Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.16 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер95.16 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Методические рекомендации по организации урочной и внеурочной работы по темам «Храм», «Икона».

Уроки 15-16.
Без предварительной подготовки впечатления о храме обычно фрагментарны, бессистемны, так как внешнее зрение детей рассеянно и поверхностно, а внутреннее еще не сформировалось, поэтому рекомендуется сначала провести знакомство с материалом по темам «Храм» и «Икона» на уроке, а затем организовать практическое занятие (экскурсию в храм, заочное путешествие, посещение музея и т.п.). По усмотрению педагога можно провести оба урока, либо совместить их в один.
Для того чтобы передать свои чувства и впечатления, необходимо суметь в видимом мире увидеть невидимое, и в словарном запасе найти самые яркие, точные и верные слова. На занятиях новые слова пополнят словарь, который предстоит освоить учащимся. Одни слова войдут в активный словарь, и дети смогут свободно употреблять их в устной и письменной речи, у других будут знать общий смысл.

Учителю важно помнить, что тайна пронизывает большинство непостижимых до конца слов: Бог, храм, слово - поэтому на занятии и во время экскурсии важно создать атмосферу благоговения перед ними. Позже их отзвук дети будут находить во многих простых и привычных словах, таких как богач, разбогател, хранение, спасибо, словарь и т.п.

Что мы можем, с учетом возраста детей сказать о Боге? Важно опираться на знания детей, полученные на предыдущих занятиях, их жизненный опыт. В ходе данной темы необходимо осознать Его как Творца всего видимого и невидимого, восхититься гениальностью Создателя, сотворившего всю природу и ее венец – человека, постичь Его безмерные долготерпение и любовь к Своему созданию и данное Им человеку право на собственный выбор пути. Через Священное Писание и иконы Бог предостерегает людей от неверного выбора пути, посылая Своих пророков и апостолов. Он учит нас праведной жизни на примерах житий праведников и святых.

Важно осознать, что Бог – это воплощенная любовь, справедливая, строгая и ответственная. И лучше всего это чувствуется в храме, в окружении икон, в особой атмосфере, царящей там…

Важнейшая педагогическая задача – помочь учащимся осознать Божественную идею создания человека творческого, свободного в выборе своей жизни, деятельности и служению добру. Люди должны научиться преодолевать соблазны и выбирать тот путь, который подсказывает нам совесть, т.е. Закон Божий в душе. Эту ключевую мысль важно укоренить в сознании детей.

Далее предлагается вариант занятий по урокам 15-16, использующий методические разработки к проекту «ОРКиСЭ» по модулю «ОПК» и авторские разработки тренера-преподавателя Т.Э.Кирилловой.
Примерный план организации занятий
Цель урока 15: узнать и прочувствовать назначение православного храма и его устроение.

Задачи: закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности; понять суть свободы человека.

Ключевые слова и выражения: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Цели и задачи урока 16: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Ключевые слова и выражения: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Выявление восприятия, мотивация

- Человека, особенно горожанина, в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? (жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д.)

- Как вы думаете, каких зданий было больше в старинных русских городах?
Послушайте описание Вологды, данное англичанином Дженкинсом в веке:

«Одноэтажные, реже 2-х этажные деревянные постройки, сливались с низким характером рельефа города. Оживлялась эта монотонность вертикалями многочисленных церквей и колоколен, которые сначала тоже были деревянными, и только с конца XVI в. начали заменяться каменными зданиями. Звон более 400 колоколов плыл над городом… При небольших размерах города именно храмы определяли панораму города и составляли его силуэт».
- О каких 1 и 2-х этажных деревянных постройках писал англичанин?

- Что оживляло монотонность равнинного рельефа города?

- Что создавало панораму города по мнению Дженкинса?
- Рассмотрите план-схему старой Вологды. Можете ли вы согласиться с мнением английского гостя? Дайте развернутый ответ.
Действительно, Вологда всегда славилась количеством церквей. В середине XVIII в. вологжане жили в деревянных домах, основой которых был сруб с различными пристройками. Дом ставился со стороны улицы, далее шли огород и сад. По улицам города вплоть до начала XX в. разгуливали овцы и козы, а на ближайших пастбищах паслись коровы и лошади. До 1830 года только немногие площади города были вымощены булыжником. Зато украшением города были многочисленные храмы.
- Сколько церквей указано на схеме Вологды в XVI- XVIII вв.?
Размышляем сами.

Согласно свидетельствам, в Вологде в середине XVIII в. было более 50 храмов, в Великом Устюге 21, в Архангельске 10. К 1917 году в Вологде проживало 30 тысяч жителей, живущих в основном в деревянных домах, и действовало 55 православных величественных каменных храмов.
- Подумайте и ответьте, зачем люди отдавали последние деньги на строительство и работу такого количества храмов?

- Что люди делают в храмах?
Работа с диском.

Урок 15. Контроль.

Выполните задание № 1 (Почему православные называют храм «Домом Божиим»?)

Выполните задание № 4 (Человек приходит в храм, чтобы…)
Форма храма.

Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с вертолета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды (показать иллюстрации)

- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?

(Корабль спасает в бурных водах; крест – наше спасение и защита; круг – символ бесконечности и вечной жизни; звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни).
Купола.

Купола – символ устремленность к миру Горнему, соединение земного и небесного.

- Чем отличается крыша храма от других построек?

(Она венчается куполами и крестами).
Форма куполов тоже различна. Первоначально купола были в виде воинского шлема, и сам храм был похож на русского воина (Дмитриевский храм г.Владимира). Позже купол стал походить на пламя свечи (Софийский собор г. Вологды). А с XVII в. купола стали делать в виде вазонов (храм Александра Невского г. Вологды) Но всегда купол венчается крестом. Количество куполов бывает различно и тоже символично. (Дополнительный материал см. на сайте «Основы православия» http://pravoslav.at.tut.by/hram/hram.html).
Части храма.

- Вам уже приходилось бывать в православных храмах?

- Что вы там видели?

- Что слышали?

- Что чувствовали при посещении храма?

- А на какие части делится храм внутри?
При ответе на вопросы дети могут давать разные ответы. Важно подвести их к традиционному устроению храма: притвор, место для молящихся, солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей, алтарь.

Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства или использовать материал диска для данного урока. Учитель должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания. Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.
Роль священнослужителей в деятельности храма (работа с текстом учебника).

В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы.

- В чем заключается служение священника?

- А что там делают люди?

Подробнее об этом узнаете в учебнике на стр. 48-49

Молитва.

- Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся?

- Почему в молитве нельзя просить зла?

- Может ли православный христианин молиться вне храма? (Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!)

- А что помогает молитве в храме? (Иконы)
Иконы.

- Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины (иконы: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский, Спас Нерукотворный или другие и картины: «Опять двойка!» Решетникова, «Аленушка» Васнецова, «Иван Грозный» В. Васнецова). Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение.
- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит? (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по очень строгим канонам-правилам).
- Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь).
- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.
- Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтоб дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, св.Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что иконы это не предмет рассматривания только, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас. Это возможное объяснение обратной перспективы).

- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

- Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

- Что является источником света на картине? А на иконе?

- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не, например, солнце?

- Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

- Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего он является на иконе?

- Вспомните, почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

- Как появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Иконостас.

- Где располагаются иконы в храме? (На стенах в киотах, на аналойных столиках, в иконостасе)
- Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами и поработать с материалами диска.
- Какие двери ведут в алтарь? Почему в алтарь нет общего доступа?
Подводим итоги.

- Найдите в последнем абзаце текста (стр. 51) определение культуры. Прокомментируйте свое согласие или несогласие. Как вы думаете, такое понимание культуры помогает человеку расти и развиваться?
- Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Благословлённая Вечной природой,

Ставшая телом живым благодать,

Кружит пчела, чтобы воском и медом

За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало

Быть на пчелу я похожим хочу,

Чтоб и мое бытие даровало

Мёд - человеку, и Богу - свечу.
- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?
Сядем в кружок

- Как вы думаете, зачем существуют правила поведения и общепринятые жесты в различных общественных местах?

- Какие правила поведения в храме вы знаете?

- Какие храмы в нашей местности вам известны?

- Для чего люди ходят в храм?
В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе - точки взаимодействия меняются местами: от источника света- святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.





Примерный алгоритм проведения экскурсии
1. Перед входом в храм, на улице

- Где обычно строились храмы?

- Какой формы данный храм?

- Как узнают люди о службе?

- Определите три части, которые выделяют в любом храме

- Как называется выступающая часть храма?

- Можно ли сориентироваться по сторонам света, глядя на храм?

- Какой части храма она соответствует?

- Чем завершается любой храм?

- Какой формы купола нашего храма?

- Давайте вспомним правила поведения в храме
2. На паперти (крыльце)

- Подумайте, почему в храм заходят, поднимаясь по ступеням?

- Что мы видим перед дверями храма и над ними? (Так как храм – это дом Божий, в котором невидимо пребывает Бог, то Его и изображают над входом в храм, напоминая людям, как надо себя в нем вести).
3. В притворе

- Каждый храм похож на человека. У него есть имя. Как оно дается? (Рассказ об имени своего храма).

- Как у человека, так и у храма есть день рождения. От чего это зависит? (Рассказ о престольном празднике данного храма).

- Что делают люди в притворе?

- Найдите канун. О чем перед ним молятся люди?

- Найдите иконы Спасителя, расположенные в этой части храма.

- А какие иконы посвящены Пресвятой Богородице? Как вы узнали?

- Иконы каким известным вам святым вы видите? В каких обстоятельствах люди к ним обращаются?

- Как называется светильник, висящий под потолком?

- Как узнать наиболее почитаемые иконы данного храма? (Краткий рассказ о них).
4. В средней части храма

- Что отделяет эту часть от Святая Святых – алтаря?

- Сколько рядов у данного иконостаса? Назовите их

- Найдите храмовую икону. Где она располагается? Какое же имя носит наш храм?

- О наиболее почитаемой иконе данного храма. Где она находится?

- Что в центре иконостаса? Как называются эти врата? Почему?

- Что изображено на Царских вратах?

- А над ними?

- Какие двери есть еще в иконостасе? Кто ими пользуется?

- Рассмотрите внимательно деисусный ряд и подумайте, Кто спасает всех?

- А кого верующие люди берут себе в помощь во время молитвы?

- Что стоит в центре храма?

- Какая праздничная икона сегодня на аналое?

- Найдите место, где стоят певцы и чтецы во время службы? Как оно называется?

- А кто совершает Богослужение в храме? Как принято к ним обращаться?
5. Алтарь

Краткий рассказ об устройстве.
6. Ответы на те вопросы, которые есть у учащихся.

7. Закрепление.

- Отгадайте загадки:

«Не дворец, а для Царя. Не плывет, а корабль» (Церковь)

«Через озеро мосток, посредине огонек» (лампада)

«На стене окно, в мир иной оно» (икона)

«На цепи дом висит, из под крыши дым валит, дым к Богу летит» (кадило)

«Висит цветок, внутри лепесток, к нему прикасаются, музыка разливается» (колокол)

«Не во рту, а говорит, не птица, а летает» (язык колокола)

«Дверей много, а входят не все» (алтарь)

«Кто уединяется и к ней обращается, с Богом соединяется» (молитва)

Коллектив Епархиальной комиссии по проекту «ОРКиСЭ»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск