РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮшкольным методическим зам. Директора по УВР Директор школыобъединением О.И. Альмакеева Л.В. МедведеваПротокол № от 2013 г. « » 2013 г. Приказ № от « » 2013 г.Рабочая программа курса «Обществознание»для 9 классана 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Беляева Елена Сергеевна
учитель истории и обществознания
г. Находка
2013 г.
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса обществознание составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также примерной авторской программе Л.Н. Боголюбова (2011г.).
Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих
целей:
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:-развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия информации и определения собственной позиции; правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение на уровне функциональной грамотности системы
знаний, необходимых для социальной адаптации;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих
задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю:
I четверть – 8 часов;
II четверть – 8 часов;
III четверть – 10 часов;
IV четверть – 8 часов.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания ученик долженЗнать/понимать• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь•
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
•
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
•
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
•
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
•
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
•
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
•
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
•
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельностиПримерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
-на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Календарно – тематическое планирование № п\п
| Наименование разделов программы и тем уроков
| Кол-во часов
| Тип урока
| Самостоятельная учебная деятельность
| Методы контроля
| Дата проведения
|
план
| факт
|
1
| Раздел 1
Политика и социальное управление
Политика и власть.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа со схемой «Власть», работа с текстом
|
Фронтальный опрос
|
|
|
2
| Понятие и признаки государства.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с учебником. Составление схемы «Признаки государства и его функции»
|
Индивидуальный опрос
|
|
|
3
| Политические режимы.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление схемы «Политические режимы»
| Индивидуальный опрос, проверка письменной работы
|
|
|
4
| Правовое государство.
| 1
| Комбинированный урок,
С элементами практикума.
| Заполнение таблицы по заданным параметрам
| фронтальный опрос.
|
|
|
5
| Гражданское общество.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление простого плана, работа с текстом учебника.
| Тестирование, работа с понятиями
|
|
|
6
| Местное самоуправление
| 1
| Комбинированный урок,
С элементами практикума.
| Составить схему «Местное самоуправление»
| Фронтальный опрос
|
|
|
7
| Участие граждан в политической жизни.
| 1
| Комбинированный урок с элементами практикума.
| Объяснить:
- роль референдума в политической жизни.
Работа с материалом учебника
|
Фронтальный опрос
|
|
|
8
| Политические партии и движения.
| 1
| Комбинированный урок с элементами практикума.
| Работа с текстом
| Понятийный диктант
|
|
|
9
| Политические партии и движения
В регионе.
| 1
| Семинар
| Заполнение таблицы по заранее заданным параметрам.
| Фронтальный опрос, презентации сообщений.
|
|
|
10
| Практическая работа по теме «Политика и социальное управление».
| 1
| Социальный урок-практикум
| Практическая работа
| Решение практических ситуаций
|
|
|
11
| Зачет № 1
Политика
| 1
| Контрольно-обобщающее занятие
| Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
| Тест № 1, в формате ГИА
Решение практических задач социальных ситуаций в рамках темы
|
|
|
12
| Раздел № 2.
Право Право и его роль в жизни общества и государства
| 1
| Урок- проблемная беседа
| Давать определение понятиям:
социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права. Урок- проблемная беседа с моделированием ситуаций.
| Фронтальный опрос
|
|
|
13
| Правоотношения как форма общественных отношений.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Различать понятия правоспособность и дееспособность, определить участников правоотношений; работа с СМИ
| фронтальный опрос, моделирование ситуаций и их анализ
|
|
|
14
| Признаки и виды правонарушений, юридическая ответственность.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам, моделирование ситуаций и их анализ
| Решение практических ситуаций, фронтальный опрос.
|
|
|
15
| Практическая работа по теме «Юридическая ответственность»
| 1
| Практическая работа
| Практическая работа
| Практическая работа
|
|
|
16
| Правоохранительные органы.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам, моделирование ситуаций и их анализ
| Тестирование, работа с понятиями
|
|
|
17
| Конституция Российской Федерации.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Работа с документами
| Фронтальный опрос.
|
|
|
18
| Президент Р Ф. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ.
| 1
| Комбинированный урок с элементами практики
| Работа с документами, работа со схемой
|
фронтальный опрос.
|
|
|
19
| Права, свободы человека и гражданина в России
| 1
| Комбинированный урок с элементами практики
| Заполнение таблицы по заданным параметрам
| Фронтальная проверка.
|
|
|
20
| Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.
| 1
| Комбинированный урок,
С элементами практикума
| работа с понятиями, работа с текстом
| Тестирование
|
|
|
21
| Правовые основы гражданских правоотношений.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам
| Фронтальная проверка.
|
|
|
22
| Право на труд. Трудовые правоотношения.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Работа с документами
| Решение практических ситуаций Знание понятий – фронтальная проверка.
|
|
|
23
| Семейные правоотношения.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Работа с документами
| Решение практических ситуаций Знание понятий – фронтальная проверка
|
|
|
24
| Административные правоотношения.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам, анализ ситуаций.
| решение практических задач
|
|
|
25
| Уголовное право
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам, анализ ситуаций
| решение практических задач
|
|
|
26
| Практическая работа теме «Административные правоотношения и уголовное право.»
| 1
| Практическая работа
| Практическая работа
| Практическая работа
|
|
|
27
| Жилищные правоотношения. Социальные права.
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| анализ ситуаций, работа с документами
| решение практических задач
|
|
|
28
| Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Работа с текстом
| Фронтальный опрос.
|
|
|
29
| Правовое регулирование отношений в области образования
| 1
| Комбинированный урок
С элементами практикума
| Заполнение таблицы по заданным параметрам, анализ ситуаций
| решение практических задач
|
|
|
30
| Практическая работа по теме «Право»
| 1
| Практическая работа
| Практическая работа
| Практическая работа
|
|
|
31
| Зачет № 2
По теме «Право»
| 1
| Контрольно-обобщающее занятие
| Контрольная работа
| Зачет № 2
Тесты в формате ГИА
|
|
|
32- 33
| Политика и социальное управление
| 2
(из резерва)
| обобщающее занятие
| Работа в группах
| Фронтальный опрос
|
|
|
34
| Право
| 1
| обобщающее занятие
| Применение умений, навыков и компетенций по данной теме.
| Фронтальный опрос
|
|
|
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение» (Л. Н. Боголюбова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Примерная программа основного общего образования по обществознанию
Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 6-9 классы Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011. Рекомендована Министерством образования РФ
3. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеева— 2-е изд.— М., 2011 г.
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеева.— 2-е изд.— М., 2011 г.
Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов.
Формы организации занятий: лекция, практическое занятие, учебная экскурсия; индивидуальная, парная и групповая формы обучения.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового), уровня обученности:--тестирование (для получения промежуточного или итогового зачета по теме)
--самостоятельные работы (для промежуточного контроля);
- обобщающие уроки;
- контрольные работы;
- фронтальный опрос
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;
Я.В.Соколов, А.Б.Драхлер Граждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2010;
Э.В.Уткина Школьные олимпиады. Обществознание 5-9 классы. М., «Айрис-Пресс», 2009
А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2009
Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2009
Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007
А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2011
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 20112
Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе .
ГИА. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. — М.: издательство «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);
ГИА. Обществознание. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.Н. Калачёва. — М.: издательство «Экзамен». — 93, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»).
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Тесты: (Компьютер, дискета с рекомендациями). – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.
Прутченков А.С. Тренинги по граждановедению. – М.: НВЦ «Гражданин», 2006.
Хрестоматия к учебнику В.О. Мушинского «Основы правоведения»: Для преподавателей сред. учеб, заведений, учащихся гуманит, лицеев, гимназий, колледжей / Сост.: В.О. Мушинский, Л.И. Сюкияйнен. — М: ЦГО, 1996.— 127 с. — ISBN 5-7662-0029-3.
Кашанина Т.В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 кл. для доп. образования. – М.: НОРМА: Инфра-М, 2007. – 320с.
Гуревич П.С. Человек: 9 кл. Пособие для общеобразо-ват. учеб, заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006. – 334 с.
Мушинский В.О. Азбука политики: Введ. в полит, науку: Учеб. для сред. шк. – М.: Междунар. отношения: ЦГО, 2007. – 272 с.
Школьный философский словарь / Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Малышевского. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2005. – 399 с.