Скачать 41.98 Kb.
|
Методическая разработка урока. Тема: «Общество древнего Египта». (2 часа). Урок 1. Цель: познакомить учащихся со структурой египетского общества; рассмотреть права и обязанности каждой категории; сформировать представление о труде; подвести учащихся к пониманию того, что египетское государство действовало прежде всего в интересах государственных служащих; развивать умения работы с текстом, умения анализа и систематизации материала, умения работать с документами. Основные понятия: фараон, вельможа, крестьяне, ремесленники, иерархия. Тип урока: комбинированный. Оборудование урока: учебно-методический комплекс Е.В.Саплиной, А.И. Саплина; карта «Древний Египет»; иллюстративный материал; документ «Слава писцу». План:
Ход урока: Опрос домашнего задания – задания № 1 – работа с картой: 1.Рассказать о географическом положении и климатических условиях Древнего Египта? 2.Какую роль в жизни египтян играл Нил? Задание №2 – заполните таблицу ( 1 человек на доске). Природные условия Древнего Египта
Задание №3 – работа со схемой – объединение страны под властью одного государства. 40 государств – северный и южный Египет – белая корона и красная – 3000 г. до н.э. – фараон – Мемфис. Учитель отмечает, что слова « страна» и «государство», следует различать. «Страна Египет» - это долина и дельта Нила, сама река, горы. «Государство Египет» - это власть, располагающая войсками, стражниками, чиновниками и др. Изучение нового материала. 1.Структура египетского общества. Особенность – строгая иерархичность. Иерархия – последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от высших к низшим, в порядке их подчинения. (работа в тетрадях и на доске) Фараон ( правитель, обладающий верховной военной , судебной и жреческой властью). Высший слой знати (жрецы, родовая и военная аристократия). Аппарат чиновников ( охватывал всю страну). Особые категории населения (купцы, воины, земледельцы, ремесленники). В данную структуру общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества и не имели никаких прав. 2. Фараон, чиновники. Рассказ учителя. Жизнь фараона была строго регламентирована. Утром он читал донесения и отчеты. После умывания облачался в царское одеяние, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца, назидательные истории. Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями. Многие фараоны наверняка относились к своим обязанностям очень серьезно. Они ежедневно получали срочные донесения и были в курсе всех событий. Фараоны диктовали ответы, а при надобности созывали своих советников. ( Мотье П.- Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.) Раздел « чиновники» изучается учащимися самостоятельно. Вопрос для обсуждения: Какие обязанности выполняли чиновники в древнем Египте? Рассмотрение иллюстраций учебника. Закрепление:
Домашнее задание: опережающее чтение параграфа . Урок 2. На этом уроке будет продолжено знакомство с египетским обществом. Оно поможет нам ответить на вопрос: какую роль в египетском обществе играли писцы, воины, жрецы, земледельцы и ремесленники. Краткий рассказ учителя. Фараон был всесильным владыкой. Ему подчинялись вельможи – знатные люди, царские советники и военноначальники. На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Они записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы. Большое хорошо обученное войско обеспечивало могущество фараона. Но большинство египетского народа составляли земледельцы и ремесленники. Запись в тетрадь: Земледельцы – люди, занимавшиеся возделыванием земли. Ремесленники – люди, владевшие ремеслом. Поскольку материал параграфа был заранее прочитан дома, организуется викторина «На службе у фараона». Вопросы викторины:
Подведение итогов. Учащимся предлагается заполнить таблицу. (работа в тетради)
Особенность земледельческого хозяйства – ирригация – система орошения полей с помощью искусственных каналов ,дамб, водохранилищ, и др. В качестве закрепления и домашнего задания используется таблица.
Литература:
|