МКОУ Талалихинская начальная школа – детский сад.
Открытый урок по теме:
« Правописание безударных окончаний
имён существительных 1, 2, 3 склонений».
Учитель начальных классов Коновалова Н.А.
2012 год.
Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонений.
Цели урока: Образовательные: -закрепить знания учащихся по данной теме;
-повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
-закрепить умение определять падеж, склонение имён существительных.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
Ребята, я хотела бы начать урок с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет мудрости».
- Как вы её понимаете? (узнаём что-то новое)
- Что такое мудрость другими словами?
- Думаю, что сегодняшний урок прибавит вам мудрости. Сначала проверим домашнее задание.
- О чём была загадка?
- Слова с какими орфограммами встретились?
- Назовите слово с парным согласным?
2.Чистописание.
- С какой буквы начинается слово «мудрость»?
- Её мы сегодня и будем писать на минутке чистописания.
Гимнастика рук. МмМммМммм мм мома….
-Дайте характеристику первому звуку в слогах. Продолжи по аналогии цепочку.
3. Словарная работа.
- Назовите словарное слово, начинающееся со слогослияниямо, имеющее такой же звуковой состав. (морковь)
-- Что можете сказать об этом слове?( существительное, неодушевлённое, отвечает на вопрос что?, нарицательное, 3 склонения, в нём 7 букв, 6 звуков).
- Запишите однокоренные существительные 1 и 2 склонения.(морковка, морковище).
- Каким способом образованы однокоренные слова?( с помощью суффиксов)
- Разберите по составу слово морковка.
- Чем каждое существительное отличается друг от друга? (склонением)
- Над какими существительными будем работать сегодня?
4. Подведение к теме урока.
- Проведём маленькое исследование. Каждый ряд в парах получает своё задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному, среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и , если оно верное, то ставьте знак +, а если неверное знак -.
А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.
1 группа.
1.
| Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание –и, в дательном и предложном падеже окончание- е.
| 2.
| Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание- е, в дательном и предложном падеже окончание- и.
|
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что__________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами_________________________
Р.п.____________________________________________окончание
Д.п_____________________________________________окончание
П.п_____________________________________________окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание- ……, в дательном и преложном падеже окончание- ……
2 группа
1.
| Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –е
| 2.
| Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание- и.
|
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что____________________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами___________________________________
П.п_____________________________________________ окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание……, является верным. 3 группа
1.
| Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание - е.
| 2.
| Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложных падежах окончание- и.
| А опорными словами
Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что__________________________
Воспользуемся для доказательства опорными словами_________________________
Р.п.__________________________________ окончание
Д.п.__________________________________ окончание
П.п._________________________________ окончание
Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание - ….. является верным.
- Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа?
На доске появляется таблица:
1 скл. 2скл. 3 скл.
Р.п. – И - - И
Д.п. – Е - - И
П.п. - Е -Е - И
- Какова тема нашего урока?
- Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените своё умение писать безударные окончания имён существительных.
Физминутка.
- Что у вас вызывает трудности?
- Над этим мы и будем сегодня работать на уроке.
- Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?
- Как проверить написание безударных окончаний имён существительных?
- Вспомним алгоритм. Какие слова являются опорными для каждого склонения?
4.Упражнения в определении безударных окончаний имён существительных трёх склонений.
1 группа с учителем, остальные по карточкам.
Запишите слова, укажите склонение и падеж. Выдели окончание.
( В деревне, по ветке, на западе, к площадке, о берёзе, по пустыне.)
-Сравните окончания. Что вы заметили?
- Почему во всех словах окончание – е.
- Сделайте вывод.
2- 3 группы: (В холод.., о жизн.., из деревн…, к сирен…, в фонтан.., из шерст..)
- Зачитайте слова с окончанием – и.
- Почему написали окончание – и?
Какое слово лишнее?
- Сделайте вывод.
5.Упражнение на различие имён существительных 1 и 3 склонения.
Физминутка для глаз.
1. Учебник- упражнение 238.
- Прочитай. Письменно ответь на вопросы.
- Какой это текст?
- Дайте характеристику 1 предложению.
- Разберите его по членам предложения и частям речи.
- Составь предложение с именем существительным 1 склонения в дательном падеже.
- Сравни окончания. Что заметили?
- Почему падеж один и тот же- дательный, а окончания разные?
- От чего же зависит правильное написание окончаний имён существ-ых?
2. Работа в парах.
У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.
Карточка ( 1 вариант).
-
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлки к ёлке прыгает шустрая белка. На берёзе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест…..
| Карточка (2 вариант)
На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка. Наберёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжести.
| - Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?
- Что нужно было сделать, чтобы избежать ошибок?
- Над какой темой работаем?
- Что надо знать для безошибочной работы?
- Ещё раз повторим алгоритм определения правописания безударных окончаний.
6. Тестовая проверка.
Внимательно прочитай предложения. Если соглашаешься с высказыванием, поставь +, если не соглашаешься, поставь -.
-
1.
| У имён существительных 3 склонения окончание – и пишется в родительном, дательном, предложном падежах.
|
| 2.
| У имён существительных 2 склонения, никогда не пишется окончание- и.
|
| 3.
| У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание- е.
|
| 4.
| У имён существительных 1 склонения в предложном падеже пишется окончание –и.
|
| 5.
| У имён существительных 1 склонения в родительном падеже пишется окончание – е.
|
| 6.
| У имён существительных 1 склонения в родительном падеже пишется окончание – и.
|
| 7.
| Словом- подсказкой для имён существительных 1 склонения с безударным окончанием может быть слово стена.
|
| 8.
| У имён существительных 3 склонения окончание – и пишется в родительном, а в дательном и предложном падежах пишется окончание – е.
|
| 7. Итог урока. Рефлексия.
- Какое умение мы оценивали в начале урока?
- Давайте оценим умение писать безударные окончания имён существительных ещё раз. Если ваша оценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый + ( выше или ниже).
- Кому стало легче определять безударные окончания имён существительных?
- Кто остался на том же уровне?
- Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
|
Я
| -Узнал, открыл для себя…
-Научился, смог….
-Могу похвалить себя и своих одноклассников за…
| 8. Домашнее задание.
Стр. 19, упр. 5, рабочая тетрадь № 2 |