7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Учебник:
Обществознание: человек, право, экономика : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 7 классе – это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В курсе 7 класса изучаются два направления – человек и закон, человек и экономика.
Цели и задачи:
– развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
– усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
– овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
– тестирование;
– задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
– моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид деятельности учащихся
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План.
| Факт.
|
| Тема I. Человек и закон.
| 16
|
|
|
|
|
| 1
| Вводный урок. Как работать с учебником.
| 1
| Изучение нового материала
| __________________
| С.4-8
|
|
| 2
| Что значит жить по правилам.
| 1
| Изучение нового материала. Комбинированный урок.
| Устный опрос.
| § 1, вопр.
|
|
| 3
| Что значит жить по правилам. Стандарты антикоррупционного поведения. Выбор и ответственность.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 1, вопр.
|
|
| 4
| Права и обязанности граждан.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 2, вопр.
|
|
| 5
| Права и обязанности граждан.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 2, вопр.
|
|
| 6
| Почему важно соблюдать законы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 3, вопр.
|
|
| 7
| Почему важно соблюдать законы. Система антикоррупционных законов в Российской Федерации. Понятие коррупционного правонарушения.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 3, вопр.
|
|
| 8
| Защита Отечества.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям. Беседа.
| § 4, вопр.
|
|
| 9
| Защита Отечества.
| 1
| Комбинированный урок.
| Практическая работа.
| § 4, вопр.
|
|
| 10
| Что такое дисциплина.
| 1
| Комбинированный урок..
| Опрос. Творческие работы. Беседа. Практическая работа.
| § 5, вопр.
|
|
| 11
| Что такое дисциплина.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания. Словарная работа.
| § 5, вопр.
|
|
| 12
| Виновен- отвечай.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания. Работа в группах по заданиям, самостоятельная словарная работа.
| § 6, вопр.
|
|
| 13
| Виновен- отвечай. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданин и коррупция.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 6, вопр.
|
|
| 14
| Кто стоит на страже закона.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 7, вопр.
|
|
| 15
| Кто стоит на страже закона.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 7, вопр.
|
|
| 16
| Повторение.
| 1
| Обобщение и систематизация знаний.
| Тест.
| ___________
|
|
|
| Тема II. Человек и экономика.
| 18
|
|
|
|
|
| 17
| Экономика и ее основные участники.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 8, вопр.
|
|
| 18
| Экономика и ее основные участники.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
| § 8, вопр.
|
|
| 19
| Золотые руки работника.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 9, вопр.
|
|
| 20
| Золотые руки работника.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задание.
| § 9, вопр.
|
|
| 21
| Производство: затраты, прибыль, выручка.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задание.
| § 10, вопр.
|
|
| 22
| Производство: затраты, прибыль, выручка.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 10, вопр.
|
|
| 23
| Производство: затраты, прибыль, выручка.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 10, вопр.
|
|
| 24
| Виды и формы бизнеса.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 11, вопр.
|
|
| 25
| Виды и формы бизнеса.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 11, вопр.
|
|
| 26
| Виды и формы бизнеса.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 11, вопр.
|
|
| 27
| Обмен, торговля, реклама.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 12, вопр.
|
|
|
| 28
| Обмен, торговля, реклама.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 12, вопр.
|
|
| 29
| Деньги, их функция.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 13, вопр.
|
|
| 30
| Деньги, их функция.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос. Письменные задания.
| § 13, вопр.
|
|
| 31
| Экономика семьи.
| 1
| Комбинированный урок.
| Письменные задания.
| § 14, вопр.
|
|
| 32
| Экономика семьи.
| 1
| Комбинированный урок.
| Опрос.
| § 14, вопр.
|
|
| 33
| Обобщающий урок по теме: «Человек и экономика».
| 1
| Обобщение и систематизация знаний. Повторение и обобщение.
| Тест.
| ___________
|
|
| 34-35
| Итоговое обобщение
| 2
| Обобщение и систематизация знаний. Повторение и обобщение.
| Письменные задания.
| ____________
|
|
| |