Скачать 2.56 Mb.
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ДИВНОГОРЦЕВА С. Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В 2 ЧАСТЯХ ЧАСТЬ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ Москва 2003 Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ 4 ВВЕДЕНИЕ 6 Раздел I. Введение в педагогическую деятельность 8 Глава 1. Педагогическая профессия в современном мире 8 2. Спектр педагогических профессий в современном мире 8 3. Сущность педагогической деятельности в свете православного мышления 9 4. Основные виды и структура педагогической деятельности 9 Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога 10 1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения 10 2. Нравственные качества педагога 11 3. Авторитет воспитателя 12 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога 14 Глава 3. Общие основы педагогики 15 1. Педагогика как наука. Предмет и функции педагогики 16 2. Категориально-понятийный аппарат педагогики 17 3. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук 18 Раздел II. Теория и методика воспитания 20 Глава 4. Сущность, особенности и основные закономерности процесса воспитания 20 1. Наука о воспитании. Особенности воспитательного процесса 20 2. Структура процесса воспитания. Диагностика результатов воспитания 22 Рис. 3 Категории воспитания как системы 23 Глава 5. Воспитание как целенаправленный процесс. Основные вопросы воспитания в свете православного педагогического мышления 25 2. Ветхозаветное учение о воспитании. Педагогическое значение понятия "страха Божия" 27 3. Христианство и воспитание. Проблема свободы и воспитания 28 4. Христианский идеал воспитания. Уважение личности ребенка 30 5. Образ совершенного человека. Воспитание и развитие 31 Глава 6. Принципы воспитания 34 Сущность и специфика принципов воспитания 34 Принцип Христоцентричности 35 Принцип воцерковления 35 Принцип целенаправленного и иерархичного развития личности 36 Принцип сообразности с природой воспитанника 36 Принцип опоры на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием 39 Принцип индивидуального подхода 40 Принцип приоритета воспитания над обучением 40 Принцип общественной направленности воспитания 41 Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы 41 Принцип послушания 41 Глава 7. Общие методы воспитания 42 1. Методы и приемы воспитания 42 2. Выбор методов воспитания 43 3. Правила выбора методов воспитания 44 4. Классификация методов воспитания 44 5. Методы формирования сознания личности 44 6. Методы организации деятельности 47 7. Методы стимулирования поведения и деятельности 49 Глава 8. Содержание и средства воспитания учащихся 56 1. Содержание воспитания 56 2. Формирование мировоззрения 57 3. Духовно - нравственное воспитание 60 4. Умственное воспитание 69 5. Гражданское воспитание. Воспитание патриотизма 73 6. Трудовое воспитание 79 7. Эстетическое воспитание 81 8. Воспитание физической культуры учащихся 85 9. Половое воспитание 87 Глава 9. Организационно-методические основы воспитания 90 1. Методика организации внеклассной воспитательной работы 90 2. Система работы классного руководителя в школе 99 Глава 10. Традиционные формы общественного и семейного воспитания 103 1. Особенности процесса воспитания в православной семье 103 2. Взаимосвязь работы школы и семьи 112 Библиографический список 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 120 |