Скачать 226.33 Kb.
|
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ казенного образовательного учреждения Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» за 2010 – 2011 учебный год Общая характеристика
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальный (коррекционный) детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» был образован в августе 1941 года. Первые воспитанники – дети, потерявшие родителей в годы войны. В 2011 году детский дом отметил своё 70- летие. С 1965г. детский дом находится в бывшем здании детского сада по адресу: 644076, г. Омск, ул. Петра Осминина, д. 11-а, расположенного внутри жилого массива. В состав территории учреждения входят: площадь, занимаемая зданием, групповые участки , спортивная площадка, огород, гараж, складские помещения. Режим работы образовательного учреждения: круглосуточный. Режим дня воспитанников отличается гибкостью, учитывая возрастные и личностные особенности детей. В детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальной недостаточностью, болезнью Дауна, ДЦП) от 3-х до 7 (8) лет. На 1 сентября 2010г. списочный состав воспитанников был 34 человека. В отношении всех детей определен социальный статус: Из 34 воспитанников : - 6 чел. – сироты; - 28 чел. – оставшиеся без попечения родителей; - 28 чел. – инвалиды детства Для осуществления дифференцированного подхода к коррекционно- воспитательной работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья, в детском доме созданы следующие группы:
Образовательная деятельность учреждения строится в соответствии с Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, и в полной мере направлена на всестороннее развитие и коррекцию недостатков детей данной категории. Директором детского дома с декабря 1998 г. является Кольцова Людмила Васильевна. Целью деятельности Учреждения является создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и раскрытия их потенциальных возможностей с помощью развития механизмов компенсации у каждого воспитанника на основе специальных педагогических подходов. Предметом деятельности Учреждения является: - содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; - реализация основных образовательных программ дошкольного образования, коррекционно-развивающих программ в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья. Основные задачи Учреждения: - создание воспитанникам благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; - обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; - освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; - обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование потребности в здоровом образе жизни; - охрана прав и интересов воспитанников; - коррекция отклонений в развитии воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, путем реализации комплексной системы мероприятий, направленных на укрепление их физического и нервно-психического развития; - формирование духовно – нравственной личности; - создание здоровьесберегающей среды; - создание коррекционно-развивающей среды. Кадровый потенциал Детский дом укомплектован сотрудниками согласно штатному расписанию. Педагогический коллектив состоит из 18 человек, среди них: Директор детского дома – 1, Заместитель директора по воспитательной работе – 1, Социальный педагог - 1, Учителя – дефектологи – 4, Музыкальный руководитель – 1, Воспитатели - 10. Важными ресурсами эффективного развития образовательного учреждения является квалификация педагогов и возможности для их профессионального роста. За годы работы в учреждении сформирован коллектив опытных педагогов. Педагогический коллектив стабилен. Основу составляют педагоги в возрасте 35-45 лет. Особенностью кадровой политики образовательного учреждения является стремление привлечь к работе выпускников высших учебных заведений. С каждым годом увеличивается доля педагогов с высшей и первой квалификационными категориями: с 32% - 2008г. до 56% - 2011г. Доля педагогов, не имеющих категории, сокращается с 26% - 2008г. до 11% - 2011г. Из общего числа педагогических работников 56% имеют высшее образование, высшее дефектологическое – 22% 33% педагога имеют высшую квалификационную категорию, 33% - первую квалификационную категорию, 23% - вторую квалификационную категорию. Кадровый состав учреждения соответствует потребностям детского дома. Резервы в работе с кадрами: создание условий для повышения образовательного уровня педагогов; совершенствование работы по повышению квалификации через длительную курсовую подготовку; обновление форм и содержание методической работы, с целью её индивидуализации, т.е. направленность на удовлетворение профессиональных потребностей педагогов; активизация процесса аттестации; обобщение опыта педагогов, имеющих высокие результаты работы. Педагоги детского дома принимают активное участие в мероприятиях городского, областного, регионального уровня (семинары, выставки, конкурсы): За успехи в педагогической деятельности на разных уровнях (федеральном, региональном, областном) награждены: - Медаль «За трудовое отличие» - 1 чел., - Наградой «Почетный работник общего образования» - 1чел., - Значком «Отличник Просвещения» - 1 чел - Почетной грамотой Министерства образования РФ -4 чел., - Почетной грамотой Министерства образования Омской области – 5 чел. - Благодарность Министерства образования Омской области – 1 чел., - Почетными грамотами и благодарственными письмами учреждения – 12 чел. Педагогический коллектив имеет творческий потенциал, сохраняет и преумножает профессиональные традиции учреждения. Особенности образовательного процесса Работа администрации детского дома направлена на создание условий проживания детей, приближенных к домашним, благоприятного психологического климата и стабильного коллектива работников. Это помогает эффективно формировать среду продуктивного общения взрослых и детей, с целью овладения детьми основными моделями коммуникативного поведения, сохранения здоровья воспитанников и их адаптации. Воспитатели в своей работе используют принцип личностно- ориентированного подхода и коррекционно – развивающего обучения, операются на потенциальные возможности детей. Большое внимание уделяют развитию кругозора, привитию культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания, трудовым поручениям, дежурства, самостоятельной деятельности. Учитывая специфические особенности воспитанников детского дома, основными образовательными программи учреждения являются: - «Программа воспитание и обучение дошкольного с интеллектуальной недостаточностью» Авт. Л.Б.Боряевой, О.П.Гаврилушкиной ; - «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение»» Авт. Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Эти программы направлены на реализацию приоритетного направления учреждения – создание условий для социальной адаптации детей с проблемами в развитии и раскрытия их потенциальных возможностей с помощью развития механизмов компенсации у каждого воспитанника. Для успешной реализации образовательных программ педагоги детского дома целенаправленно используют парциальные программы такие как: - Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ» Авт.О.Л.Князева; - Программа «Остров здоровья» Авт. Е.Ю.Александрова; - Программа «Развитие социальной уверенности у дошкольников» Авт. Н.Н.Кондратьева. - Программа «Безопасность» Авт. Н.Е.Авдеева, О.Л.Князева Образовательные программы скоординированы таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Кроме этого, в работе учреждения задействована авторская программа творческой группы по внедрению педагогической технологии М.Монтессори «Программа коррекционно – педагогической работы по развитию социально - адаптивных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома». Введение этой программы в организацию учебно - воспитательного процесса, позволило значительно улучшить качество подготовки детей к школьному обучению. Выпускники детского дома успешно обучаются в коррекционных школах – интернатах. Коррекционно - разщвивающую деятельность в детском доме осуществляют 4 учителя – дефектолога, педагог – психолог и социальный педагог. Работа специалистов направлена: на формирование способов усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников детского дома вторичных отклонений в развитии их познавательной сфере, поведения и личности в целом. Система коррекционно – развивающей деятельности предусматривает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия всех специалистов, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно - речевой среде. Учителя - дефектологи детского дома используют информационные техноло-гии в организации коррекционно – педагогического процесса - цикл специализи-рованных компьютерных программ КАРТИНА МИРА: программа первая «Лента времени», программа вторая «В городском дворе»; развивающие игры «В гостях у Алика». «Игры у Тигры». «Уроки тетушки Совы», «Баба Яга учится читать» и др. Понимая сложность процесса социализации детей, в 2010г. в детском доме для повышения качества образования воспитанников была организованна работа творческой группы по формированию навыков социальной адаптации, ознакомлению с окружающей действительностью с использованием компьютерных коррекционно-развивающих технологий. В состав творческой группы вошли: заместитель директора по воспитательной работе Алексеева Н.Н.; учителя – дефектологи: Волкова Т.Ю., Грюнер А.В., Ефименко Н.В., Концесветная О.С. Творческая группа разработала проект мультимедийного развивающего комплекса «Цветок знаний». Данный мультимедийный комплекс был реализован сотрудниками и студентами кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета под руководством доцента кафедры, к.т.н. Батеникиной О.В. Совместное сотрудничество продолжается в рамках работы над всем проектом творческой группы детского дома. На наш взгляд, применение компьютерных технологий в сочетании с традиционными педагогическими технологиями в ходе ознакомления с окружающим миром, будет способствовать накоплению больших объемов пополняемой и структурированной информации (баз данных ); качественному индивидуальному обучению; росту мотивации; созданию эффекта аудиови-зуального присутствия; моделированию ситуаций, недоступных для наблюдения ребенком. В концепции модернизации Российского образования говорится о том, что важно создать условия для повышения качества образования. Одним из основных – выдвигаются условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей. Первостепенной задачей в детском доме на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для успешного решения этих задач мы использовали различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (воздушные ванны и дыхательная гимнастика после дневного сна, полоскание горла после приёма пищи, точечный массаж, игровой массаж, витаминотерапия и др.) и движение (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Во многих группах обновлено физкультурное пособие. Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные корригирующие упражнения, с использованием массажных ковриков, дорожек здоровья. С группой детей с ограниченными физическими возможностями проводятся индивидуальные занятия ЛФК и массаж. Организация работы в этом направлении в детском доме самым тесным образом связана с психолого – педагогическими и медицинскими аспектами коррекционно-воспитательной работы с детьми. С этой целью педагогами нашего образовательного учреждения в течение учебного года продолжался подбор и реализация здоровьесберегающих технологий, а также реализация санитарно - гигиенических требований в образовательном процессе. Работа строилась на основе анализа состояния здоровья и физического развития детей на начало учебного года, который был подробно изложен в справке врача Никульской О.П. Это позволило спрогнозировать перспективу индивидуального развития каждого ребенка. Социальная защита воспитанников Пристальное внимание в детском доме уделяется защите личных, имущественных и жилищных прав воспитанников. Социальную защиту детей: взыскание алиментов с родителей; закрепление жилья; отслеживание денежных поступлений на лицевые счета воспитанников; назначение пенсий по потере кормильца; работа по выполнению индивидуальных программ реабилитациии; возвращение детей биологическим родителям, устройство на опеку, в приемную семью; оформление инвалидности - осуществляет социальный педагог детского дома. За период 2010 – 2011 учебный год наблюдается положительная динамика по защите прав воспитанников: - оформлено гражданство РФ на 34 человека (100%); - открыты лицевые счета (пенсии, алименты) на 34 чел (100%); - раз в квартал проводится сверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников по алиментам, пенсиям; - поставлены на очередь в качестве нуждающихся, для получения жилья 23 воспитанника; - закреплено жилье за 9 воспитанниками; - оформлено жильё в собственность у 2 воспитанников. Медицинское обслуживание и состояние здоровья воспитанников Большое внимание в детском доме уделяется здоровью воспитанников. Все дети находятся под постоянным наблюдением медицинских работников (врач – педиетр и 4 медсестры). В медицинском блоке есть кабинет врача, медицинской сестры, процедурный кабинет, изолятор на 2 места. Оснащение медицинского блока соответствует санитарным требованиям, имеется необходимое оборудование для оказания медицинской помощи. Деятельность медицинского кабинета предполагает организацию первичной профилактики соматической патологии, общее оздоровление воспитанников, раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременной корекциии. Осуществление наблюдения за состоянием здоровья воспитанников проводится через диспансеризацию воспитанников и предполагает: - углублённый осмотр детей врачами – специалистами; - консультативные приёмы врачами – специалистами по вновь выявленной патологии; - дополнительную диагностику на базе стационаров ОДКБ, ГДКБ №3, ОКБ. Два раза в год (весна, осень) воспитанники детского дома проходят углублённый медицинский осмотр специалистами ДГБ №7. В итоге работы по данному направлению проведена комплексная оценка состояния здоровья, выявлен уровень гармоничности физического развития, определено наличие или отсутствие хронических заболеваний, пределены группы здоровья, взяты на «Д» учет все воспитанники с вновь выявленными заболеваниями. На каждого воспитанника составлен план лечебно - оздоровительных мероприятий на весь год. Дети инвалиды имеют индивидуальные программы реабилитации. Воспитанники детского дома осматриваются специалистами: наврологом, детским хирургом, эндокринологом, окулистом, лор – врачом, психиатром, педиатром, стоматологом, ортопедом. Все воспитанники находятся под наблюдение врача – спихиатра, получают курсами лечение: два раза в год ноотропы, сосудистые препараты, корректоры поведения по показаниям. Основные нарушения здоровья детей
Общее состояние здоровья детей по группам здоровья
Особое значение в медицинском сопровождении воспитанников отводилось повышению роли взаимодействия педагогов и медицинских работников в формировании здоровья детей. Воспитатели регулярно два раза в неделю проводили физкультурные занятия, ежедневно утреннюю гимнастику, физминутки, гимнастику для глаз, динамические паузы, пальчиковую гимнастику и т.д. Решение актуальных проблем соматического и нервно-психического здоровья детей подтверждается показателями медицинского мониторинга: - воспитанники детского дома имеют в основном IV группу здоровья, 28 человек являются инвалидами детства; - ОРВИ протекали в легкой и среднетяжелой форме, случаев гриппа среди воспитанников не зарегистрировано; - не выявлено случаев паразитических и инфекционных заболеваний; - проведены все профилактические прививки, план прививок за отчетный период выполнен; - процент заболеваний опорно-двигательного аппарата увеличился за счет диагноза плоско – вальгустные стопы. - весь учебный год воспитанники получали необходимые лечебно- оздоровительные процедуры (ЛФК, массаж, курсовое лечение у врача психиатра, госпитализация, оперативное лечение по показаниям, лечебные и профилактические процедуры) по назначению педиатра и врачей специалистов. Вместе с тем, отмечается следующие негативные показатели: - сохраняется количество заболеваний ЦНС, глаз, опорно - двигательного аппарата; - увеличилось число патологий мочевыводительной системы. Возможными причинами данного факта являются: - поступление в детский дом детей уже с отягощенным анамнезом; - изменение диагнозов воспитанников в ходе углубленных профилактических осмотров, дополнительных консультаций и обследований. Организация питания В детском доме питание сбалансировано и построено на основе 10- дневного меню, с учетом потребностей организма в белках, жирах, углеводах. В рационе каждый день – овощи, фрукты, соки. Организацией питания занимается диетсестра. Контроль питания осуществляет врач - педиатр и администрация детского дома. В детском доме полноценное 5-ти разовое питание, проводится витаминизация блюд.
Материально-техническая база КОУ «Детский дом №3» позволяет в полной мере и на высоком уровне решать вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а также проводить работу по коррекции недостатков развития. Педагогами групп проводилась целенаправленная работа по обновлению и оснащению предметно - развивающей среды с учетом принципов её построения. Большое внимание уделялось игровой зоне. В течение учебного года игровые зоны были пополнены разнообразным дидактическим материалом. В старших группах оборудованы мини – лаборатории для экспериментальной деятельности детей. Кабинеты учителей - дефектологов пополнились развивающими и обучающими компьютерными играми, программами. Важным условием сенсорного и психомоторного развития детей с нарушением интеллекта являлась специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия. Для организации и проведения коррекционных занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов в детском доме оборудована сенсорная комната. Основными требованиями к предметно-развивающей среде являлись оптимальная насыщенность многофункциональность, целостность, возможность трансформирования. Кабинет по развитию психомоторики и сенсорных процессов включал в себя релаксационную, обучающую и динамическую зоны. Данные зоны были представлены разнообразным дидактическим материалом, пособиями и оборудованием: сухим бассейном, напольной сенсорной тропой, центром песочной игротерапии, зеркальной зоной с пузырьковой колонной, зеркальным шаром, фонтан- растение, световым шнуром, сухим душем, аромонабором и ультразвуковым распылителем эфирных масел, музыкальным центром + набором аудиокассет. Для формирования навыков социальной адаптации воспитанников детского дома используется педагогическая технология и дидактический материал Марии Монтессори. Решения этой задачи осуществляется по разработанной авторской программе учреждения «Формирование навыков социальной адаптации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома». Программа состоит из пяти разделов: «Азбука общения», «Упражнения в практической жизнедеятельности», «Формирование элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте». Занятия проходят в специально оборудованном классе – Монтессори. Для укрепления физического здоровья, снижения заболеваемости снятия статического напряжения мышц, развития мелкой и крупной моторики рук и ног в детском доме завершается строительство бассейна. Ввод действия бассейна планируется с сентября 2012г. Библиотечный фонд в течение учебного года дважды пополнялся методической и детской художественной литературой. Кроме основных помещений в детском доме в течение учебного года пополнялись и обновлялись пособиями музыкальный и спортивный залы. Участие в конкурсах в 2010-2011 учебном году Педагоги учреждения приняли участие: - в VII Областном педагогическом марафоне; - в областном конкурсе программ и методических разработок, направленном на работу с детьми «особой заботы»; - в региональном заочном конкурсе «Открытое занятие» (дипломы победителей I, II степени) - в Областной научно-практической конференции; - в V Областных педагогических чтениях, посвященных Году ребенка «Ребенок в воспитательном пространстве» (сертификат); Хозяйственные и ремонтные работы В 2010-2011 учебном году в учреждении был проведен капитальный ремонт пищеблока; установлены дверные блоки и оконные блоки из ПВХ; произведено строительство лестничной клетки для эваковыхода со второго этажа; текущий ремонт центрального коридора на первом этаже. А также был проведен косметический ремонт всех групп, тамбура левого крыльца. Выполнен частичный ремонт кровли, козырьков, покраска цоколя. Данные работы были проведены за счет средств областного бюджета. Шефская помощь Огромную помощь в социализации воспитанников учреждения оказывают организации, осуществляющие шефскую помощь. Это ООО «Омсктехуглерод», СК «Сибирский дом», Омская таможня, ЗАО НПО «ОмЭнергоПром», МП г.Омска «Гортехэксплуатация», ООО «АВК – Капитал», ОАО «ЦКБ «Автоматика»», ООО «ЭЦ «Желдорэксперт»», Нотариальная палата Омской области, ИП Дружинин, ООО «Русском». |