Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 440.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации12.05.2014
Размер440.1 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Право > Элективный курс
  1   2   3   4
Элективный курс

«Патриотическое воспитание

в условиях модернизации отечественного образования»

Автор: Гольдштейн Марина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «СОШ №1» г. Шумерля, Чувашия

Краткое описание

Элективный курс «Патриотическое воспитание в условиях модернизации отечественного образования» является мобильным по структуре и интерактивным по сути, т.к. предусматривает ежегодное обновление тематического планирования и тесное взаимодействие педагогического коллектива, обучающихся, родителей, государственных и муниципальных органов власти, общественности. Содержание элективного курса определяет ряд факторов: общественно-политические события в стране и в мире, календарь памятных дат (в т.ч. относящиеся к конкренному городу, школе), проблемы волнующие целевую аудиторию. Отличительная особенность данного курса: учитель является организатором образовательной деятельности обучающихся, которые примеряют на себя различные роли: лектора, исследователя, социолога, агитатора. Идея элективного курса состоит в том, чтобы воспитание патриотизма современных школьниках осуществлялось в процессе их деятельного участия в общественной жизни.

Пояснительная записка

Динамичное развитие современной России ориентирует школу на творческий поиск в совершенствовании методики и содержания учебно-воспитательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет следующие личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования: «Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям общественной жизни». [1] В соответствии с ФГОС (и по велению сердца) учитель обязан заниматься патриотическим воспитанием. Новизна элективного курса состоит в том, что он позволяет соединить теорию, изучаемую на уроках истории и обществознания, с общественной практикой и даёт возможность обучающимся освоить новые социальные роли: лектора, исследователя, социолога, агитатора. Цель данного элективного курса придать патриотическому воспитанию в школе современное понимание, т к. простая и ясная для старшего поколения фраза «воспитание любви к Родине» требует конкретизации: «Что значит, для юных граждан России в XXI веке быть патриотом? Какими методами в условиях формирующегося информационного общества воспитывать в детях любовь к Родине?». Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что прежде всего школа (а если честно, только школа), способна целенаправленно на основе гуманистических и демократических принципах заниматься формированием в подростках гражданских качеств. Почему не семья, а школа несёт за это ответственность? Родителям современных школьников довелось пережить крушение социалистической системы, развенчание коммунистической идеологии, многие изведали бедность и безысходность. Нынешняя действительность ориентирует взрослых, в первую очередь, на необходимость материального обеспечения семьи. Поэтому понятия «демократия», «рыночные реформы» в обыденном сознании у части населения имеют негативный оттенок. Людей, у которых отняли материальную стабильность и веру в идеалы, трудно обвинять в отсутствии научного подхода. Перспективность предлагаемого курса состоит в том, что, прежде всего школа способна дать знания о демократическом правовом государстве, которым и стремится стать современная Россия. Более того, в школе юный гражданин должен иметь возможность приобрести первый опыт и навыки демократичного поведения, как основу любви к Родине.

Патриотическому воспитанию в советской школе всегда уделялось достаточно большое внимание. Уроки Памяти, тематические классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, парады юнармейцев, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок» - вот неполный перечень мероприятий, в которые учителя и ученики вкладывали душу и сердце. Подобные формы работы и сегодня используются в школах. С образованием Российской Федерации произошли настолько глубокие изменения в сознании молодого поколения, что потребовались и новое содержание, и новые формы патриотического воспитания. Современная Россия окончательно встала на путь рыночных отношений в экономике и прин­ципов демократии в политической сфере. Рынок и демократия для общества - не самоцель. Они призваны обеспечить весь спектр прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Но одних только усилий государства в этом направлении недостаточно. Гражданское общество само должно активно действовать во всех сферах общественной жизни. Создание и эффективная деятельность институтов гражданского общества возможна лишь по инициативе самих граждан. Равнодушие и инертность общества губительны для демократии. Ведущая педагогическая идея элективного курса «Патриотическое воспитание в условиях модернизации отечественного образования»: создавать условия для формирования в юных гражданах Рос­сии активной гражданской позиции, основанной на высокой политической культуре, на осознанном отношении к проблемам общества и государства, на деятельном участии в общественной жизни.

Элективный курс направлен на реализацию следующих научных положений:

  • современная социокультурная ситуация требует от молодых людей умения актуализировать свою позицию в различных видах деятельности (Семыкина Е. Н., научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО);

  • в новых условиях в понятие «патриотизм» нужно вкладывать более глубокий смысл (Лихачёв Д. С., академик);

  • подростковый период – это активный поиск себя (Эриксон Э., психоаналитик).

Научно-методическая литература достаточно уделяет внимание вопросам гражданско-нравственного воспитания, отмечая, что школьник из объекта воспитания уже давно рассматривается как полноценный участник воспитательного процесса. Так научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО Е. Н. Семыкина отмечает: «В современной социокультурной ситуации заметно возрастает роль личности школьника как субъекта организации своей жизни. Это связано с тем, что от молодого человека требуются умения по актуализации своей позиции в различных видах деятельности в учёбе, социальной и нравственной жизни, осуществляемой самим школьником как субъектом культурно-исторического процесса, специфической характеристикой которого является сознательное и творческое преобразование объективного мира» [2, с. 21]. В тоже время большинство публикаций (вышеназванная не исключение) связывают понятия «гражданственность», «патриотизм» с сохранением памяти о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, а также с экологическими проблемами.

Современный и в тоже время философский взгляд на суть патриотизма можно наблюдать в работах академика Д. С. Лихачёва. В своих коротких эссе Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о том, что в новых условиях в понятие «патриотизм» нужно вкладывать более глубокий смысл: «Сейчас чувство патриотизма должно основываться совсем на другом. Оно должно основываться на иных представлениях о нравственном достоинстве нации. Военная победа сейчас покоится на хорошо работающих заводах и на решимости полководцев жертвовать чужими жизнями – не своей. Нравственное достоинство нации состоит, прежде всего, в умении общаться с другими нациями и народами» [3, с. 185]. Замечательно сведены воедино понятия «нравственное достоинство нации» и «патриотизм»! Вот ещё одна мысль академика, над которой хочется размышлять и развивать в действии: «Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели» [4, с. 209]. Позволю себе, «сверхличное» понимать двуедино: и как «нечто выше личного», и как «нечто, способствующее росту личностного самосознания». Академик Лихачёв замечает: «Главной жизненной задачей должна быть задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной» [5, с. 31].

Воспитательный процесс должен учитывать закономерности формирования и развития человека как личности. Подростковый период по классификации Э. Эриксона характеризуется следующими процессами: «Жизненное определение. Развитие будущей временной перспективы (планов на будущее). Самоопределение в вопросах: «Каким быть?» и «Кем быть?». Экспериментирование в разных социальных ролях и активный поиск себя» [10, с. 370]. Поэтому очень важно, чтобы рядом с подростком был мудрый педагог, который без назидания, подберёт нужные слова, предложит интересные формы работы, чтобы подросток захотел и смог реализовать свои лучшие качества.

Патриотизм находит своё отражение в этнопедагогике. Г. Н. Волков в своей книге «Чувашская этнопедагогика» отмечает: «В формировании морального облика молодёжи трудящиеся на первый план выдвигали воспитание патриотизма и гуманизма. Патриотизм, по их представлениям, - это любовь к родному языку, родным обычаям, родному народу и родной земле. Об этом многие тысячи сказок, песен, пословиц, об этом же самом - древнейшая из языческих религий, требующая благоговения и перед золотой пылинкой родины, и перед засохшей былинкой, однако более всего и прежде всего – перед памятью предков, выражающейся в родном слове» [6, с. 116].

В этническом многообразии России заложена сила российского народа, в единстве и взаимной поддержке наций – корни современного патриотизма. На это указывает просветитель чувашского народа Иван Яковлев в «Духовном завещании чувашскому народу»: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли…Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного» [7, с. 12]. «Любовь к родной Чувашии И. Я. Яковлев рассматривал в неразрывной связи с любовью к России» [6, с. 371].

Содержание элективного курса предполагает рассмотреть патриотизм в политическом аспекте, так как новые условия жизни народа неизбежно вносят дополнения в понимание привычных понятий. Процветание народа в XXI веке невозможно без укрепления демократических ценностей. При этом демократия легко может стать «пустым звуком» без активной гражданской позиции народа, грамотного осмысленного политического поведения, развитого (выше обыденного) политического сознания. Степень информированности, качество информации, умение её анализировать, высказываться по вопросам внутренней и внешней политики государства, оценивать деятельность общественно-политических объединений, общественных деятелей, политических лидеров – всё это непосредственно определяет политическое сознание. «Исключительную роль в формировании политического сознания на обыденном уровне играют средства массовой информации, и особенно телевидение. Можно сказать, что от телевидения зависит исход политических выборов. Поэтому не случайно политики стремятся использовать телеканалы. Но их могут использовать только те политики, которые имеют большие финансы. Вот почему сегодня политическое сознание на обыденном уровне не всегда адекватно отражает реалии жизни» [8, с. 403]. Тематическое планирование предусматривает формирование умения (даже навыка) «правильно смотреть телевизор», т.е. осознанно, на основе теоретических знаний, полученных на уроках истории и обществознания, давать свою оценку событий, избегать политической манипуляции со стороны недобросовестных СМИ.

Что полезного для своей будущей профессиональной деятельности могут извлечь обучающиеся из данного элективного курса? Как показывает практика, значительный процент выпускников выбирает обществознание в качестве профилирующего предмета для поступления в высшие учебные заведения. Но прежде всего, как учитель истории и обществознания, я вижу в учениках неравнодушных членов гражданского общества, будущих участников политической жизни, прежде всего, избирателей. Проблема абсентеизма в нашем обществе достаточно серьёзная, хотя в целом государство и само общество её не очень замечают. По сведениям Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики из 24459 избирателей, внесенных в списки для голосования на выборах депутатов Собрания депутатов города Шумерля пятого созыва 10 октября 2010 г. участвовало 5478 избирателей, что составляет 22,4 процента. [9] Это самый низкий показатель по Чувашской Республике! То есть подавляющее большинство избирателей (77,6%) не выразили своего мнения.

О невысокой политической активности шумерлинцев свидетельствует численность членов политических партий в г. Шумерля: КПРФ – 57 чел.; «Справедливая Россия» - 150 чел.; ЛДПР – 180 чел.; «Единая Россия» - 347 чел. [Информация предоставлена руководителями местных отделений политических партий г. Шумерля]. Политически дееспособным населением можно считать 24459 избирателей и из них только 3% (734 гражданина) чётко определили свою позицию по идеологическому вопросу, став членами политических партий. Развитию демократии не требуется, чтобы большинство граждан вступали в политические партии. Но в комплексе с низкой избирательной активностью эти 3% свидетельствуют об опасной тенденции – политического равнодушия, т.е. абсентеизма. Шумерлинские избиратели – это родители, бабушки и дедушки наших учеников. Из них 77 процентов показывают своим детям и внукам пример отстранённости от выборов, равнодушного или негативного отношения к главному инструменту демократии – активному избирательному праву.

Уже в школе наблюдается определённое отставание в формировании адекватного политического мировоззрения. Нередко учителя сталкиваются с проблемой неосведомленности учеников о собы­тиях, происходящих в стране и мире. В беседах с учениками выясняется, что большинство из них не обладает необходимым объёмом информации в различных сферах жизни нашего об­щества, либо компетенция носит лишь теоретический характер, без опоры на животрепещущие проблемы. Значит, есть насущная необходимость диалога учителя и ученика о текущих событиях. Такой диалог может состояться на политинформациях. Они способствуют решению целого ряда взаимосвязанных проблем: выход школьников из информационного вакуума; развитие желания быть постоянно в курсе событий; способность прослеживать причинно-следственные связи между событиями; формирование умения анализировать, делать выводы, определять своё отношение, от­стаивать собственное мнение.

В соответствии с требованиями современного подхода к воспитанию патриотизма и гражданственности необходимо вести работу по формированию информационного поля в области международного и внутрен­него политического положения, а также расширить общий кругозор учащихся. Работа такого характера способствует комплексному решению следующих задач: воспитывать в учениках культуру просмотра телевизионных программ; прививать потребность в регулярном чтении газет и журналов; развивать способность разбираться в общественно-политических событиях; формировать навыки публичных выступлений.

Информацию городского и регионального уровней школьники имеют возможность получать у различных организаций и учреждений г. Шумерля. И, как показала практика, справляются с этим не хуже профессиональных журналистов. Компетентность в теории изучаемой проблемы, умение формулировать вопросы, владение культурой делового общения позволяет юным политологам не только «добыть» нужные сведения, но и произвести благоприятное впечатление на взрослых. Надо отметить, что все должностные лица, к которым обращаются дети, относятся к исследовательской деятельности школьников со вниманием и уважением.

Несколько слов о политинформациях. Политинформации проводились ещё в советской школе. Содержание работы элективного курса исключает идеологическую пропаганду, которая недопустима в стенах образовательного учреждения. Мы предлагаем политическое просвещение, построенное на принципах демократии и толерантности. Политинформации должны показать пример политической культуры. На занятиях элективного курса проходят подготовку лекторы. Ученики являются не только слушателями, но и активными участниками самого процесса (сбор информации, её анализ, адаптирование информации для среднего звена, выступления). Его основа – сбор общественно-политической информации, который лекторы осуществляют самостоятельно. Аналитические статьи, репортажи, интервью внимательно прочитываются, выделяется главное, отбирается материал для выступления и стенда «Политокно» (информационного монитора). При необходимости материал для 8 – 9-х классов перерабатывается в более доступный вариант. Выступление лектора-ученика перед классом – это достаточно традиционная форма, но когда ей предшествует самостоятельная работа над текстом выступления, то свою задачу политического просвещения она выполняет. Как показал опыт, старшеклассники успешно и даже с удовольствием справляются и с более сложным вариантом: ученики поочерёдно готовят обзор внутренней и внешней политики, культурных событий по материалам телевизионных информационных программ. Новые формы политинформаций – тематическая и по модели «круглого стола». Цель тематической политинформации – глубокий анализ выбранной проблемы. Традиционно тематические политинформации посвящаются ежегодным Посланиям Президента России и Главы Чувашской Республики. Являясь по своей сути программными документами, послания не только анализируют достигнутое, но и определяют перспективы развития страны на ближайшие годы во всех сферах общественной жизни. Исходя из ориентиров, изложенных в посланиях руководителей России и Чувашии (кому доверять, как не им!), старшеклассники определяют вектор своего выбора будущей профессии. Представление школьников о состоянии экономики, о возможности её развития повышает мотивацию учебной деятельности. Материалы о содержании Посланий готовятся таким образом, чтобы ученики не только были в курсе направлений внутренней и внешней политики государства, но и определили свои возможности личного участия в реализации поставленных задач. Тематическая политинформация может быть посвящена не только современным проблемам, а также затрагивать события далёкого и не очень прошлого

Политинформация по модели «круглого стола» направлена на обсуждение участниками животрепещущих проблем. Как правило, ей предшествует не только сбор информации, видеоматериалов, но и анонимный опрос всех участников. Он позволяет выявить пробелы в информированности, возможно искаженное представление о заявленной теме. На основе опроса готовятся соответствующие материалы, если требуется, то и доказательная база. (Например, тематическая политинформация «Молодёжные общественные объединения». См. приложение).

Элективный курс способен стать стартовой площадкой для исследовательской деятельности. На сегодняшний день в активе деятельности элективного курса целый ряд научно-исследовательских работ, посвящённых сфере политики и права: «Российское законодательство о несовершеннолетних: теория и практика применения», «Как стать патриотом», «Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями (инвалидов-колясочников)», «Слово и дело народных избранников». Исследовательская деятельность «подсказала» новую форму воспитания правосознания и социальной ответственности. Такой формой стало внеклассное мероприятие «Моя законотворческая инициатива» на тему «Продуктам питания россиян – государственную гарантию безопасности» (См. приложение).

Как уже отмечалось, истоки патриотизма граждан России лежат в общем историческом прошлом народов России. Обращение к прошлому не должно ограничиваться событиями XX века. Оправдано включение в тематическое планирование элективного курса исторических материалов. Мероприятия на основе национально-регионального компонента обязательно должны быть эмоционально окрашены, здесь целесообразно обратиться к чувашской поэзии, активизировать творческий потенциал учащихся. Фактический материал должен быть чётким и лаконичным, тогда будет обеспечиваться наиболее эффективное его восприятие слушателями. Художественной «рамкой» фактов может стать поэзия и драматургия. Значение имеет не только выступление творческого коллектива. То, что называется «патриотическое воспитание», осуществляется уже в ходе репетиционного периода. Учитель помогает индивидуально каждому ребёнку осмыслить содержание стихотворения или роли, а затем соединить индивидуальности в общем творческом процессе. К подобным мероприятиям обязательно надо привлекать родителей (например, для оформления сцены, создания костюмов и реквизита), расширяя круг участников-единомышленников. Знаменательные даты в истории народа - хороший информационный повод для творческого мероприятия. Например, 460-летие вхождения Чувашии в состав России (См. приложение).

Изменения в обществе вносят существенные дополнения (или даже коррективы) в содержание понятия «патриотизм». Если С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова в «Толковом словаре русского языка» в средине XX века определяли «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [11, с. 510], то в свободной энциклопедии Википедии, популярной среди современных школьников, определение содержит уже следующее: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа» [12]. То есть возникает политический аспект. Можно утверждать, что патриотизм в современной Росси включает в себя гражданскую ответственность за укрепление демократических ценностей. Красивая патетическая фраза «любовь к Отечеству» для сегодняшних школьников абстрактна, далеко не все подростки готовы подчинить свои интересы общественным. В школе возможно и нужно формировать желание участвовать в решении социальных проблем, создать условия, чтобы юные граждане осознали себя субъектами политической жизни. Этому способствует использование новых форм патриотического воспитания: политическое просвещение, основанное на принципах гуманизма и толерантности; исследовательская деятельность, заменяющая воспроизводство, полученных знаний, на критическое их осмысление и самостоятельный поиск ответов на актуальные вопросы.

Тематическое планирование. Основные рекомендации.

Преподавание элективного курса «Патриотическое воспитание в условиях модернизации отечественного образования» целесообразно осуществлять в размере 68 часов, по два занятия в неделю (один час – теория, один час – практика). Тематика занятий должна соответствовать следующим разделам (направлениям):

  1. Политинформации по вопросам текущих событий в стране и в мире. обсуждение ежегодных посланиий Президента РФ и Президента ЧР. Теоретический час – сбор, анализ информации, подготовка лекторской группы. Практический час – выступление перед обучающимися 8 -11 классов.

  2. Тематические политинформации. Обсуждение ежегодных посланиий Президента РФ и Главы ЧР. Темы «подскажет» календарь памятных дат, в т.ч. юбилеи школы, города, выдающихся земляков. Теоретический час – сбор, анализ информации, подготовка лекторской группы. Практический час – выступление перед обучающимися 8 -11 классов или внеклассное мероприятие творческого характера. Возможно, подготовить адаптированный вариант политинформации и для младших школьников.

  3. Тематические политинформации по модели «круглого стола», где предусматривается обсуждение животрепещущих проблем, чрезвычайных событий. Теоретический час – сбор доказательной базы, анализ информации, опрос целевой аудитории, подготовка выступлений. Практический час – проведение «круглого стола».

  4. Научно-исследовательская деятельность. Теоретический час – обучение основам научного исследования. Практический час – индивидуальная работа с обучающимися, коллективный анализ защиты и презентации работ обучающихся.

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Сайт Федерального образовательного стандарта. http://standart.edu.ru/

  2. Семыкина Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания // Воспитание школьников. – 2011. - № 5. – С. 21-25.

  3. Лихачёв Д. С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  4. Лихачёв Д. С. Раздумья. – М.: Дет. лит., 1991.

  5. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Дет. лит., 1989.

  6. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. – Чебоксары. 2004.

  7. Яковлев И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. – Чебоксары. 2003.

  8. Обществознание : учеб. пособие / М. Н. Глазунов [и др.]; под ред. М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2009.

  9. Сайт Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики. https://gov.cap.ru

  10. Немов Р. С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование. 2007.

  11. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ. 1993.

  12. Свободная энциклопедия Википедия. http://ru.wikipedia.org

Приложение.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск