Скачать 1.93 Mb.
|
Утверждено на заседании педагогического совета МАОУ гимназии № 32 от __23.04._2013 г., протокол № __9__ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ МАОУ ГИМНАЗИИ № 32 на 2013-2014 г. Калининград, 2013 Содержание
Учебные планы муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда гимназии № 32 являются нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяющим учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Учебные планы гимназии соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивают исполнение федеральных государственных образовательных стандартов. Учебные планы гимназии разработаны на основе следующих нормативных документов:
Системно-деятельностный подход – концептуальная основа Основной образовательной программы МАОУ НОО гимназии № 32. Образовательная программа начального общего образования гимназии реализует ФГОС НОО через ряд деятельностно - ориентированных принципов: 1) Принцип обучения деятельности. 2) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Образовательные технологии обеспечивают достижение требований стандартов, обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства: • технология уровневой дифференциации обучения, • технология создания учебных ситуаций, • технологии, основанные на реализации исследовательской деятельности, • информационных и коммуникационных технологий обучения, • технологии когнитивного обучения; • проблемно-диалогическая технология; • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); • технология оценивания учебных успехов; • проектная технология. Реализация образовательных программ по предметам, рабочих программ учителей основана на совокупности нескольких технологий. Эффективное использование данных технологий позволяет педагогам в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Для достижения поставленных целей образовательная программа гимназии формирует пакет рабочих программ на основе образовательной программы начального общего образования, ФГОС НОО, реализация которых призвана обеспечить: • знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков читательской деятельности, культуры устной и письменной речи; овладение общением на иностранном (английском), знание литературы и искусства русского народа. Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция. • основу для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью. Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин; • интеграцию знаний о природе, общества и человека, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека • формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны. Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна. • осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений и навыков, необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться. Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда. • формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью. Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство. • ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности. Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма. Индивидуализация образования на ступени начальных классов гимназии – это обучение по индивидуальным образовательным программам, реализация индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, система индивидуальной работы ученика по предмету за пределами государственного образовательного стандарта, реализация индивидуального образовательного запроса. Индивидуальный образовательный маршрут отражает личностно-значимые цели обучения, содержание учебного материала, формы и сроки его изучения, а также критерии результативности. Индивидуальный образовательный маршрут может быть разработан на учебную тему, четверть, полугодие, учебный год. Предусматривается сочетание индивидуальной самостоятельной работы ученика с консультациями учителя. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов регламентируется локальным актом гимназии. Учащиеся заполняют листы самопроектирования индивидуальной образовательной траектории совместно с родителями. Это формирует заказ гимназии на образовательные услуги, привлекает родителей к участию в управлении образовательным процессом, создает предпосылки для самообразовательной и самооценочной деятельности. Данная методика позволяет привлечь к планированию и оценке процесса обучения все заинтересованные стороны – ученика, родителей, учителя. Листы самопроектирования учащиеся заполняют со второго класса, они входят в портфолио ученика. Образовательные программы в составе ООП НОО МАОУ гимназии № 32
Учебный план начальных классов построен на основе Базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации и сохраняет его структуру, образовательные области, учебные предметы, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования, не превышает обязательную и максимально допустимую нагрузку ученика. МАОУ гимназия №32 на ступени начального общего образования реализует общеобразовательные программы для начальной школы. Учебный план 1-4-х классов основан на ФГОС НОО. Используются УМК образовательной системы «Школа 2100» и УМК системно - деятельностного подхода «Школа 2000» («Математика» Л.Г. Петерсон). Преподается интегрированная программы духовно-нравственной направленности из регионального компонента «Истоки». Учебный план начальных классов направлен на развитие познавательных способностей учащихся, а также на формирование универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения на второй и третьей ступени. Индивидуально-групповые консультации предназначены для: - расширения программного содержания; -организации работы со способными и одаренными учащимися с целью развития их познавательных интересов, творческих способностей и становления исследовательской позиции учащегося; - предупреждение неуспешности учащихся, выравнивание их стартовых позиций; - оказание индивидуальной помощи учащимся с ослабленным здоровьем. Обязательная (инвариантная) часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Соотношение инвариантной и вариативной части учебного плана составляет 80% - 20%. Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения и внеурочная деятельность), обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Механизмы выявления образовательного заказа и формирования вариативной части учебного плана зафиксированы в локальных актах. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в отличных от учебных занятий формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, научные исследования, проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
Продолжительность урока (академический час) во 2 – 4-х классах - 45 минут. Обучение в 1- 2-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся. В 1-х классах отсутствуют домашние задания. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 и 3 уроков) – 20 минут. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели; II–IV класс – 34 учебные недели В первых классах назначаются дополнительные недельные каникулы в феврале. При проведении занятий по иностранному языку (2-4 кл.) осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек. При проведении интегрированных уроков возможно использование управленческой и организационной модели «2 в 1»- совместная работа двух педагогов одновременно (в рамках реализации ФГОС НОО).
В учебном плане гимназии приводится количество часов: годовое по всем предметам, примерное недельное по всем предметам (для реализации ФГОС на основе нелинейного динамического расписания уроков, которая позволяет чередовать учебную и внеурочную деятельность в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования). Учебный план гимназии состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана НОО гимназии определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Учебное время, отводимое на изучение учебных предметов обязательной части составляет 80% от максимального объёма учебной нагрузки обучающихся. Начальное общее образование ФГОС НОО гимназии
|