АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
ГОРОДА КОСТРОМЫ
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей русского языка
и литературы
Протокол № ___
от « » __________ 2011 г.,
Руководитель: Серова Н.В. /.............................../
| Согласовано
заместитель директора по УР
Кругловой Е.Н. /__________/
«____» «________ » 2011 г «_____» «__________ » 2010 г
| Утверждено:
Директор школы:
Бугрова Т.А. /_________ /
«_____» «_______ » 2011 г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык» Класс 8 (дистанционное обучение Смирновой Н.) 2011 – 2012 учебный год
ФИО учителя Серова Н.В.
КОСТРОМА,
2011 год
Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения, авторской программы авторской программы по русскому языку 5-9 классы / автор программы Бабайцева В.В. – Москва. – Дрофа, 2009.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;
- письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа скорректирована с учётом медицинских показаний ученицы и предназначена для дистанционного обучения.
Поскольку Наташа страдает нарушением опорно - двигательной системы и быстро утомляется, уроки планируются с небольшими перерывами, во время которых ученица может выполнить ряд физических упражнений, рекомендованных врачами. График учебных занятий составлен с учётом графика лечения, а также уменьшено время урока (согласно санитарно – гигиеническим требованиям). Наташа довольно хорошо владеет пользовательскими навыками работы с компьютером, поэтому занятия строятся на гибком сочетании самостоятельной познавательной деятельности с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V– IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: всредней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое иинтеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре примерной программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Именно поэтому количество часов, выделенных на изучение тематических блоков и включенных в них разделов курса, имеет примерный характер.
Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.
При планировании предусмотрены часы на текущее повторение орфографии и пунктуации, разнообразные виды и формы контроля: диктанты с подготовкой, тесты, комплексный анализ текста, уроки-практикумы, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д. Перечень обязательных практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету
Учебно – тематический план
№
| Раздел, темы
| Количество
часов
| 1
| Главные члены предложения
| 3
| 2
| Второстепенные члены предложения
| 2
| 3
| Односоставные предложения
| 3
| 4
| Полные и неполные предложения
| 2
| 5
| Простое осложнённое предложение
| 10
| 6
| Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями
| 5
| 7
| Повторение изученного в 8 классе
| 3
| ИТОГО
| 28
|
Тематическое планирование
№
| Тема урока
| Цель урока
| Количество
часов
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1 четверть
| 1
| Понятие о главных членах предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего
| Углубить представление о главных членах предложения, обобщить сведения о подлежащем, определение способов выражения подлежащего, умение делать синтаксический разбор предложения
| 1
| 17.10
|
| 2
| Тире между подлежащим и сказуемым
| Углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении
| 1
| 24.10
|
| 2 четверть
| 3
| Проверочная работа по теме «Главные члены предложения»
| Выявит уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении
| 1
| 7.11
|
| 4
| Дополнение. Его основные значения и способы выражения
| Путём сопоставления провести анализ разных видов дополнения
| 1
| 14.11
|
| 5
| Многозначные члены предложения. Синтаксические функции инфинитива.
| Знакомство с многозначными членами предложения, умение находить их в предложении; уметь производить синтаксический разбор предложения
| 1
| 21.11
|
| 6
| Понятие об односоставных членах предложения. Основные виды односоставных предложений. Определённо – личные предложения
| Знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать Знакомсинтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи
| 1
| 28.11
|
| 7
| Безличные предложения
| Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях
| 1
| 5.12
|
| 8
| Синонимика односоставных и двусоставных предложений
| Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению
| 1
| 12.12
|
| 9
| Неполные предложения в речи
| Знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы
| 1
| 19.12
|
| 10
| Тире в неполном предложении
| Знакомство с условиями постановки тире в неполном предложении; формирование умения проводить синтаксический и пунктуационный разборы
| 1
| 26.12
|
| 3 четверть
| 11
| Р.Р. Выразительная роль попарного соединения однородных членов предложения. Бессоюзие и многосоюзие
| Знакомство с выразительной ролью попарного соединения однородных членов предложения. Знакомство с понятием бессоюзие и многосоюзие, их ролью в тексте
| 1
| 16.01
|
| 12
| Однородные и неоднородные определения
| Обобщить и углубить сведения об однородных и неоднородных определениях
| 1
| 23.01
|
| 13
| Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения»
| Выявит уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма
| 1
| 30.01
|
| 14
| Повторение. Правописание Н и НН в суффиксах
| Систематизировать материал о правописании Н и НН в суффиксах слов различных частей речи, углубление сведений с помощью интерактивной таблицы (ЦОР)
| 1
| 6.02
|
| 15
| Обособленные определения
| Обобщить и систематизировать сведения об однородных членах предложения, об определении
| 1
| 13.02
|
| 16
| Обособление несогласованных определений
| Обобщить и углубить сведения об определении; различать согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения
| 1
| 20.02
|
| 17
| Контрольная работа по теме: «Обособленные определения»
| Выявит уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма
| 1
| 27.02
|
| 18
| Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов
| Обобщить и углубить сведения о деепричастии, деепричастном обороте, условиями обособления деепричастий и деепричастных оборотов
| 1
| 5.03
|
| 19
| Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
| Знакомство с группой обособленных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; условиями их обособления
| 1
| 12.03
|
| 20
| Повторение и обобщение по теме: «Обособленные члены предложения»
| Обобщить и углубить сведения об обособленных членах предложения; уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения с обособленными членами предложения
| 1
| 19.03
|
| 4 четверть
| 21
| Повторение орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания
| Систематизировать материал о слитном, раздельном и дефисном написании, углубление сведений с помощью интерактивной таблицы (ЦОР)
| 1
| 2.04
|
| 22
| Основные смысловые разряды вводных слов. Знаки препинания в предложениях с вводными словами
| Знакомство с основными смысловыми разрядами вводных слов. Отработка умения правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами
| 1
| 9.04
|
| 23
| Р.Р. Разновидность рассуждения – сравнение.
| Обобщить и углубить сведения о типе текста – рассуждение, особенностях строения; отработка умения самостоятельно создавать текст типа рассуждения
| 1
| 16.04
|
| 24
| Р.Р. Обращение как средство связи предложений в тексте
| Знакомство с обращением как средством связи предложений в тексте; отработка умения применять данные знания в своей речевой практике
| 1
| 23.04
|
| 25
| Повторение и обобщение по теме: «Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями»
| Обобщить и углубить сведения о предложениях с вводными словами, словосочетаниями и обращениями; производить синтаксический разбор данных предложений
| 1
| 30.04
|
| 26
| Повторение пунктуации в простом предложении
| Обобщить и углубить сведения о простом осложнённом предложении; производить синтаксический разбор простого осложнённого предложения
| 1
| 7.05
|
| 27
| Повторение пунктуации предложений с обособленными членами
| Обобщить и углубить сведения о простом осложнённом предложении; производить синтаксический разбор простого осложнённого предложения
| 1
| 14.05
|
| 28
| Итоговая контрольная работа
| Выявит уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма
| 1
| 21.05
|
|
УМК по русскому языку
Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., М.- Дрофа, 2009. Авторы программы В.В. Бабайцева, А.Ю.Купалова и др.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. – М.:Дрофа,2009
3. Русский язык. Практика.8 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М.:Дрофа,2009
Никитина Е.И: Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.:Дрофа,2009
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.8 класс / Под редакцией С.Н.Пименовой. – М.:Дрофа,2006
Никитина Е.И. Уроки развития речи.8 класс. – М.:Дрофа,2006
Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.:Дрофа,2005
Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой/ сост. Н.О.Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2008;
9. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. 4 – 9 классы.-Москва.: УЦ «Перспектива», 1998 Для информационно – компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно – педагогические средства:
Электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);
Репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);
Репетитор « Русский язык» (весь школьный курс);
Программа «Домашний репетитор»
Орфотренажёр «Грамотей»
Коллекции Федерального центра информационно – образовательных ресурсов
http: \\ fcior.edu.ru
Коллекции цифровых образовательных ресурсов
http: \\ school – collection.edu.ru
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
8 класс Литературное развитие школьников предполагает рост не только эмоциональной эстетической культуры и творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельной сфере.
Поэтому программа направлена на формирование у учащихся следующих основных знаний:
1. сведения по теории и истории литературы;
2. содержание изученных литературных произведении;
3. сведения по теории литературы;
4. жанры литературных произведений и их особенности;
5. образную природу словесного искусства;
6. основные факты жизни и творчества писателей-классиков, этапы их творческой эволюции;
7. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
8. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
И выработку основных умений: 1.Владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
2.Владение умением выразительного чтения;
3.Умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям;
4.Умение выделять эстетическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
5.Умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
6.Умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
7.Умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее;
8.Умение грамотно строить монологическое высказывание различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
9.Умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и творческие;
10.Умение выполнять элементарные исследовательские работы. |