Скачать 95.16 Kb.
|
Методические рекомендации по организации урочной и внеурочной работы по темам «Храм», «Икона». Уроки 15-16. Без предварительной подготовки впечатления о храме обычно фрагментарны, бессистемны, так как внешнее зрение детей рассеянно и поверхностно, а внутреннее еще не сформировалось, поэтому рекомендуется сначала провести знакомство с материалом по темам «Храм» и «Икона» на уроке, а затем организовать практическое занятие (экскурсию в храм, заочное путешествие, посещение музея и т.п.). По усмотрению педагога можно провести оба урока, либо совместить их в один. Для того чтобы передать свои чувства и впечатления, необходимо суметь в видимом мире увидеть невидимое, и в словарном запасе найти самые яркие, точные и верные слова. На занятиях новые слова пополнят словарь, который предстоит освоить учащимся. Одни слова войдут в активный словарь, и дети смогут свободно употреблять их в устной и письменной речи, у других будут знать общий смысл. Учителю важно помнить, что тайна пронизывает большинство непостижимых до конца слов: Бог, храм, слово - поэтому на занятии и во время экскурсии важно создать атмосферу благоговения перед ними. Позже их отзвук дети будут находить во многих простых и привычных словах, таких как богач, разбогател, хранение, спасибо, словарь и т.п. Что мы можем, с учетом возраста детей сказать о Боге? Важно опираться на знания детей, полученные на предыдущих занятиях, их жизненный опыт. В ходе данной темы необходимо осознать Его как Творца всего видимого и невидимого, восхититься гениальностью Создателя, сотворившего всю природу и ее венец – человека, постичь Его безмерные долготерпение и любовь к Своему созданию и данное Им человеку право на собственный выбор пути. Через Священное Писание и иконы Бог предостерегает людей от неверного выбора пути, посылая Своих пророков и апостолов. Он учит нас праведной жизни на примерах житий праведников и святых. Важно осознать, что Бог – это воплощенная любовь, справедливая, строгая и ответственная. И лучше всего это чувствуется в храме, в окружении икон, в особой атмосфере, царящей там… Важнейшая педагогическая задача – помочь учащимся осознать Божественную идею создания человека творческого, свободного в выборе своей жизни, деятельности и служению добру. Люди должны научиться преодолевать соблазны и выбирать тот путь, который подсказывает нам совесть, т.е. Закон Божий в душе. Эту ключевую мысль важно укоренить в сознании детей. Далее предлагается вариант занятий по урокам 15-16, использующий методические разработки к проекту «ОРКиСЭ» по модулю «ОПК» и авторские разработки тренера-преподавателя Т.Э.Кирилловой. Примерный план организации занятий Цель урока 15: узнать и прочувствовать назначение православного храма и его устроение. Задачи: закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности; понять суть свободы человека. Ключевые слова и выражения: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь. Цели и задачи урока 16: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры. Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени. Выявление восприятия, мотивация - Человека, особенно горожанина, в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? (жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д.) - Как вы думаете, каких зданий было больше в старинных русских городах? Послушайте описание Вологды, данное англичанином Дженкинсом в веке: «Одноэтажные, реже 2-х этажные деревянные постройки, сливались с низким характером рельефа города. Оживлялась эта монотонность вертикалями многочисленных церквей и колоколен, которые сначала тоже были деревянными, и только с конца XVI в. начали заменяться каменными зданиями. Звон более 400 колоколов плыл над городом… При небольших размерах города именно храмы определяли панораму города и составляли его силуэт». - О каких 1 и 2-х этажных деревянных постройках писал англичанин? - Что оживляло монотонность равнинного рельефа города? - Что создавало панораму города по мнению Дженкинса? - Рассмотрите план-схему старой Вологды. Можете ли вы согласиться с мнением английского гостя? Дайте развернутый ответ. Действительно, Вологда всегда славилась количеством церквей. В середине XVIII в. вологжане жили в деревянных домах, основой которых был сруб с различными пристройками. Дом ставился со стороны улицы, далее шли огород и сад. По улицам города вплоть до начала XX в. разгуливали овцы и козы, а на ближайших пастбищах паслись коровы и лошади. До 1830 года только немногие площади города были вымощены булыжником. Зато украшением города были многочисленные храмы. - Сколько церквей указано на схеме Вологды в XVI- XVIII вв.? Размышляем сами. Согласно свидетельствам, в Вологде в середине XVIII в. было более 50 храмов, в Великом Устюге 21, в Архангельске 10. К 1917 году в Вологде проживало 30 тысяч жителей, живущих в основном в деревянных домах, и действовало 55 православных величественных каменных храмов. - Подумайте и ответьте, зачем люди отдавали последние деньги на строительство и работу такого количества храмов? - Что люди делают в храмах? Работа с диском. Урок 15. Контроль. Выполните задание № 1 (Почему православные называют храм «Домом Божиим»?) Выполните задание № 4 (Человек приходит в храм, чтобы…) Форма храма. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с вертолета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды (показать иллюстрации) - Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы? (Корабль спасает в бурных водах; крест – наше спасение и защита; круг – символ бесконечности и вечной жизни; звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни). Купола. Купола – символ устремленность к миру Горнему, соединение земного и небесного. - Чем отличается крыша храма от других построек? (Она венчается куполами и крестами). Форма куполов тоже различна. Первоначально купола были в виде воинского шлема, и сам храм был похож на русского воина (Дмитриевский храм г.Владимира). Позже купол стал походить на пламя свечи (Софийский собор г. Вологды). А с XVII в. купола стали делать в виде вазонов (храм Александра Невского г. Вологды) Но всегда купол венчается крестом. Количество куполов бывает различно и тоже символично. (Дополнительный материал см. на сайте «Основы православия» http://pravoslav.at.tut.by/hram/hram.html). Части храма. - Вам уже приходилось бывать в православных храмах? - Что вы там видели? - Что слышали? - Что чувствовали при посещении храма? - А на какие части делится храм внутри? При ответе на вопросы дети могут давать разные ответы. Важно подвести их к традиционному устроению храма: притвор, место для молящихся, солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей, алтарь. Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства или использовать материал диска для данного урока. Учитель должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания. Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве. Роль священнослужителей в деятельности храма (работа с текстом учебника). В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. - В чем заключается служение священника? - А что там делают люди? Подробнее об этом узнаете в учебнике на стр. 48-49 Молитва. - Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? - Почему в молитве нельзя просить зла? - Может ли православный христианин молиться вне храма? (Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!) - А что помогает молитве в храме? (Иконы) Иконы. - Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины (иконы: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский, Спас Нерукотворный или другие и картины: «Опять двойка!» Решетникова, «Аленушка» Васнецова, «Иван Грозный» В. Васнецова). Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение. - Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит? (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам). - Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). - Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы. - Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтоб дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св.Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что иконы это не предмет рассматривания только, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас. Это возможное объяснение обратной перспективы). - Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? - Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? - Что является источником света на картине? А на иконе? - Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не, например, солнце? - Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? - Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего он является на иконе? - Вспомните, почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? - Как появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания? - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Иконостас. - Где располагаются иконы в храме? (На стенах в киотах, на аналойных столиках, в иконостасе) - Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда? Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами и поработать с материалами диска. - Какие двери ведут в алтарь? Почему в алтарь нет общего доступа? Подводим итоги. - Найдите в последнем абзаце текста (стр. 51) определение культуры. Прокомментируйте свое согласие или несогласие. Как вы думаете, такое понимание культуры помогает человеку расти и развиваться? - Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»: Благословлённая Вечной природой, Ставшая телом живым благодать, Кружит пчела, чтобы воском и медом За сотворенье природе воздать. Пусть мне простят – но ни много, ни мало Быть на пчелу я похожим хочу, Чтоб и мое бытие даровало Мёд - человеку, и Богу - свечу. - В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу? Сядем в кружок - Как вы думаете, зачем существуют правила поведения и общепринятые жесты в различных общественных местах? - Какие правила поведения в храме вы знаете? - Какие храмы в нашей местности вам известны? - Для чего люди ходят в храм? В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе - точки взаимодействия меняются местами: от источника света- святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать. Примерный алгоритм проведения экскурсии 1. Перед входом в храм, на улице - Где обычно строились храмы? - Какой формы данный храм? - Как узнают люди о службе? - Определите три части, которые выделяют в любом храме - Как называется выступающая часть храма? - Можно ли сориентироваться по сторонам света, глядя на храм? - Какой части храма она соответствует? - Чем завершается любой храм? - Какой формы купола нашего храма? - Давайте вспомним правила поведения в храме 2. На паперти (крыльце) - Подумайте, почему в храм заходят, поднимаясь по ступеням? - Что мы видим перед дверями храма и над ними? (Так как храм – это дом Божий, в котором невидимо пребывает Бог, то Его и изображают над входом в храм, напоминая людям, как надо себя в нем вести). 3. В притворе - Каждый храм похож на человека. У него есть имя. Как оно дается? (Рассказ об имени своего храма). - Как у человека, так и у храма есть день рождения. От чего это зависит? (Рассказ о престольном празднике данного храма). - Что делают люди в притворе? - Найдите канун. О чем перед ним молятся люди? - Найдите иконы Спасителя, расположенные в этой части храма. - А какие иконы посвящены Пресвятой Богородице? Как вы узнали? - Иконы каким известным вам святым вы видите? В каких обстоятельствах люди к ним обращаются? - Как называется светильник, висящий под потолком? - Как узнать наиболее почитаемые иконы данного храма? (Краткий рассказ о них). 4. В средней части храма - Что отделяет эту часть от Святая Святых – алтаря? - Сколько рядов у данного иконостаса? Назовите их - Найдите храмовую икону. Где она располагается? Какое же имя носит наш храм? - О наиболее почитаемой иконе данного храма. Где она находится? - Что в центре иконостаса? Как называются эти врата? Почему? - Что изображено на Царских вратах? - А над ними? - Какие двери есть еще в иконостасе? Кто ими пользуется? - Рассмотрите внимательно деисусный ряд и подумайте, Кто спасает всех? - А кого верующие люди берут себе в помощь во время молитвы? - Что стоит в центре храма? - Какая праздничная икона сегодня на аналое? - Найдите место, где стоят певцы и чтецы во время службы? Как оно называется? - А кто совершает Богослужение в храме? Как принято к ним обращаться? 5. Алтарь Краткий рассказ об устройстве. 6. Ответы на те вопросы, которые есть у учащихся. 7. Закрепление. - Отгадайте загадки: «Не дворец, а для Царя. Не плывет, а корабль» (Церковь) «Через озеро мосток, посредине огонек» (лампада) «На стене окно, в мир иной оно» (икона) «На цепи дом висит, из под крыши дым валит, дым к Богу летит» (кадило) «Висит цветок, внутри лепесток, к нему прикасаются, музыка разливается» (колокол) «Не во рту, а говорит, не птица, а летает» (язык колокола) «Дверей много, а входят не все» (алтарь) «Кто уединяется и к ней обращается, с Богом соединяется» (молитва) Коллектив Епархиальной комиссии по проекту «ОРКиСЭ» |