Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
| Утверждена приказом директора № ________________ от ______________________ 20____г. __________________ Е.Л. Петрова
|
| | Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «ИЗО»
для обучающихся в 8 классе
составитель
Харченко А. А.
Учитель ИЗО первой квалификационной категории
2013-2014 год.
Пояснительная записка. Данная рабочая программа в 8 классе соответствует образовательной области «Искусство» и составлена на основе образовательного минимума содержания начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы «Изобразительное искусство», авторской программы Кузина В. С. «Изобразительное искусство»./Программы общеобразовательных учрежд. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2010, учебным планом МОУ «Гимназия №1» г. Углича.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на первое полугодие составлена на основе авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 8кл. Программа для общеобразовательных учреждений» В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина – М.Дрофа, 2007», соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года в сжатом варианте на 17 часов.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на второе полугодие составлена с учётом модуля с элементами краеведческой направленности по изобразительному искусству для VIII класса (17 часов) на основе примерной программы «Изобразительное искусство» с учётом методического письма «О преподавании «Изобразительного искусства» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году» При составлении данной программы мною были рассмотрены следующие нормативные документы:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г, № 1312.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.
Примерная программа «Изобразительное искусство», созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Учебный план гимназии №1 города Углича.
Утвержденный Приказом Министерства образования РФ № 1067 от 19.12.2012г. федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Авторская программа В. С. Кузина «Изобразительное искусство» 5-9 класс, Программа для общеобразовательных учреждений, рекомендована Министерством образования и науки РФ (В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др.), М., Дрофа, 2007.
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционных технологий обучения. Основной формой проведения занятий является урок (урок – экскурсия, урок – практикум, урок – лекция, урок - беседа и др.). Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Рабочая программа ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству, формированию духовной культуры личности.
Учебно-методический комплект:
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996
Сокольникова Н.М.Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 1996
Для реализации данной программы организовано следующее методическое оснащение кабинета:
- Гипсовые формы рельефов,
- Драпировки различных цветов
- Драпировки, предметы быта (кринки, бидоны, блюда, самовары, подносы, предметы декоративно-прикладного искусства и др.)
- Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок,
- Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Слайды с изображением космических кораблей, афиш, архитектурных ансамблей, фирменных знаков предприятий
- Музыкальный ряд произведений отечественных композиторов
- Современные журналы с моделями причесок, новогодних костюмов, садово-парковых ландшафтов.
- Репродукции картин художников В. Сурикова, Н. Ге, И. Крамского, И. Репина, В. Перова, И. Левитана, И. Шишкина и др.
Учебно-тематический план
| Четв. 1
| Четв.2
| Четв.3
| год
| Беседы
| 1
| 1
| 2
| 4
| Рисование с натуры
| 2
| 3
| 4
| 9
| Рисование на темы
| 3
| 3
| 4
| 10
| Декор
| 1
| 2
| 2
| 5
| Дизайн
| 2
| 2
| 2
| 6
| Итого:
| 9
| 11
| 14
| 34
|
Календарно-тематический план
№
| Тема урока | Дата | беседы | Практические | Форма контроля | 1-е полугодие
| 1.
| Беседа «Прикладное искусство и дизайн» (специфика образно – символического языка в произведениях декоративно – прикладного искусства. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.)
| 1
| 1
|
| Фронт. беседа
| 2.
| Знакомство с шрифтовыми гарнитурами.
Плакат «Берегите природу !»
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 3.
| Рисование с натуры натюрморта из предметов быта с драпировкой.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 4.
| Рисование на тему «Праздник в школе» (аппликация)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 5.
| Рисование интерьера
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 6.
| Иллюстрирование литературного произведения «Барышня-крестьянка»
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 7.
| Самостоятельное составление композиции из предложенных предметов (формат и композиция)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 8.
| Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 9.
| Беседа «Различные течения и направления изобразительного искусства XX в.» (реализм, модерн, авангард, сюрреализм, проявления постмодернизма)
| 1
| 1
|
| Фронт. беседа
| 10.
| Рисование по памяти «Портрет друга» (Творчество С.Т.Коненкова)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 11.
| Рисование на тему «Волшебный мир театра» (Художники театра В.В.Рындин, Ф.Федоровский)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 12.
| Декоративное панно в стиле традиционных народных промыслов .Хохлома.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 13.
| Зарисовки архитектурных деталей ( традиции новаторство в искусстве)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 14.
| Рисование на тему «Фантастический город»
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 15.
| Разработка эскиза современных машин и предметов быта
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 16.
| Иллюстрирование литературного произведения «Бородино» (художники книг Г.Доре, Т.А.Маврина)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 17.
| Рисование по памяти зверей, птиц
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| Всего: 17
|
|
|
|
|
| 2-е полугодие
|
|
|
|
| 18.
| Синтез искусств. Значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества (беседа).
(Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изо в синтетических видах творчества.)
| 1
| 1
|
| Фронт.беседа
| 19.
| Анализ оформления газетной продукции Ярославля и Углича. Создание шрифтового заголовка для газеты. (Дизайн.)
(Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения.)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 20.
| Формы полиграфической продукции: книги, журналы, газеты, открытки. Знакомство с творчеством Е.М.Бем.
Рисование на тему: «День Защитника Отечества» открытка.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 21.
| Афиша к спектаклям театра им. Ф.Г.Волкова. Разработка эскиза афиши к школьному спектаклю на тему «Красная шапочка»
(Совместные действия сценариста, режиссёра, художника, актёров в создании художественного образа спектакля. Общие законы в восприятии композиции картины и сцены).
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 22.
| Ярославский экслибрис 18-20 вв.
Разработка экслибриса для школьной библиотеки. (Декор)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 23.
| Иллюстрации В.А.Фаворского к «Слову о полку Игореве». Творчество В.А.Фаворского.
Разработка эскиза иллюстрации в цвете.
(Искусство книги. Стилевое единство их изображения и текста)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 24.
| Множественность, массовость, общедоступность полиграфического изображения. Беседа.
Рисование с натуры предметов быта нашего края.
(Типы изображения в полиграфии: графическое, живописное, фотографическое, компьютерное)
| 1
| 1
|
| Сам. работа
|
| Синтез искусств в архитектуре
|
|
|
|
| 25.
| Синтез искусств в архитектуре Ярославля и Углича. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры.
Рисование по памяти церкви царевича Дмитрия «на крови»
(Виды архитектуры: культовая, светская, ландшафтная, градостроительство)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 26.
| Выразительные средства древнерусской архитектуры Ярославля на примере Спасо – Преображенского монастыря; Углича на примере палаты удельных князей.
Эскизы отдельных элементов древнерусской архитектуры.
(Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 27.
| Виды архитектуры. Анализ храмовой архитектуры Ярославля на примере церкви Ильи Пророка, церкви Иоанна Предтечи.
Рисование с натуры церкви Иоанна Предтечи.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 28.
| Анализ гражданской архитектуры Ярославля на примере Митрополичьих палат, Гостиного двора, дома Зиминых г.Углич.
Рисование по памяти дома Зиминых
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 29.
| Ландшафтная архитектура Ярославля.
Дизайн - проект оформления школьного двора.
(Промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера в современной культуре)
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 30.
| Архитектурные стили. Классицизм в гражданских и храмовых постройках Ярославля. Знакомство с творчеством архитекторов Ярославля Панькова, Н.Спирина.
Рисование на тему «Мой дом»
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 31.
| Архитектурные стили. Модерн, постмодернизм в гражданских и храмовых постройках Ярославля. Знакомство с творчеством архитекторов Ярославля А.А.Никифорова, Г.В.Саренко.
Дизайн дома в стиле модерн.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 32.
| Декоративное оформление архитектуры Ярославля на примере церкви Иоанна Предтечи, церкви царевича Дмитрия «на крови».
Декоративное украшение колокольни. Проект.
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 33.
| Ярославские изразцы церкви Богоявления, Тихвинской Божьей матери.
Декоративная работа «Изразцы с растительным мотивом»
| 1
|
| 1
| Сам. работа
| 34.
| Современный дизайн интерьеров на примере оформления фойе театра им. Ф.Г.Волкова. Беседа.
Обобщающий урок по теме «Синтез искусств в архитектуре»
| 1
| 1
|
| Фронт. беседа
| Всего: 17
|
|
|
|
| Итого: 34
|
|
|
|
|
Модуль с элементами краеведческой направленности
по изобразительному искусству для VIII класса (17 часов)
на основе примерной программы «Изобразительное искусство»
№
| Тема раздела | Часы | Краеведческое
содержание
| 1.
| Синтез искусств
| 1
| Урок-беседа: «Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем».
| 2.
| Синтез искусств в архитектуре.
Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры.
Выразительные средства архитектуры (композиция, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов)
Виды архитектуры.
Стили в архитектуре.
Связь архитектуры и дизайна.
Композиция в дизайне.
| 10
| Для знакомства с теоретическим материалом по видами архитектуры можно использовать архитектурные сооружения Ярославля и области, планы микрорайонов и районных центров, ландшафтную архитектуру набережных рек Волги и Которосли, оформление улиц, парков, зон отдыха и др.
Для изучения архитектурных стилей и композиций, рекомендуем использовать Ярославские памятники архитектуры классицизма, модерна, новорусского и псевдорусского стиля, современные жилые постройки XIX-XX в., храмовую архитектуру XVI-XVIII в., отдельные элементы архитектуры (архитектурный орнамент в оформлении окон и карнизов, архитектурные решетки, ярославские изразцы и др.).
Необходимо знакомить школьников с творчеством русских архитекторов А.А. Никифорова, П.Я. Панькова, Н.И. Поздеева, Н.Д.
Раевского, Т.П.Садовского, Г. Саренко, Н.А. Спирина, В.А. Шульрихтера, Ф.О. Шех-теля, построивших в разное время и в различных стилях памятники архитектуры в городе Ярославле и области.
Можно раскрыть тему синтеза архитектуры и дизайна на примере оформления интерьеров и экстерьеров в местных церквях, монастырях; Ярославских усадьбах; Спасо-Преображен-ском архитектурном музее-заповеднике; бывшем Доме губернатора и др.
| 3.
| Изображение в полиграфии.
Множественность, массовость, общедоступность полиграфического изображения.
Формы полиграфической продукции: книги, журналы, афиши, плакаты, буклеты, открытки, экслибриса.
Типы изображения в полиграфии
| 6
| Изучение полиграфии, типографских шрифтов, печатных иллюстраций, газетных рисунков рекомендуем осуществлять с использованием местного печатной продукции.
Можно познакомить учащихся с коллекцией шрифтовых, гербовых и фамильных книжных знаков (экслибрисов) XVII в., оставленных местными купцами и посадскими людьми;
с богатейшими местными коллекциями экслибрисов XVIII-XIX в. Е. Минаева и В.В.
Ашика; с современными экслибрисами XX в. С. Глушко, С.Г.Ивенского, Д. Реутова и др.
Рекомендуем использовать для анализа иллюстрации В.А.Фаворского к «Слову о полку Игореве» – памятнику культуры XII в., обнаруженному А.И. Мусиным-Пушкиным в Ярославской Преображенской церкви.
Можно познакомить школьников с оформлением древних книг, редких текстов, с уникальными иллюстрациями и детскими книгами XIX-XXI вв. Е. Поленовой, М.В. Несте-рова, И. Билибина, С.В. Чехонина, В. Шлюн-дина, В. Курова, О.П. Отрошко, И. Сакурова и др.; с почтовыми открытками и иллюстрациями ярославской художницы Е.М. Бём, выполненными к детским книгам ярославского поэта Н.А. Некрасова; с оформлением первого русского провинциального журнала «Уединенный пошехонец», местной газеты «Ярославские губернские ведомости».
Для изучения полиграфической продукции рекомендуем использовать афиши к
спектаклям первого русского национального театра им. Ф.Г.Волкова.
| Всего:
| 17
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников VIII классов:
Знать/понимать:
Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств.
Шедевры художественной культуры России и мира.
Особенности образного языка конструктивных видов искусства
Основные этапы развития и истории архитектуры, дизайна
Уметь:
Анализировать произведения архитектуры и дизайна.
Конструировать объемно-пространственные композиции, макеты, создавать тематические, шрифтовые, декоративные и орнаментальные композиции.
Работать с натуры, по памяти и воображению.
Использовать знания и умения в практической деятельности:
Выразительный язык при восприятии архитектурного ансамбля, высказывании суждений.
Художественно-эстетическая оценка явлений окружающего мира.
Применять на практике любые художественные материалы.
Панова Е.А. Изобразительное искусство в условиях модернизации образования [Текст] : краткое пособие для учителей ИЗО / Е.А. Панова. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2007
Литература для учителя:
Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1993.
Сереева Г.П. и др. «Искусство 8-9 класс» М. Просвещение 2011г.
Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. М.,1984.
Андриенко Т.В. «Изобразительное искусство 8 класс. Поурочные планы по программе В.С.Кузина» Волгоград
Панова Е.А. «Изобразительное искусство в условиях модернизации образования» Ярославль 2007г.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе. М., 1990.
Жегалова С.К. Русская народная живопись. М., 1984.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.,1980.
Костерин Н.П. Учебное рисование.М.,1984.
Кириков В.М. «Углич» (памятники городов России). Ленинград. Художник .1984г.
Соловьёв И «Поманило светлое облако…» Каталог произведений живописи угличского художника Ивана Ивановича Соловьёва. Углич 2005г.
«Под благодатным Покровом» каталог произведений живописи угличского художника С.Симакова. Углич.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. М., 1988.
Художественная галерея. Журналы. 2004.
Энциклопедический словарь юного художника. М.,1983
Сапронов П.А. «Русская культура 9-20 веков» С.Петербург, Паритет, 2005г.
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. «Культура русского народа» С.Петербург, Паритет, 2005г.
Литература для учащихся:
Энциклопедический словарь юного художника. М.,1983
Шитов Л.А. Живопись. Уроки изобразительного искусства. М., 1995.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 2005.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2004.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2005.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2005.
Журнал «Простые уроки рисования»
Журнал «Юный художник»
Линскотт К. «Акварель. Первые шаги», М.Астрель.АСТ, 2004г.
Художественная галерея. Ренуар. Москва. 2004г
Художественная галерея. Рембрант. Москва. 2004г
Художественная галерея. Милле. Москва. 2004г
Художественная галерея. Да Винчи. Москва. 2004г
Художественная галерея. Караваджо. Москва. 2004г
Художественная галерея. Микеланджело. Москва. 2004г
Художественная галерея. Гойя. Москва. 2004г
Художественная галерея. Дали. Москва. 2004г
Художественная галерея. Моне. Москва. 2004г
Художественная галерея. Ренуар. Москва. 2004г
Художественная галерея. Дега. Москва. 2004г
Художественная галерея. Гоген. Москва. 2004г
Художественная галерея. Ван Гог. Москва. 2004г
Художественная галерея. Рафаэль. Москва. 2004г
Муравьёв А.В. Сахаров А.М. «Очерки истории русской культуры», М.Просвещение , 1984г.
«Юный художник» журнал по изобразительному искусству для детей и юношества, 2011г
Клиентов А. «Народные промыслы», М.Белый город, 2003г.
Новгородова А. «100 русских художников», М.Белый город, 2003г
Ермильченко Н «Автопортрет. Русские и зарубежные мастера», М.Белый город, 2005г
«Углич. Дыхание веков» ООО изд.Планета, 2007г.
«Сокровища древнего Углича» (декоративно – прикладное искусство музейного собрания) тип.Новости, 2009г.
|