Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 77.39 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер77.39 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > Право > Разработка урока


Московская международная открытая

Панорама-Фестиваль

творческих идей, проектов и решений педагогов г. Москвы

«Авиационный, 6»

Номинация____модели современного урока_____

Подноминация____урок-исследование_____________

Тема _Формирование централизованного государства в Росии._

ФИО Амосова Инга Владимировна

Номер ОУ___1073___




Москва, 2013

Разработка урока по истории по теме : « Образование централизованного государства в России»

Урок предназначен для проведения в классе негуманитарного профиля.

Урок изучения нового материала проводится в форме урока - исследования.

В ходе урока предполагается реализация следующих целей:

  1. Сформировать знания и представления об особенностях завершения объединения русских земель;

  2. Сформировать представление об основных чертах централизованного государства и их проявлении в период правления Ивана III

  3. Продолжить формирование умения проведения исследовательской работы: формулирование гипотезы, подбор и анализ информации, умение делать выводы и аргументировать свою точку зрения.

  4. Продолжить формирование умения работать в малой группе.

  5. способствовать самоидентификации подростков и формированию у учащихся собственной гражданской позиции.

Для успешной реализации урока необходимы следующие материалы и оборудование: презентация « Образование централизованного государства в России», раздаточные материалы – выдержки из летописных источников, научных монографий, интерактивная доска( или экран и проектор).

Ход урока:

1 этап урока : актуализация знаний. Учащиеся отвечают на вопросы (слайд №1):

  1. Какие события произошли в указанные годы:1240 1242 1325 1327 1380 1433 1453 1462

  2. Назовите этапы объединения Российского государства вокруг Москвы.

  3. Что стало основным содержанием каждого из этапов?

2 этап урока: Изучение нового материала.

Главная задача занятия проследить какие изменения происходили в государственном устройстве , армии, хозяйственно-экономическом развитии страны в период формирования централизованного государства. Для этого мы в ходе урока будем проводить исследование , работая индивидуально и в парах.

План нашей работы (слайд №2)

  • 1. Единое и централизованное государство: основные черты.

  • 2.Государственный аппарат

  • 3. Законодательство

  • 4. Государственная идеология

Общая тема исследования:« Формирование при Иване III централизованного государства»

Класс делится на группы по 3-4 человека, в зависимости от количества учеников в классе. В конце урока каждая группа представляет свой итог исследования.

Напоминаем ученикам основные этапы исследовательской работы: определение темы исследования, выявление целей, задач и этапов работы, выдвижение гипотез, подбор и анализ материалов, формулирование и представление результатов работы.

Тема определена, определяем цели работы и задачи: определить признаки централизованного государства и посмотреть их реализацию в Российском государстве времен Ивана III.

Затем начинаем работать с гипотезами. (слайд №3)

Гипотеза №1 Единое и централизованное государства не имеют значительных отличий.

Работая в группах с гипотезой №1, учащиеся предлагают свои варианты основных признаков единого и централизованного государства. Данные вносим в таблицу (рабочий лист 2). Каждая группа представляет свои варианты. Итоги обсуждения вносятся в схему ( слайд 4) . Каждая группа вписывает в свой лист исследования выводы по первой гипотезе.

Гипотеза №2 Формирование государственного аппарата в России при Иване III отражало его стремление к самодержавной власти.( слайд №5)

В конце 15 века при Иване III изменилась система управления страной. Иван III стремится к унификации управления государством и для этого создает новый орган управления – Боярская дума, законосовещательный орган власти, ее члены управляли отдельными отраслями хозяйства страны, выполняли обязанности воевод, принимала законы совместно с князем. Принятые решения исполняли с помощью- приказов , главными из которых стали Казна и Дворец. Первый ведал финансами , второй управлением великокняжеским двором. В регионы отправляли наместников – волостелей.

Вопрос: О чем говорит фраза – князь и бояре приговорили, о какой роли Боярской Думы в государстве?

На основании анализа схемы и текста учебника параграф 23 сделать вывод по гипотезе и внести его в свои исследовательские листы. Одна –две группы знакомят остальных с результатами работы.

Формирование централизованного государства сопровождается изменением в законодательстве. Одной из составляющих централизованного государства стало появление единого закона. Ваша задача, посмотрев ролик про Судебник великого Ивана ответить на вопрос: Какие изменения произошли в судебно- правовой системе России при Иване III? Какие из них говорят об усилении центральной власти?(слайд № 6)

Формирование единого государства сопровождается изменениями территориальными и хозяйственными. И мы работаем с гипотезами дальше.(слайд №7)

Гипотеза №3 При Иване III завершился процесс присоединения княжеств к Московскому государству.

Гипотеза №4 При Иване III началось формирование крепостного права в России.

Гипотеза №5 Во времена правления Ивана III опору хозяйства и княжеской власти составляли только вотчины.

Каждая группа работает с рабочим листом №2, текстом учебника и картой. Анализирует материалы и делает вывод по гипотезам. Затем одна из групп знакомит со своими результатами.

Власть князя всегда опирается на определенные слои общества, работая с фрагментом анимированного фильма по произведениям Карамзина Н.М., и Соловьева С.М., ответить на вопросы №2 в рабочем листе №2 и сделать вывод о социальной опоре князя, роли армии в жизни государства.( слайд №8)

Формирование централизованного государства при Иване III и Василии III привело к формированию новой идеологии. Группа работает с рабочим листом №1 и формулирует основные положения новой идеологии государства. Выводы записывает в свой лист исследования.

Завершающий этап урока.

  1. проверяем усвоение фактического материала, тест.

  2. Группа обсуждает и представляет свой вариант исследования по теме : « Формирование при Иване III централизованного государства»

Подводим общие итоги. Выставляем оценки.

Домашнее задание: эссе на тему« Иван III – государь не только российского, но и всемирного масштаба» Н.М. Карамзин.

Приложение №1.

Рабочий лист №1 Задание №1

Судебник 1497 года

56. Если холопа возьмет в плен татарское войско, а он убежит из плена, то он получает свободу и не (является больше) холопом прежнему господину.

57. О КРЕСТЬЯНСКОМ ОТКАЗЕ. А крестьянам отказываться из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Дожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) поддвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.

Задание №3

Формирование государственной идеологии.

Сформулируйте основные положения идеи , сформулированной Иваном III в « Сказание о князьях Владимирских» и иноком Филофеем.

В конце XV века великокняжеская власть , стремясь противостоять претензиям церкви на превосходство церкви над «царством», выдвинула версию своего исключительного древнего происхождения. « Сказание о князьях Владимирских» выводило родословную русских князей не только от византийских императоров , но непосредственно от Римского императора Августа. Таким образом, утверждалась исконность самодержавного правления на Руси. Византийское происхождение династии позволяла возвышаться князьям над всеми слоями общества. Государь на этом основании мог смотреть на любых своих подданных как на холопах.

Идея о Москве - как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием"Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в 1510-1511 гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Ведь она - столица последнего государства, где сохранилась истинная, христианская вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришёл Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХУ в. Византийская империя погибала под ударами турок - османов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская православная церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
     Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом" стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвёртому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.


Единое государство

Централизованное государство






Рабочий лист №2

1

Вопросы к видеофрагменту « Иван III- самодержец всероссийский»

  1. Какие обязанности возлагались на владельцев поместий?

  2. Каким было устройство войска при Иване III

  3. Заполните схему « Войско российское»

  4. Кому подчинялись воеводы полков Правой и левой руки?

  5. Что такое разряды?

  6. Чем, по мнению Стефана Молдавского, отличается Иван III от остальных князей?

  7. Какие новые должности появились в этот период?

  8. Почему Ивана Великого называют первым самодержцем на Руси?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск