла «коровы» и т.д.

В харбукском говоре долгота выполняет иногда смыслоразличительную функцию, ср.: ит1ак1иб «взвесили (его)»ит1аак1иб «подошел», ассиб «купил» - аассиб «взял» и т.д.

Многие фонетические особенности говора сводятся к звуковым соответствиям, отличающим его от других локальных единиц и литературного языка. Более или менее системно между говором и литературным языком встречаются следующие соответствия:

[е] - лит. [и] почти во всех окончаниях существительных (в основном во мн. ч.), прилагательных, причастий, деепричастий и наречий: харб. нуссе – лит. нуси «сыр», дурсре – дурсри «уроки», гьетег1еб – итаб «там», ванассеванаси «теплый», белч1унссе – белч1унси «прочитанная», уч1е – уч1ули «учась», гьалаклегьалакли «быстро» и др.;

[и] - [э(е)]: харб. биццидиш – лит. бизидеш «вкус», харб. лимцци –лит. лезми «язык», харб. ванадиш – ванадеш «тепло», харб. гъиз лит. гъез «волос» и т.д.;

[е] - [а]: харб. х1ебак1иб – муирин. х1ач1иб « не пришли», харб ккех1ел - муирин. кках1ал «восемь», харб. х1ела – муирин. х1ела «твой» и т.д.;

[и] - [а]: харб. адими – лит. адам «человек», харб. шинк – шанг «кострюля» и др.;

[о] - [а]: харб. хваридиш – лит. харидеш «радость», харб. квани - лит. кани «живот» и др.;

[у] - [и]: нушшишшу – нушачи «к нам», хъайшшу – хъайчи «к дому» и др.;

[а] - [у]: вашшан – вашуси «идущий», уч1ан – уч1уси «учащийся» и др.

Из звуковых процессов в области гласных характерными для харбукского говора являются наращение и выпадение, а также ассимиляция гласных.

В говоре при образовании формы множественного числа у имен существительных, состоящих из двух и более слогов, происходит выпадение постпозитивных гласных [а], [и], [у], ср.: харб. ттаккамн. ч. ттакне «пятки», лих1и – лих1ппе «уши» и т.д.

В глаголах прошедшего времени после гласного [а] в говоре выпадает [и]: лит. чебаиб, харб. кибаб «видел»; лит. сабаиб, харб. сабаб «доехали».

Наращение гласных [а], (реже) [аь] в говоре также наблюдается в именах существительных с исходом на согласный при образовании формы множественного числа посредством форманта -не, например: хъар - хъаране - «края»; хьул мн. ч. хьулане «желания» и др

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск