Скачать 122.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИЕлецкий государственный университет им. И.А.БунинаПрограмма государственного итогового полидисциплинарного экзамена по физике (2013-2014 уч. г.) Специальность: Математика Квалификация: Учитель математики и физики Срок обучения: 5 лет Форма обучения: очная Кафедра: физики Елец - 2013 Общие требования к итоговой государственной аттестации Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы по основной специальности и государственные экзамены как по основной, так и по дополнительной специальностям. Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Требования государственного итогового полидисциплинарного экзамена по физике Государственный экзамен специалиста являются квалификационными и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО, как по основной, так и по дополнительной специальностям. Государственный экзамен "Физика" проводится по дополнительной специальности. Программа и порядок проведения государственного экзамена определяется вузом на основании ГОС ВПО по специальности 032100.22 «Математика с дополнительной специальностью "Физика"», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования. Раздел 1. Общая и экспериментальная физика Кинематика. Основные кинематические понятия. Уравнения движения. Относительность движения. Принцип относительности Галилея. Динамика материальной точки. Классификация взаимодействий в механике, современная классификация взаимодействий. Принципы классической механики, основные понятия динамики частицы. Законы сохранения в механике. Импульс частицы, импульс тела как системы частиц. Закон изменения импульса. Закон сохранения импульса. Механическая работа и мощность, механическая энергия. Закон сохранения и превращения энергии в механике. Динамика твердого тела. Основные понятия динамики вращательного движения. Основное уравнение вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Силы инерции, действующие на покоящиеся и движущиеся тела в различных неинерциальных системах отсчета. МКТ и термодинамика. Основное уравнение МКТ, давление, температура. Уравнение состояния идеального газа, изопроцессы. Первое начало термодинамики, внутренняя энергия, работа газа. Реальные газы, уравнение Ван-Дер-Ваальса. Фазовые переходы Электростатика. Заряд, электрическое поле. Взаимодействие зарядов. Силовая характеристика поля. Расчет напряженности электростатического поля. Работа перемещения заряда в электрическом поле. Консервативный характер электрического поля. Потенциал. Связь потенциала и напряженности. Расчет потенциала электрического поля. Проводник в электрическом поле. Электроемкость конденсатора. Энергия электрического поля, плотность энергии. Стационарный электрический ток. Основные законы постоянного тока. Основные понятия цепи постоянного тока. Классическая электронная теория проводников. Электрический ток в электролитах, газах и вакууме. Магнитное поле. Магнитное поле тока и его характеристики. Вихревой характер магнитного поля. Расчет индукции магнитного поля. Квазистационарные цепи. Закон Ома для цепи переменного тока. Переменный ток, как вынужденные электромагнитные колебания. Явление резонанса. Оптика. Лучевая оптика. Законы лучевой оптики. Зеркала, линзы, призмы. Оптические приборы: лупа, телескоп и микроскоп. Интерференция света. Понятие когерентности. Роль размеров источника и монохроматичности света. Интерференция в тонких слоях. Дифракция света и ее объяснение. Спектр дифракционной решетки. Учет дифракции в теории оптических приборов. Дисперсия света, распространение света в среде. Фазовая и групповая скорость света. Физика твердого тела Кристалл. Физические типы решеток. Тепловые свойства твердых тел (классическая теория теплоемкости и теория Эйнштейна, теплопроводность). Понятие о зонной теории твердого тела. Электропроводность металлов, полупроводников и диэлектриков. Магнитные свойства твердых тел. Магнетики, виды магнетиков. Атомная физика. Излучение атомарного водорода. Объяснение спектра водорода на основе теории атома водорода по Бору-Резерфорду. Распределение электронов в атоме по слоям и оболочкам. Таблица Менделеева. Опыты Резерфорда. Выводы из них. Ядро, его характеристика. Нуклоны, связь нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Законы радиоактивности. Природа ,, излучений. Роль нейтрино. Реальность его существования. Методы исследований элементарных частиц и ядер. Ускорители. Элементарные частицы и их классификация. Типы взаимодействий частиц. Понятие о кварках. Законы сохранения в мире элементарных частиц. Литература.
Электронные учебники 1. Электронное учебное пособие «физика» создано на кафедре физики МГТУ в процессе выполнения проекта (код 1.1.2.5(104).039) по программе «СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» в 2001-2002 г.г.6 частей: 1.Физические основы механики (А.М. Афонин) 2. Физическая термодинамика (К.В. Глаголев, А.Н. Морозов) 3. Основы электромагнетизма (А.М. Макаров, Л.А. Лунева) 4. Электромагнитные волны и оптика (О.С. Литвинов, К.Б. Павлов, В.С. Горелик) 5. Квантовая теория (Л.К. Мартинсон, Е.В. Смирнов) 6. Физика твердого тела (Б.Е .Винтайкин) 2. Открытая физика. Версия 2.0 (2.5) под редакцией С.М.Козела Раздел 2. Теоретическая физика Связи, виды перемещений. Идеальная связь. Условие равновесия механической системы при наличии связей. Уравнение Лагранжа. Уравнение Гамильтона. Постулаты Эйнштейна. Преобразование Лоренца. Кинематические эффекты теории относительности. Абсолютность и относительность. Второй закон Ньютона с точки зрения теории относительности. Релятивистское уравнение движения. Связь энергии с массой и импульсом. Система уравнений Максвелла-Лоренца, как обобщение опытных фактов. Плотность энергии и плотность потока энергии электромагнитного поля. Волновое уравнение и его решение в виде плоских электромагнитных волн в вакууме. Монохроматические электромагнитные волны. Корпускулярно-волновой дуализм. Описание состояний в квантовой механике. Принцип суперпозиции. Операторы физических величин и их связь с результатами измерений. Соотношение неопределенностей. Уравнение Шредингера. Случай стационарных состояний. Частица в потенциальной яме. Прохождение частиц через потенциальный барьер. Туннельный эффект. Линейный гармонический осциллятор по классической и квантовой теории. Частица в центрально-симметричном поле. Спин электрона. Принцип тождественности частиц. Симметричные и антисимметричные волновые функции. Принцип Паули. Каноническое распределение Гиббса. Распределение Максвелла. Распределение Больцмана. Барометрическая формула. Принцип Больцмана. Закон возрастания энтропии. Неравенство Клаузиуса. Второе начало термодинамики. Квантовые распределения. Тепловое изучение. Формула Планка. Литература.
Раздел 3. Теория и методика обучения физике Теоретические основы методики преподавания физики. Цели и задачи обучения физики. Методика и техника учебного физического эксперимента. Проведение демонстрационных опытов по физике. Проведение фронтальных лабораторных работ и опытов. Организация работ физического практикума. Использование задач при обучении физике. Классификация физических задач и методика их решения. Анализ характерных ошибок, допускаемых учащимися при решении задач по механике. Средства обучения физике. Применение современных информационных технологий при обучении физике как аспект реализации приоритетного национального проекта «Образование». Характеристика одной из обучающих компьютерных программ по выбору студента. Частные вопросы методики преподавания физики. Научно-методический анализ содержания и структуры раздела “Механика”. Изучение элементов механики на первой ступени обучения. Методика изучения основных понятий кинематики. Последовательность введения основных понятий и законов динамики. Методика изучения законов сохранения в механике. Изучение механических колебаний и волн в средней школе. Научно-методический анализ раздела «Молекулярная физика и термодинамика». Вывод основного уравнения МКТ в различных учебных пособиях. Индуктивный и дедуктивный подходы к введению уравнения состояния. Введение основных понятий и законов термодинамики. Научно-методический анализ структуры и содержания раздела «Электродинамика». Изучение вопросов электростатики. Методика изучения темы “Постоянный электрический ток”. Методика изучения темы «Магнитное поле тока». Методика изучения темы «Электромагнитная индукция». Методика изучения волновой оптики в средней школе. Изучение геометрической оптики в курсе основной и средней школы. Научно-методический анализ структуры и содержания раздела “Квантовая физика”. Методика изучения квантовых свойств света в курсе физики средней школы. Методика изучения вопросов о строении атома в курсе физики основной и средней школы. Методика изучения вопросов о строении атомного ядра в курсе физики основной и средней школы. Литература.
Раздел 4. Экспериментальные задания по физике
30.Определить удельную теплоемкость твердого тела. Литература. 1. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. 2. Электричество, оптика, физика атома. Пособие для учителя. /Под ред. А.Л.Покровского. М.: Просвещение, 1992. |